Русская линия
Труд Ирина Смирнова23.04.2004 

Гарри Поттер против Ивана-Царевича
40 процентов калининградских школьников не относят жалость и совестливость к положительным качествам

Пятьдесят пять школ Калининградской области участвуют в эксперименте по преподаванию основ православной культуры. Каковы же предварительные итоги изучения нового предмета, в чем ценностные ориентиры нынешних школьников? Узнать об этом помогло анкетирование, которое провели специалисты областного управления образования среди 1800 учеников 1 — 5-х классов.
Первым делом ребятам предложили ответить, кто им больше нравится: Иван-Царевич, Симпсоны, Варвара-Краса, Милагрес или Гарри Поттер? Большинство (40 процентов) выбрали Гарри Поттера. По мнению психологов, произведения Джоан Роллинг, в которых есть и приключения, и настоящая дружба, и готовность пожертвовать собой ради великой цели, созвучны переживаниям нынешних детей. Однако в отличие от героев русских сказок, которые добиваются цели с помощью труда и оказывающихся на их стороне сверхъестественных сил, Гарри Поттер сам обладает уникальным магическим даром. Такая особенность личности героя, не характерная для нашей культурной традиции, способствует, как считают психологи, развитию индивидуализма.

Второе место в рейтинге героев заняла мультипликационная «семья придурков Симпсонов» (24 процента опрошенных). Сериал, повествующий об этаких мутантах с квадратными головами, по утверждению психологов, ориентирует ребенка на мир американской массовой культуры, разрушает сложившееся представление о семье как таковой, негативно влияет на эстетические вкусы и речь школьника.

Примерно равное количество школьников выбрало в качестве образца для подражания Милагрес — главную героиню фильма «Дикий ангел» (22 процента) и Ивана-Царевича (21 процент). Успех первой настораживает, поскольку персонажу Натальи Орейро присущи цинизм и распущенность. Отечественная сказочная Варвара-Краса приглянулась 15 процентам учеников.

Характерно, что почти 11 процентов детей в качестве любимых героев выбрали всевозможных чудовищ, монстров, нечистую силу: Человека-Паука, Терминатора, покемонов, Кощея Бессмертного и Бабу-Ягу. А эти «друзья», по мнению психологов, порождают страхи, тревожность, апатию и агрессию.

На вопрос, где ребята хотели бы жить, 43 процента ответили: в Москве, 30,5 процента — в Нью-Йорке. Построить свой дом в деревне хотели бы 15 процентов опрошенных, поселиться в европейском городе со старинной архитектурой — 11,5 процента. Только 9 процентов детей предпочитают жить в современном русском городе. Неожиданным (даже со скидкой на сознательный эпатаж, вызов) оказался результат опроса о свойствах характера человека: для примерно 40 процентов учащихся жалость, совестливость, смирение, терпение, честность — это, скорее, отрицательные качества… Что это — деформированная реакция на «рыночную» жесткость окружающей среды?

Вторая часть опроса, касающаяся преподавания нового предмета, контрастировала с первой. Выяснилось, что многие ребята посещают храмы, чтобы помолиться о здоровье близких, раскаяться в дурных поступках. Большинство (90 процентов) сообщали, что им нравятся занятия по основам православной культуры. Вот лишь несколько ответов: «Узнаю, какие добрые дела надо делать», «Интересные задания, красочные учебники», «Эти уроки могут сделать человека добрым и ласковым». А один девятилетний мальчик написал: «Я не могу жить без души».


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика