Русская линия
Газета.Ru Эля Вермишева07.05.2004 

Католики признали, что Россия не Новая Гвинея
(Трудности православно -католического диалога)

Отношения между Русской православной и Римско-католической церквями начинают постепенно налаживаться. Сразу после первых переговоров по преодолению разногласий между РПЦ и РКЦ католики заговорили «о некоторых ошибках», которые они совершили в России. Речь идет о прозелитизме, в котором православные обвиняют католиков.

В среду в Москве состоялось первое заседание совместной рабочей группы по рассмотрению проблем в отношениях между Русской православной и Римско-католической церквями.

По итогам встречи генеральный секретарь Конференции католических епископов России Игорь Ковалевский признал, что католическая церковь действительно совершала в России ошибки, хотя это и не было намеренной практикой.

По словам Ковалевского, Ватикан не рассматривает Россию как страну для миссионерства и понимает, что Россия «не Новая Гвинея и не африканская страна, в которой необходимо проповедовать христианство. Это страна с тысячелетней христианской культурой», поэтому никто не стремится окатоличивать Россию.

Отношения между католической и православной церквями особенно ухудшились после того, как в 2002 году Ватикан решил поднять статус апостольских администратур в России до уровня полноценных епархий. Православная церковь в ответ обвинила католиков в прозелитизме и развернула антикатолическую кампанию. Каждый визит папы римского в республики бывшего Советского Союза сопровождался гневными отповедями Священного синода РПЦ, как и деятельность католических священников на территории России. Некоторые из них были даже высланы.

РПЦ официально отрицает свою причастность ко всем экстрадициям католиков, но не секрет, что из России выгоняют самых активных миссионеров.

В прошлом году Московская патриархия даже обратилась с письмом к главе всех католиков России Тадеушу Кондрусевичу, в котором перечисляла случаи католического прозелитизма в России. В ответ было направлено письмо, из которого следовало, что все действия католических священников в РФ осуществляются для удовлетворения духовных нужд верующих, а новые католические приходы возникают только по просьбе или с согласия местных властей.

Известно также, что Римско-католическая церковь не признает понятия «каноническая территория», а в качестве идейной основы продвижения на восток выбрала право каждого на свободу вероисповедания. Ситуация в итоге обострилась до того, что в 2002 году Русская православная церковь официально уведомила Ватикан о нежелательности запланированного на вторую половину февраля визита в Москву главы папского совета по содействию христианскому единству кардинала Вальтера Каспера.

Однако в 2004 году Каспер все-таки приехал в Москву «для общения с католическими священниками России». Но несмотря на это, встреча кардинала Каспера с патриархом Московским и всея Руси Алексием II все-таки состоялась. После чего и была создана совместная комиссия Русской православной и Римско-католической церквей, которая должна решить спорные вопросы в отношениях двух церквей. Кроме проблемы с миссионерской деятельностью католиков в России речь идет о конфликте между греко-католиками и православными на Западной Украине.

Само появление такой комиссии, а также заявления Игоря Ковалевского дают некоторый шанс на потепление отношений.

Как пояснил «Газете.Ru» пресс-секретарь Конференции католических епископов России Виктор Хруль, Ковалевский говорил «об ошибках, которые можно было расценить как прозелитизм. Проблема в том, что никто не пытается определить, что такое прозелитизм».

«Если прозелитизм — это переманивание из одной христианской общины в другую недостойными методами, то нужно ли считать таковым работу в приютах, опеку детей, тем более если их никто не пытается обратить в свою веру, — сообщил Хруль. — Почему „Сестер матери Терезы“, которые открыли в Москве два приюта, никто не обвиняет в миссионерской деятельности, а попытки католических священников заняться безнадзорными детьми вызывают неприятие со стороны православной церкви?.. Непонятно, к чему приведет подход, когда будут все время рассматриваться конкретные конфликтные ситуации, а общее определение понятия „прозелитизм“ не будет выработано».

Заместитель председателя отдела внешних связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин прокомментировал ситуацию «Газете.Ru» так: «Нас радует, что Ватикан говорит, что не желает обращать православных в католичество. Тем не менее ряд фактов говорит о том, что такая деятельность католическими саященниками все-таки ведется».

По словам Чаплина, совместная комиссия как раз призвана рассматривать конкретные конфликтные случаи и выяснять, подпадают ли они под общее понятие «прозелитизм». Так, в Лобне католическая община, которая опекает детдом «Родничок», одновременно занимается религиозным воспитанием детей, говорит Чаплин. Похожая ситуация сложилась в одном из детских приютов Новосибирска. Кстати, добавил Чаплин, в Новосибирске католические священники распространили свою миссионерскую активность и на взрослых жителей города.

Подобные устремления католических священников православная церковь считает неприемлемыми. «Другое дело, если в католических приютах в России работают православные священники, как, например, в Ярославской области, где действует католический центр по работе с наркоманами. Его руководители пригласили православных священников для духовной опеки своих подопечных», — отметил Чаплин.

Для мирян проблемы между православной и католической церквями, а также действия по сближению христианских конфессий выглядят несколько иначе. «Подобные признания католиков означают лишь, что они отчаялись добиться справедливости от нашего государства, которое декларирует равенство всех конфессий, но не обеспечивает его в реальности, — заявил „Газете.Ru“ директор Института изучения религии в странах СНГ и Балтии Николай Митрохин. — В итоге создается ситуация, когда католических священников периодически выдворяют из страны и пресекают их деятельность. Теперь они вынуждены идти на дипломатические шаги, признаваясь в тех действиях, которых не совершали. Католики просто оказались в ситуации, когда нужно каяться.

На протяжении многих лет РПЦ просто эксплуатирует мифы как о прозелитизме, так и о греко-католической экспансии на Украине, хотя на самом деле есть масса примеров того, как католики и православные там благополучно сосуществуют и сотрудничают.

Поэтому вряд ли стоит ожидать потепления отношений между церквями, ведь на самом деле эти отношения зависят от сложных процессов, которые протекают внутри самой православной церкви, а не от того, как ведут себя католики в России».


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru