Труд | Ирина Смирнова | 23.04.2004 |
Второе место в рейтинге героев заняла мультипликационная «семья придурков Симпсонов» (24 процента опрошенных). Сериал, повествующий об этаких мутантах с квадратными головами, по утверждению психологов, ориентирует ребенка на мир американской массовой культуры, разрушает сложившееся представление о семье как таковой, негативно влияет на эстетические вкусы и речь школьника.
Примерно равное количество школьников выбрало в качестве образца для подражания Милагрес — главную героиню фильма «Дикий ангел» (22 процента) и Ивана-Царевича (21 процент). Успех первой настораживает, поскольку персонажу Натальи Орейро присущи цинизм и распущенность. Отечественная сказочная Варвара-Краса приглянулась 15 процентам учеников.
Характерно, что почти 11 процентов детей в качестве любимых героев выбрали всевозможных чудовищ, монстров, нечистую силу: Человека-Паука, Терминатора, покемонов, Кощея Бессмертного и Бабу-Ягу. А эти «друзья», по мнению психологов, порождают страхи, тревожность, апатию и агрессию.
На вопрос, где ребята хотели бы жить, 43 процента ответили: в Москве, 30,5 процента — в Нью-Йорке. Построить свой дом в деревне хотели бы 15 процентов опрошенных, поселиться в европейском городе со старинной архитектурой — 11,5 процента. Только 9 процентов детей предпочитают жить в современном русском городе. Неожиданным (даже со скидкой на сознательный эпатаж, вызов) оказался результат опроса о свойствах характера человека: для примерно 40 процентов учащихся жалость, совестливость, смирение, терпение, честность — это, скорее, отрицательные качества… Что это — деформированная реакция на «рыночную» жесткость окружающей среды?
Вторая часть опроса, касающаяся преподавания нового предмета, контрастировала с первой. Выяснилось, что многие ребята посещают храмы, чтобы помолиться о здоровье близких, раскаяться в дурных поступках. Большинство (90 процентов) сообщали, что им нравятся занятия по основам православной культуры. Вот лишь несколько ответов: «Узнаю, какие добрые дела надо делать», «Интересные задания, красочные учебники», «Эти уроки могут сделать человека добрым и ласковым». А один девятилетний мальчик написал: «Я не могу жить без души».