Русская служба Би-Би-Си | Галина Столярова | 03.05.2004 |
Проект получил личное благословение российского президента. Во время встречи с премьер-министром Израиля Ариэлем Шароном в ноябре прошлого года Владимир Путин поддержал создание в северной столице музея, посвященного жизни и истории еврейского народа.
Директор Этнографического музея Владимир Грусман рассматривает создание новых музеев как ответ интеллигенции на растущее число проявлений этнической, религиозной и расовой нетерпимости в России и за ее пределами.
«Реализация этого выставочного проекта представляется мне чрезвычайно своевременной», — говорит директор музея. — Недавние антисемитские заявления европейских политиков и погромы на мемориальных кладбищах доказывают, что страшная бацилла ксенофобии не ушла из мирового сообщества и в двадцать первом веке".
«Образы одного народа»
Выставка «Образы одного народа» впервые представляет большую часть еврейских коллекций музея, где насчитывается более 2,5 тыс. предметов, в том числе ритуальная утварь, праздничные и обрядовые костюмы, убранство хранилищ Торы, амулеты и обереги, предметы домашней обстановки.
Экспозиция лишена политической окраски и представляет собой непредвзятый рассказ об истории еврейской нации в России с периода царствования Елизаветы Петровны до начала двадцатого века.
Дизайнеры представили выставку в виде извилистой улицы типичного штетла -еврейского местечка в России. С елизаветинских времен до октябрьского переворота российские евреи проживали за чертой оседлости, на задворках империи, в двадцати пяти губерниях — на территории от Балтийского до Черного моря.
Экспозиция рассказывает о жизни еврейских общин Поволжья, Средней Азии, Кавказа, Украины и позволяет проследить взаимовлияние этих культур. В числе экспонатов, например, шалаш осеннего праздника Суккот, принадлежавший еврейскому семейству из Бухары, расположенный в типичном дворике штетла.
«Соседство евреев и мусульман в Средней Азии — очень давнее, укоренившееся в культуре этих народов», — рассказывает автор выставки Татьяна Емельянова. — Евреи в Бухаре жили небольшими общинами, и могли совсем не соприкасаться с мусульманами, но еврейские женщины надевали паранджу, когда выходили в город. Бани были общими и для евреев, и для мусульман".
Прививка против тоталитаризма
Для соавтора выставки Людмилы Урицкой самое ценное на экспозиции, а также ключ к пониманию еврейской нации — это книги: рукописные средневековые свитки с религиозными текстами, а также пинкасы — мемориальные книги еврейских семей.
«Евреев не зря называют народом книги: отношение нации к книге преисполнено пиетета, — говорит Урицкая. — Преемственность традиций находит свое воплощение в пинкасах, куда записывалось все — от рождения ребенка до строительства забора. В результате потомки располагают подробнейшей историей семьи».
Московский же музей Холокоста расположится на Поклонной горе в здании Музея истории Великой Отечественной Войны, став органичной частью постоянной экспозиции.
Ирина Флиге, глава исторического отдела петербургского правозащитного общества «Мемориал» надеется, что появление музея Холокоста сыграет роль своеобразной прививки против тоталитаризма.
«Такой музей обязательно должен быть государственным, и сам факт его создания отражает позицию страны, — считает Флиге. — Мне кажется чудовищным, что в России с ее кровавой историей, ГУЛАГом, массовыми репрессиями — до сих пор избегают говорить о массовом истреблении евреев. Ни о каком иммунитете против тоталитаризма и речи быть не может, пока проблему будут замалчивать».
Есть ли общественный консенсус?
Анна Колупаева, глава отдела по работе с музеями Министерства культуры РФ, называет упреки правозащитников справедливыми. Однако, по ее мнению, дело не столько в косности чиновников, сколько в настроениях народа, неоднородность которых и является главным препятствием.
«Действительно стыдно, что в России до сих пор нет музея, посвященного этой трагедии, — говорит представитель министерства. — С другой стороны, у нас нет навыка, нет традиций, не выработаны единые подходы, и главное, нет общественного консенсуса по отношению к этому вопросу».
Создание Еврейского музея в Петербурге является по сути воссозданием Музея еврейской цивилизации, открытого в Петрограде в 1916 году на Васильевском острове и просуществовавшего до 1929 года, когда он был ликвидирован в рамках кампании по уничтожению «еврейских буржуазных структур».
Большинство экспонатов Музея еврейской цивилизации оказались в фондах Российского этнографического, однако выставлялись крайне редко, поэтому многие из них впервые показаны только сейчас на выставке в Петербурге.
Дальнейшая работа над созданием обоих музеев будет проходить в сотрудничестве с ведущими учеными и сотрудниками крупнейших европейских Еврейских музеев.
В их числе — Алла Геллер, консультант Еврейского исторического музея в Амстердаме, созданного в голландской столице после окончания Второй Мировой войны. Этот музей занимает четыре соединенных между собой синагоги, расположенные в еврейском квартале Амстердама.
«Мифы и страхи»
«Во время войны еврейское население города было практически полностью уничтожено, и власти города решили разместить музей в пустовавших синагогах, — рассказывает Геллер. — Концепция нашего музея соединяет рассказ о судьбах конкретных людей с историей нации в определенной стране и всемирной историей евреев. Я рекомендовала бы такой подход и российским коллегам».
По словам Аллы Геллер, в Голландии ксенофобию считают результатом невежества. По этой причине, особое внимание в музее уделяют образовательным программам.
«Если евреи будут отмалчиваться, то агрессии в их адрес будет больше — и главным образом потому, что воображение людей склонно создавать химеры, — полагает Геллер. — Чем больше мы рассказываем о себе, тем более адекватное мнение окружающих мы получаем».
С этой точкой зрения, судя по всему, согласны в российском правительстве. Создание обоих музеев финансируется из государственного бюджета.
«Мифы и страхи рождаются из-за недостатка информации, — утверждает Анна Колупаева. — Доступность информации о народах, населяющих Россию, должна способствовать росту толерантности в обществе».