Информ Полис | Александр Махачкеев | 21.04.2004 |
Ежегодно к святым местам, связанным с именем Будды Шакьямуни, направляется до ста буддистов из Бурятии. Особые духовные связи Индии и нашей республики отмечал в октябре прошлого года во время своего визита в Бурятию индийский посол в России господин Кришнан Рагнутх: «Более 50 бурятских студентов и хувараков обучается в духовных заведениях Индии. Нас сближает уникальная культура буддизма».
Вынужденное пребывание в этой стране Его Святейшества Далай-ламы XIV сделало Индию еще более привлекательной. Из известных в республике лиц паломничество на землю Будды совершили предприниматели братья Матхановы и Андрей Туракин, супруга мэра Улан-Удэ Зоя Айдаева, министр образования республики Сергей Нам-сараев, бывший спикер Хурала Михаил Семенов.
В страну чудес
Наша группа состояла из девяти жителей Улан-Удэ и Еравнинского района. Возглавил ее лама Баир Цыбиков. Общий настрой паломников выразил Аюр Дашиев, предприниматель из Улан-Удэ: «Один раз в жизни обязательно нужно поклониться главным буддийским святыням. У нас с женой выросли дети, родились внуки. Мы решили ехать сейчас, потом будет поздно».
От Улан-Удэ до Дели около четырех тысяч километров, но путь в Индию ведет через Москву, и расстояние увеличивается вдвое. Для многих паломников перевалочной базой стало представительство Буддийской традиционной сангхи в Москве. Ее руководитель Санжей-лама гостеприимно принял земляков в доме на Остоженке, 49, и помог группе с приобретением авиабилетов и получением въездных виз.
Санжей-лама сообщил, что накануне в Индию уже проследовали две группы из Бурятии, туда же направилось большое количество московских и питерских буддистов.
После шести часов полета Индия встретила пилигримов духотой тропической ночи, тошнотворно сладкими ароматами и толпами моторикш, назойливо предлагавших свои услуги. Растерявшихся россиян выручил Дымбрыл Дашибалданов, наш индийский хуварак, он проводил группу до тибетской колонии в Дели. Этот квартал узких, шириной в два метра, улочек, нашпигованных гостиницами, ресторанами и лавочками, известен под названием Манджукатила — излюбленное место пребывания российских и западных буддистов. Здесь мы и обменяли доллары на рупии по курсу, один $ к 43 рупиям. Предстоял марш в таинственную Дхармасалу, город в предгорьях Гималаев, приютивший тибетское правительство в изгнании.
«Обитель богов»
Так переводится с санскрита «Дхармасала». Автобус час кружил по горному серпантину, поднимаясь все выше и выше. На высоте около 1600 метров над уровнем моря началась Нижняя Дхармасала. Если Улан-Удэ иностранные туристы характеризуют как чистый, тихий и малолюдный город, то индийские города невообразимо многолюдны, шумны и грязны. Они насыщены пряными запахами, в особенности ароматами благовоний, частенько перебиваемыми зловонием. И если в цветовой гамме Улан-Удэ преобладает монотонная серость, то здесь царят кричаще яркие тона. Нижняя Дхармасала — типичный индийский город. Здесь живут индусы.
В верхней части города — Верхней Дхармасале — расположены резиденции Далай- ламы и тибетского правительства, монастыри, учебные заведения и небольшая тибетская колония. Расстояние между нижней и верхней точками города составляет около тысячи метров. Отдельные дома разбросаны по зеленым склонам гор, словно птичьи гнезда. Еще выше белеют горные пики высотой около четырех тысяч метров. Связь между ярусами осуществляется с помощью моторикш и такси, со страшной скоростью, пугая нервных пассажиров, несущихся над бездной.
Верхняя Дхармасала. Надпись на стене гласит на английском: «Нет китайским товарам!» Вокруг резиденции Далай-ламы и вверх по улочкам собралась разноязыкая и причудливо разодетая толпа. Монахи в бордово-желтых одеяниях, еврей-иудаист в белой накидке, европейцы в разноцветных робах, увешанные амулетами и четками, нищие с протянутыми руками, ладакцы в национальных костюмах, полоумного вида хиппи. Многие из них ищут в Гималаях странных и счастливых ощущений, иногда при помощи индийской конопли. Один корейский монах посчитал, что достиг способности к левитации, прыгнул с балкона, а потом долго лечил переломы.
Мужчины часто идут, взявшись за руки, но это не обязательно «голубые», просто здесь так принято. Часто слышится русская речь: это москвичи, петербуржцы, калмыки, тувинцы или буряты, приехавшие на учение, которое по традиции дает Его Святейшество Далай- лама в конце Сагаалгана.
В это время прохладная Дхармасала представляет идеальное место для проживания, во всей остальной Индии наступил жаркий сезон — температура доходит до 40 градусов по Цельсию. Наверное, по этой причине гостиницы и питание в Дхармасале дороже. Зато здесь есть тибетская кухня, довольно близкая по вкусу к русской и бурятской, а это существенно облегчает жизнь россиянам. Особенно полюбились паломникам момо — позы с мясом и овощами, шабалай — сильно прожаренные пирожки с мясом, тукпа — суп-лапша с овощами.
— Здесь спокойно, мягкий климат, много сановитых лам, интересное общение, — рассказывает Александр Качаров, художник-иконописец из Улан-Удэ, много лет живущий в Дхармасале. — Отношение ко всему толерантное, вокруг свобода и демократия, все довольны, потому и рвутся сюда люди.
Аудиенция у Его Святейшества
Основная цель приезда в Дхармасалу бурятских паломников — получение благословения от Далай-ламы. Но добиться приема оказалось сложно, хотя предварительная договоренность обсуждалась еще в Улан-Удэ.
— В этом году приехало около 5−7 тысяч тибетцев и более 2 тысяч иностранцев, — объяснил Геннадий Цыренжапов, наш земляк, бакалавр буддийской астрологии, живущий в Дхармасале. — Его Святейшество комментирует сутры, дает посвящение в тантру и жизнеописание Миларайпы. В то же время он принимает делегации, к нему приезжают VIP-персоны. У него были жена Билла Гейтса, звезды Голливуда Пирс Броснан и Джет Ли…
В секретариате Далай-ламы сообщили, что аудиенция будет назначена со дня на день, и обещали, что Его Святейшество обязательно примет верующих, преодолевших огромные расстояния ради встречи с ним. На третий день пребывания в «обители богов» бурятским паломникам сказали, что прием назначен на завтра.
Солнце еще не позолотило горные пики, когда буряты проходили тщательный досмотр. Во внутреннем дворе резиденции принюхивались собаки, тихо переговаривались индийские солдаты и тибетские телохранители. Здесь же расположились группки тайваньских и европейских буддистов с белыми хадаками в руках. У тайваньских девушек в глазах стояли слезы.
Бурятская делегация с синими хадаками в руках пребывавала в сильном волнении. Цыжипханда Тудупова из Еравны шла к этому моменту все свои 56 лет и все же не могла поверить в реальность происходящего. «Неужели это не сон, а может быть, я у себя в Сосновке?» — рассказывала она после.
Но шум в конце аллеи быстро привел в чувство переволновавшихся паломников. Сначала показались ламы с книгами в руках и телохранители. Его Святейшество шел широкой и легкой поступью, о чем-то быстро и серьезно говорил своему секретарю и имел вид не духовного пастыря, а скорее менеджера высокого уровня, отдающего распоряжения подчиненным.
Бурятская группа была на его пути первой. Его Святейшество обходил строй паломников, принимал хадаки и возвращал их обратно верующим, а его помощники несли коробки с маленькими позолоченными фигурками сидящего Будды и «урэлы» — пакетики с драгоценными тибетскими пилюлями. С глубоким поклоном паломники принимали благословение и дары из рук Его Святейшества. Он улыбался, пронзительно и внимательно вглядывался в глаза. Казалось, его взгляд проникал в самую глубь человеческой души. В нем не было и следа смиренного благочестия. Он был весь живой и озаренный внутренним светом. Каждому паломнику страстно хотелось, чтобы Учитель заметил его. Несмотря на скоротечность аудиенции, Далай-лама уделил внимание каждому из них. Переводил наш земляк Дымбрыл Дашибалданов.
На вопрос «ИП», что Вы пожелаете жителям Бурятии, традиционно исповедующим буддизм, Его Святейшество ответил: «Самое важное — это практиковать Учение Будды, глубже слышать и понимать его. Это единственное, о чем я могу попросить вас».