Страна.Ru | Мария Свешникова | 07.05.2004 |
— Можно сказать, что это особый случай. Так ручка не знает, о чем она будет писать, а кисть не ведает, что она будет рисовать. Но, когда Бог выбирает кого-то, чтобы в Церкви возникло Его новое дело, этот человек даже не догадывается о том, что он должен будет сделать, поскольку он — только инструмент. Так было и в моем случае.
Шел 1943 год. Мне было немногим больше 20 лет. Мой родной город Тренто непрерывно подвергался бомбардировкам. Самый сильный и очевидный урок войны — все вокруг рушится. Оставался только Бог. Бог, который даже в той обстановке ненависти и насилия открыл Себя как Любовь.
Это было блестящее открытие, поражающее гораздо сильнее, чем бомбы, сыплющиеся на Тренто, и — мгновенно объединившее молодежь и поддержанное ею. Это была та искра, которая вдохновила зарождающееся Движение. Наша жизнь радикально изменилась. Как можно было ответить на эту любовь? Мы нашли ответ в Евангелии, в заповедях Христа: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин. 15.12). В словах «Да будут все едино» (Ин. 17.21) мы открыли смысл нашей жизни, чтобы принести единство повсюду, где есть разделение. Так родилось новое течение евангельской жизни, которое за 60 лет охватило миллионы более чем в 180 странах мира.
Поскольку Евангелие — книга на все времена. В нем заключена та искра, от которой во всем мире продолжает загораться огонь, принесенный Иисусом.
— Почему Церкви оказались нужны Движения?
— В переломные для человечества моменты Бог, направляющий историю, дает начало духовным течениям, чтобы вернуть людей к подлинной евангельской жизни. Так случается, когда «человечество, — как писал Папа Римский в обращении на шестидесятилетие нашего Движения, — рискует оказаться практически «без души».
С этой точки зрения Иоанн Павел II признает «важную роль церковных Движений, верных живительному действию Святого Духа», и воодушевляет их «продолжать пророческую деятельность».
По мнению Папы Римского, Движения — «это дар Бога и надежда для людей», потому что они обновляют христианство, помогая предвидеть «новую весну».
— Каковы перспективы существования и дальнейшего развития Движений?
— С первой, исторической встречи Движений и Новых общин с Папой Римским в канун Пятидесятницы 1998 года на площади Святого Петра у 256 Движений и Новых общин (католических) возникло общение еще со 150 общинами и группами евангелистов, православных и англикан не только в Европе, но и во всем мире. (3 мая 1998 года глава Католической Церкви Иоанн Павел II пригласил представителей всех основных католических движений в Ватикан, тем самым официально признав и подтвердив их право на существование.)
Какие нас ждут перспективы? Мы можем их только предположить. Мы хотели бы вместе осуществить мечту: сделать так, чтобы родилась «Европа духа», которая могла бы одухотворить новую Европу. После двух мировых войн европейские нации объединяются. Движения, порожденные Святым Духом, могут помочь Европе вновь открыть для себя живительную и объединяющую силу Евангелия.
Мы рассчитываем на то, что вехой на пути осуществления этой мечты станет грандиозное событие — 8 мая в Штутгарте, в Германии. Только там нас соберется около десяти тысяч человек. Кроме того, посредством спутниковой связи мы свяжемся с десятками тысяч людей одновременно в 140 городах — от Лиссабона до Москвы, от Северной Ирландии до Мальты. Вместе мы хотим сделать ощутимым то братство, которое уже связало разные народы континента как модель новой Европы.
— Поскольку вы — женщина, как к вам относились как к лидеру религиозного движения?
— Есть фраза в Евангелии, которой я всегда руководствовалась в моих отношениях с церковными иерархами — «Тот, кто слушает вас, Меня слушает» (Лк. 10,16). Тот, кто слушает епископа, слушает Христа. Мы всегда были готовы отказаться от всего, если бы только наш епископ пожелал этого. Когда мы пришли к монсеньеру Карло Де Феррари, он выслушал нас, улыбнулся и сказал: «В этом перст Божий».
Наше зарождающееся Движение было настолько новаторским, и не только в том, что во главе его стояла женщина, что путь до первого папского одобрения в 1962 году был не без трудностей. Но Церковь изучила, увидела и поняла. И невообразимым оказался плод, который принесло Движение.
— Как Вам кажется, изменилось ли сегодня отношение к женщине-руководителю в Католической Церкви?
— Уже с папой Павле VI, но, особенно, с нынешним Папой Римским у нашего движения прекрасные отношения.
Несколько месяцев назад, когда мы праздновали шестидесятилетие со дня основания движения, Папа сам позвонил, чтобы поздравить. Но еще до того он прислал мне прекрасное письмо. Кроме того, уже стало традицией, что седьмого или восьмого августа, в день святой Кьяры, он звонит мне, чтобы поздравить. Он благословил нас на то, чтобы в будущем во главе движения, которое охватывает все светские и религиозные призвания, всегда была женщина.
И еще: в послании Novo millennio ineunte он практически предложил нашу духовность единства всей Церкви, назвав ее духовностью общения. Кроме того, меня приглашали на Конференции епископов Бразилии, Аргентины, Филиппин, Тайваня, Швейцарии, Польши (я упомянула только малую часть) с тем, чтобы я рассказала о харизме единства.
— В прошлом году я побывала на съезде Западноевропейского православного братства, где самым серьезным образом обсуждалась возможность (или невозможность) рукоположения женщин. Ваше отношение к женщинам-священникам? Считаете ли вы это допустимым, или у женщины в Церкви другое предназначение? Какое?
— Женское священство было животрепещущим вопросом, способным осложнить экуменические отношения, например, с Англиканской Церковью. Действительно, Иисус не высказывался на эту тему, но подарил женщине несравненную модель, на которую равнялись великие женщины во все времена — Марию, Свою Матерь. И в Ней сосредоточены все качества, которыми должна обладать женщина. Смотря на Нее, можно понять, что не к священству должно стремиться, потому что иным и незаменимым является особое призвание женщины.
Как отметил Папа в Mulieris dignitatem, «в женщине заключена основа любви и самая великая харизма». Мужчины попадают в рай не за то, что они священники или епископы, несмотря на то, что Христос на них основал Свою Церковь, а потому, что Он любил их. Священство преходяще, но любовь останется и в иной жизни. И наша задача, как части народа Божия, сохранить эту истину.
— Если призвание женщины — в любви, какие перспективы вы видите для женщины в Церкви?
— Призвание в сверхъестественной любви. Ради любви и с любовью, которой женщина проникнута естественным образом и которая побуждает ее к самопожертвованию, можно найти собственное место в Церкви. Женщина — служитель любви, так как она во все века и до сего дня поддерживает живое присутствие Марии в Церкви. Будучи служителем любви, женщина делает более плодотворным то, что совершают священники и епископы, напоминая слова апостола Павла, что, если отдать себя на сожжение без любви, — все суета. Если в служителях Божиих нет любви — все окажется низведено до формальности, до простого обряда. Если верно то, что Церковь в своей иерархии руководится преемниками апостолов, то есть мужчинами, не подлежит сомнению и то, что в харизматическом плане Церковь направляют как женщины, так и мужчины.
Цитируя богослова Ганса Урса фон Бальтазара, Папа утверждает, что «Мария — царица апостолов, не претендуя на апостольские полномочия для Себя. Она имеет нечто другое и намного большее». Именно в этом будущее женщины в Церкви.
— Если бы у вас была возможность заглянуть в будущее, и вы бы увидели свою сегодняшнюю жизнь, как она есть, вы бы решились еще раз основать «Фоколяр»?
— Как я уже сказала, конечно же, не я решила основать «Фоколяр». Я только попытался продолжать день за днем исполнять волю Божию. У меня не было иного выбора. Напротив, теперь, по прошествии 60 лет, стоит мне только задуматься о том, что вижу перед собой новый народ, рожденный Евангелием, распространившееся повсеместно огромное движение, которому никакая человеческая сила не смогла бы дать начало, меня охватывает волнение, а в сердце звучит благодарность Богу.
Я не могу не благодарить Его за то, что Он даровал нам совершенно новую духовность, одновременно индивидуальную и общинную. И очень своевременную. За то, что Он помог открыться мне и многим другим для всего человечества, других христиан, для верующих разных религий, для всех людей доброй воли.
Я благодарна за то, что Он дал мне особую миссию — содействовать Церкви в исполнении завещания Христа «Да будут все едино», в создании по всему миру всеобщего братства.
Кьяра Любич родилась в 1921 году в городе Тренто в Италии. В 1943 году, когда ее родной город подвергся бомбардировкам, Кьяра со своими подругами открыли в бомбоубежище Евангелие, и одно место в Священном Писании, ставшее позже основой всей жизни, их особенно поразило — «Да будут все едино». Именно тогда они решили посвятить свою жизнь Богу. Так зародилось движение «Фоколяр». В его Уставе записано, что главой движения всегда будет женщина, что подтверждено Ватиканом. В 1960 году, когда состоялось знакомство с группой лютеран, движение вышло за рамки Католической Церкви. За годы своего существования движение распространилось на все континенты в 198 странах мира. В нем участвуют более двух миллионов христиан разных конфессий, приверженцев других религий и людей доброй воли.
Сегодня движением «Фоколяр» заинтересовались англикане, православные, протестанты, мусульмане, буддисты. Роль Кьяры Любич и «Фоколяра» признала не только Католическая Церковь, но и главы самых значимых религий мира, что подтверждено многочисленными учеными степенями, в том числе «Honoris Causa», а также званиями «Почетный гражданин города» многих стран.
17 декабря 1996 года Кьяре Любич была вручена международная премия ЮНЕСКО «За вклад в дело мира».