Русская линия
Страна.Ru Мария Свешникова19.04.2004 

«Современный патерик», или Чему учит женщина
Архиереи, батюшки, матушки, прихожане и прихожанки, словом, весь православный мир — объединяйтесь. Молодой писатель Майя Кучерская не поленилась задумать, написать и издать книгу под весьма провокационным названием «Современный патерик»

Когда-то, не так давно, французы попросили Марка Шагала расписать заново потолок парижского Оперного театра. Кстати, и до этого вполне приличный и подходящий по стилю к обилию красного бархата и золота этого помпезного здания. Неизвестно, что об этом думал сам Шагал, но на предложение согласился и написал фреску исключительно в собственном стиле, так чудовищно не подходящем вычурности Гранд-Опера. И никто не упрекнул его за это, а по сей день все только и делают, что восхищаются великим творением.

Майю Кучерскую никто никогда не просил писать «Современный патерик». Она окончила филологический факультет МГУ, училась в аспирантуре Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. В узко-конфессиональном обширном православном мире Кучерская известна как составитель исключительно душеполезных сборников святочных и пасхальных рассказов и переложений евангельского сюжета для детей дошкольного возраста. Да вот еще когда-то посмела опубликовать в журнале «Волга» (1998, N 10) роман «История одного знакомства» о проблемах молодой интеллигентной неофитки. А так, чтобы от имени Церкви кто-то что-то советовал или заказывал ей сказать, — ни-ни.

Но оказалось, что уже почти 10 лет Кучерская собирает и придумывает короткие назидательные рассказики, вполне подходящие по форме к жанру, именуемому Патериком. Название Патерик произошло от греческого Paterikon, pater — отец. Есть у него и перевод на церковно-славянский — «отечник». Патерик — это сборник дидактических повествований о жизни и подвигах христианских монахов, либо собрание их нравоучительных изречений, известный в византийской литературе уже в IV веке.

Десять лет Кучерская приходила домой после работы и каждый вечер придумывала по рассказику-притче: «Один юноша решил уподобиться древним подвижникам. Нашел в сарае ржавые гвозди, связал их вместе и сделал себе вериги, которые доставляли ему ужасные мучения, царапая тело до крови. Через две недели юношу увезли в больницу с заражением крови и только чудом спасли от неминуемой смерти. С тех пор он не носил больше вериг, и каждый раз, взирая на шрамы от гвоздей, говорил себе: «Вот, дурак, плоды твоей дурости».

Для тех, кто в состоянии улыбнуться над собой, «Патерик» не лишен легкого саркастического юмора. «Один батюшка был людоедом. Приходит к нему человек на исповедь, а домой уже не возвращается. Приходит молодая пара венчаться — и исчезает навеки. Приносят младенца покрестить — пропадет и младенец, и крестные родители. А просто батюшка их всех съедал. Только в посты все было благополучно, люди у него исповедовались, крестились, соборовались без всяких исчезновений. Благочинный, конечно, знал про эту батюшкину особенность, но всегда говорил, что заменить ему батюшку некем, — зато как строго человек держит пост».

Патерик Кучерской местами жесток и неудобоварим — «Один батюшка был горьким пьяницей, а в свободные от запоя моменты баловался травкой. Ну и что? Главное, чтоб человек был хороший». Одни рассказики короче, другие — намного длиннее. Книга разделена на 14 циклов. Кто-то может найти в нем себя, кто-то — собирательные образы или реальных персонажей из современного духоносного мирка. Местами «Патерик» кажется сыроватым, недоработанным, при этом с некой претензией и наездом на Православие. Но тот, кто знаком с прежними Патериками — Синайским, Афонским или Киево-Печерским, знает о несовершенстве прежних сборников, из толстых томов которых запоминались лишь отдельные, самые яркие притчи. И кто решил, что о Православии можно писать или елейно-почтительно, или никак?

Пожалуй, самым чудовищным недостатком «Современного патерика» можно назвать тот постыдный факт, что его осмелилась написать женщина. Потому что, несмотря на все изменения, которые претерпевала Церковь за свою более чем двухтысячелетнюю историю, роль и место женскому менталитету и уму в ней остается практически неизменным — смиряйся и молчи. И здесь, безусловно, кроется один из центральных моментов возможного неприятия книги. Ну, была бы Кучерская священнослужителем или, на худой конец, просто прихожанином, с этим еще как-то можно было бы смириться.

На самом деле «Современный патерик» несет в себе единственно правильный импульс — не скрывая всех проблем, духовного и душевного состояния, подчас глупости, иногда великого смирения, ума, доброты и прозорливости показать светскому миру Православие как оно есть в России. Тот, у кого хватит сил и совести не охаять за глаза историю, написанную женщиной о Церкви, поймет, что эта книга об истинной современной православной традиции.

Книга, написанная не благодаря, а вопреки. Даже если тебя никто об этом не просит.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика