Русская линия
Коммерсант23.04.2004 

Чечне все до фетвы
. В войну с федеральными силами ввязались святые силы

Вчера стало известно, что авторитетный мусульманский богослов шейх Юсуф Кардави выпустил специальную фетву (решение), которая возводит вооруженное сопротивление чеченцев федеральным силам в ранг священной войны. Таким образом, один из самых почитаемых в мусульманском мире религиозных авторитетов объявил всемирный джихад, в котором обязан принять участие каждый правоверный мусульманин. Однако представители масхадовского правительства настаивают, что воюют отнюдь не за идеалы ислама, а за политическую независимость.
Фетва — это принимаемое в мусульманских странах юридическое заключение (обычно в форме вопроса и ответа) высшего религиозного авторитета о соответствии того или иного действия Корану и шариату. В частности, в мусульманском мире для объявления войны или заключения мира было обязательным получение такого рода одобрения.

Религиозный авторитет такого высокого уровня почитания, как шейх Кардави, впервые выразил свое отношение к чеченскому конфликту. Представители арабского мира не только не пытались давать оценки действиям чеченских боевиков, но даже, в отличие от западных политиков, не решались высказывать озабоченность по поводу гуманитарных проблем, вызванных конфликтом в Чечне. Хотя такое соучастие было вполне логично: единоверцы все-таки. Более того, ни одна из арабских стран не приняла у себя чеченских беженцев, в то время как на Западе жителям Чечни, в том числе и бывшим боевикам, предоставляли убежище.

Тем неожиданней оказалось решение шейха Юсуфа Кардави, согласно которому вооруженное сопротивление чеченцев является «справедливой войной в защиту своей родины». Причем шейх не стал разделять чеченских боевиков на тех, которые воюют с военнослужащими, и тех, кто совершает теракты на гражданских объектах, от которых гибнут мирные люди. Любопытно, что совершенные 11 сентября 2001 года теракты в США господин Кардави ранее осудил. Все то, что делают чеченские боевики, шейх оценивает как проявление «самого правильного из всех возможных джихадов». Это значит, что у сепаратистов не должно остаться никаких сомнений в справедливости выбора: в случае смерти как воинам джихада им гарантирован рай. Более того, на помощь чеченским боевикам должны прийти все правоверные мусульмане, ведь участие в джихаде — священная обязанность каждого истинного мусульманина. Фактически фетва шейха — это призыв к походу против неверных.

Спецпредставитель Аслана Масхадова Ахмед Закаев вчера заявил Ъ, что частью боевиков, которая более других подвержена религиозному влиянию, «решение богослова будет воспринято как моральная поддержка». Однако эмиссар президента Ичкерии считает, что «чеченская война не имеет религиозной основы»: «Это политический конфликт. Поэтому прекращение или продолжение этого конфликта зависит от воли политиков, а не религиозных авторитетов».

Бывший муфтий республики и нынешний ее президент Ахмат Кадыров вчера никак не отреагировал на появление фетвы, посвященной чеченской войне. Однако его мнение хорошо известно. Он неоднократно заявлял: «То, чем занимаются боевики, никакого отношения к мусульманской вере не имеет, — это обыкновенные уголовные деяния, которые нужно как можно скорее прекратить».

А вот российские духовные деятели признают серьезность решения Шейха Кардави. Верховный муфтий азиатской части России Нафигулла Аширов вчера заявил Ъ: «Есть люди, которые считают Юсуфа непререкаемым авторитетом, есть другие мусульмане, которые считают иначе. Но какая-то часть мусульман, конечно же, эту фетву воспримет всерьез».

Муса Мурадов

На чем заработал авторитет шейх Кардави

Шейх Юсуф Кардави родился в 1926 году в деревне на западе Египта. К десяти годам он выучил наизусть весь Коран. Блестяще учился в исламском университете Аль-Азхар (Каир), в 1953 году закончил факультет основ религии, в 1954 году — факультет арабского языка. Затем возглавлял институт имамов при министерстве вакуфов Египта (вакуф у мусульман — неотчуждаемое имущество, в первую очередь недвижимость, которое не может быть предметом частной собственности.-Ъ), работал в департаменте исламской культуры университета Аль-Азхар.

В 1961 году Юсуф Кардави возглавил религиозный институт в столице Катара Дохе. В 1973 году основал отдел исламских исследований при Катарском университете и стал его руководителем. Тогда же он защитил докторскую диссертацию на тему «Роль закята в разрешении социальных проблем» (закят — обязательная для мусульманина ежегодная выплата неимущим в размере 2,5−10% имущества). В 1989 году Кардави основал и возглавил исследовательский центр сунны и биографии пророка при Катарском университете. С 1997 года руководит Европейским советом по фетвам и исследованиям. Также входит в руководство Всемирной лиги мусульман (Саудовская Аравия), Королевской академии исламской культуры (Иордания), Центра изучения ислама (Великобритания).

Шейх Кардави известен как богослов, проповедник, публицист, поэт, правовед. Автор более 80 монографий. Широкую известность в исламском мире получили его книга «Дозволенное и запретное в исламе» и сборник «Современные фетвы».

В марте 2003 года Юсуф Кардави вынес фетву, согласно которой арабским и мусульманским странам непозволительно предоставлять США аэропорты, гавани и территорию своих стран в качестве плацдарма для нападения на Ирак. Однако арабские правительства стран-союзников США проигнорировали ее.

Шейх Кардави неоднократно выступал с осуждением экстремистски настроенных мусульманских ученых, призвал прекратить практику тотальных запретов (среди наиболее известных его фетв — «К вопросу о свободе выражения мнений в исламе и исламском обществе»). Также своими фетвами Кардави разрешил мусульманам исполнять песни и запретил им курить.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика