Русская линия
Мегаполис-Экспресс Алексей Харламов05.05.2004 

В джунглях Индии родилась девочка
Папа велел ей стать великой

Ни одного зарубежного лидера в СССР не любили так, как Индиру ГАНДИ. В 70 — 80-е годы тысячи девочек были названы в честь премьер-министра Индии. Никого из иностранцев так не оплакивали — ее убийство стало для наших людей поистине всенародным горем.

В Москве, на площади ее имени, стоит памятник Индире Ганди. Сегодня в нашей стране это самый монументальный символ памяти тех, кто пал от рук религиозных фанатиков.

Индия — наиболее передовая из азиатских стран по части продвижения прекрасного пола во власть. А началось все с Индиры. Она появилась на свет 19 ноября 1917 года и впоследствии очень любила подчеркивать, что родилась почти одновременно с Октябрьской революцией в России, находя в этом некий пророческий смысл.

У нас нередко, основываясь на совпадении фамилий, воображают, будто Индира — дочь Махатмы Ганди. Нет, Ганди она стала по мужу, а ее отцом был Джавахарлал Неру, в будущем первый премьер-министр Индии (в Москве есть площадь, названная и в его честь).

Неру — один из самых высокородных и древних брахманских кланов, члены которого считались в Индии кем-то вроде полубогов. Индийские аристократы скрупулезно заботились о чистоте крови, сумев сохранить свой тип внешности на протяжении 4 тысячелетий — с той поры, когда их предки-арии пришли в Индию из причерноморских степей и с Северного Кавказа.

Неру были не только знатны, они были еще и очень богаты. Такие влиятельные семьи британцы старались приручить. Дед Индиры получил от британской короны дворянское звание, именуясь «сэр Мотилал». Ее гордого отца почести из рук колонизаторов не соблазнили — европейски образованный и по-европейски воспитанный, Джавахарлал (в своих мемуарах он с горечью признавался, что чувствовал себя равно чужим и в Англии, и в Индии) избрал путь борца за независимость.

Индира была единственным его ребенком, и вопреки патриархальным традициям страны Джавахарлал желал видеть в ней продолжение самого себя — волевую, высокообразованную личность и полноценного помощника в политической борьбе. Когда девушка училась в Оксфорде, он сидел за свои свободолюбивые устремления в тюрьме, откуда написал дочери около 200 писем-эссе. Сегодня их собрание считается одним из лучших и наиболее понятных европейцу трудов по истории и культуре Индии.

На пару десятков лет отец и дочь стали как бы одним целым. Она была его духовным и политическим творением, личным секретарем и советником, сопровождала во всех поездках. Помимо этого, они были настоящими друзьями. Джавахарлал был откровенен с Индирой, как ни с кем, доверяя ей свои депрессии, разочарования и даже личные проблемы.

Неудовольствие между отцом и дочерью возникло лишь однажды — когда в 1941 году Индира собралась замуж. Лидер национально-освободительного движения готов был сидеть в тюрьме, голодать, умереть за свободу родины. Но к тому, что обожаемая дочка выйдет замуж за человека из презираемого сословия, брахман Неру с его 4-тысячелетней родословной готов все же не был.

Избранником Индиры стал Фероз Ганди. Он был из семьи зороастрийцев-огнепоклонников, которые, чтобы не осквернять трупами огонь и землю, отдают своих покойников на съедение грифам. Рядом с зороастрийцем не сел бы в автобусе не только благородный брахман, но и индус из более низкой касты.

Когда в Индии узнали о помолвке дочери их лидера с парией, поднялась волна возмущения «кощунством». Были даже угрозы физической расправы. Но Индира настояла на своем, тем более что в ее защиту выступил почитаемый в качестве общеиндийского святого Махатма Ганди — однофамилец жениха. Зачем ей понадобился этот брак, однако, остается загадкой. Непохоже, чтобы она любила Фероза — вместе они жили мало, почти все время Индира проводила с отцом. Биографы считают, что она пошла на мезальянс, потому что сознавала: жених из равной по благородству семьи не даст ей пренебрегать ради политики обязанностями жены.

Джавахарлал умер в 1964 году. Индира к тому времени была уже видным политиком, занимая пост министра информации. Вскоре она становится председателем правящей партии Индийский национальный конгресс, а в 1966 году — премьер-министром. То есть главой страны, поскольку в Индии таковым является именно премьер, лидер победившей на выборах партии.

Индологи до сих пор гадают, какую роль в возвышении Индиры сыграл авторитет покойного отца, а какую — невероятная сила характера, присущая ей самой. О ее способности воздействовать на массы ходили легенды.

Ее правление было отнюдь не безоблачным — расколы в партии, военные столкновения с Пакистаном, религиозно-этнические конфликты, ухудшение экономической ситуации. Надо признать: как лидер страны Индира понаделала немало ошибок. Самая грубая из них — программа планирования семьи, стараниями ретивых исполнителей вылившаяся в насильственную стерилизацию простонародья. При этом неграмотным мужикам нередко забывали объяснить, что на потенцию процедура не влияет, только на способность к зачатию.

Голодуху Индире прощали — дело для индийца привычное, но в результате «планирования семьи» народ пошел в 1977 году на выборы под лозунгом «Индира ко хатао, индри ко бачао» — «Прогони Индиру, сохрани мужскую силу». Прогнали, но ненадолго — трех лет правления оппозиции оказалось достаточно, чтобы страна погрузилась в совсем уж мерзкий хаос и насилие.

В 1980-м Индира Ганди вернулась к власти. И тут же пережила тяжелую личную утрату — в авиакатастрофе погиб ее младший сын Санджай. Индира готовила его к роли своего политического преемника так, как некогда готовил ее саму Джавахарлал. К моменту гибели Санджай был уже главным политическим советником и доверенным лицом матери. Старший, Раджив, политикой не интересовался, предпочитая компьютеры. Кстати, то, что Индия сегодня — один из лидеров в этой области, является именно его заслугой. Но после смерти брата ему по требованию матери пришлось отказаться от своего увлечения и начать помогать ей.

В стране в это время бушевал террор, развязанный сикхами — членами религиозной общины, основная часть которой проживает в северо-западном штате Пенджаб (сикхов нетрудно узнать по тюрбану на голове и забранной в сетку бороде — их религия запрещает бриться и стричься). Сикхские фанатики требовали отделения Пенджаба от Индии и создания там религиозного государства Халистан. В конце концов их лидеры окопались в главной святыне сикхизма — Золотом храме в Амритсаре. После некоторых колебаний, вызванных боязнью оскорбить религиозные чувства сикхов, Индира Ганди все-таки отдала приказ армейским подразделениям его взять. В перестрелке погибли все руководители террористической группировки.

Но, конечно, не все экстремисты — через 5 месяцев, 31 октября 1984 года, Индира Ганди была застрелена мстителями — двумя сикхами из ее же личной охраны. Ей настоятельно советовали убрать их из числа телохранителей. Но она отказывалась, считая, что это будет расценено как знак враждебности ко всей сикхской общине. В день убийства у Индиры было назначено телеинтервью с известным английским писателем и актером Питером Устиновым. Она решила не надевать пуленепробиваемый жилет. Он полнит, ей же не хотелось плохо выглядеть на телеэкране…

А через 6 лет погиб от рук фанатиков и Раджив, на волне народного сочувствия сменивший мать на посту премьер-министра. Его убийцей стала девушка-камикадзе уже из другой, южноиндийской террористической группировки. На митинге, где он выступал, она пробралась к нему через толпу якобы для того, чтобы вручить Радживу пышную цветочную гирлянду. Цветы скрывали начиненный взрывчаткой «пояс шахидки».

Однако с династией Неру в индийской политике отнюдь не покончено. На предстоящих парламентских выборах свои кандидатуры намерены впервые выставить внуки Индиры — Рахул и Приянка Ганди.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика