Русская линия
Росбалт Станислав Белковский19.04.2004 

Пасхальный фестиваль: духовные традиции новой России

Пасхальный фестиваль становится новой российской традицией. К нему уже привыкли в России. Как в свое время привыкали к петровским ассамблеям, к парадам императорской гвардии, к рождественской елке, которая появилась в Петербурге в начале XX века, к ноябрьским демонстрациям после революции 1917 г. Как привыкли к датам, вроде 8 марта или 1 мая, изначальный смысл которых подзабыт. Безусловно, сыграло свою роль возвращение в наш повседневный обиход церковных праздников и, в первую очередь, великого праздника Воскресения Христова.

Праздник Пасхи — самый светлый и самый радостный в России. Даже в годы самого активного гонения на религию при большевиках его не забывали и потихоньку отмечали практически в каждой православной семье. Традиция праздновать миром самый главный для православных христиан праздник вернулась вновь лишь в последнее время, после долгих десятилетий коммунистического «иконоборчества». И вместе с возвращением Пасхи как народного праздника его alter ego в Петербурге, а затем и в России стал Пасхальный фестиваль. Само его название вначале ассоциировалось с традицией культурного европейского обихода (на память приходит в первую очередь знаменитый Пасхальный фестиваль в Зальцбурге). Но не старая русская традиция великопостных концертов XIX века, не шумная слава детища знаменитого дирижера Герберта фон Караяна стали побудительной силой Пасхального фестиваля. Он, безусловно, возник из условий и потребности нашего пост-советского времени.

Первый пасхальный концерт прошел в Петербурге в переломном 1992 году, когда общественное сознание было наполнено ожиданием чуда обновления, острым, нетерпимым желанием вольной, свободной жизни после застойного духа и бытовых неурядиц последних лет так и не успевшего созреть советского социализма. Это было всеобщим желанием, и такой человек, как Анатолий Собчак, один из основоположников Пасхального фестиваля, был в то время поистине всенародным лидером. И даже не декларированные организаторами цели и задачи, а сама атмосфера Пасхального фестиваля привлекла к нему внимание видных людей России. Среди участников и почетных гостей фестиваля в разные годы были Георгий Свиридов, Михаил Аникушин, Дмитрий Лихачев, Александр Панченко, Ирина Архипова, Андрей Мыльников, Михаил Пиотровский, Николай Скатов, Михаил Плетнев, Валерий Гергиев, Владимир Спиваков, Олег Виноградов, Владислав Чернушенко, Николай Луганский и многие другие. Общественное звучание фестиваля оценили и иерархи русской православной церкви, в первую очередь Его Святейшество Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, и высшие руководители страны, президенты России Борис Ельцин и Владимир Путин.

Минуло десять лет фестивалю. Он креп и рос, росла его популярность. Начинание петербуржцев было подхвачено в других городах. Фестиваль пошел по городам и весям России. С концертами Пасхального фестиваля познакомились жители Москвы, Владимира, Великого Новгорода, Пскова, Новосибирска, Тулы, Ростова, Красноярска, городов и поселков Ленинградской области. В прошлом году фестиваль перешагнул границы России и достиг Белоруссии. Тем не менее, Пасхальный фестиваль, проводимый в Петербурге, имеет свое «лица необщее выраженье». Здесь он обрел свою неповторимую форму фестиваля фестивалей, вмещая в себя и обширную концертную программу, и смотр детского творчества, и благотворительные выступления артистов в больницах и тюрьмах. Здесь возродилась «звонильная неделя» — старая русская традиция славить Бога всенародным колокольным звоном на первую, красную неделю Пасхи. Здесь впервые родилась идея «Седмицы православного церковного пения», всепетербургского церковно-певческого собора. Здесь впервые объединились в едином ансамбле концертные программы с выставками и научными конференциями.

Пасхальный фестиваль всегда отзывался на положение и дела в России, события ее политической и духовной жизни, исторические даты, на народные умонастроения. В его рамках сложилась добрая традиция отмечать концертами юбилеи выдающихся деятелей российской культуры, науки, политики, вспоминать активных организаторов и участников фестиваля, ушедших из жизни. Состоялись концерты, посвященные памяти Г. В.Свиридова, М.К.Аникушина, А.А.Собчака, М.А.Данилова.

Программа Пасхального фестиваля в этом году насыщена интересными музыкальными событиями. Его концерты весьма разнообразны по репертуару и предназначены как для «записных знатоков» музыки, так и для самой широкой, народной аудитории. Многие мероприятия оказались приуроченными к знаменательным историческим датам и юбилеям наших прославленных земляков, представителей петербургской художественной интеллигенции.

Великому творцу оперы «Жизнь за царя», «Камаринской» и «мотива национальной песни», знакомого нам по «Патриотической песне», Михаилу Ивановичу Глинке приносит свое скромное подношение ко дню 200-летия со дня его рождения Пасхальный фестиваль. Искрометная увертюра к опере «Руслан и Людмила», Вальс-фантазия — с его необычным строением формы, дивной прихотливостью мелодии и благородностью чувств, редко звучащая «Херувимская», — своего рода музыкальная реминисценция классицизма петербургских храмов — прозвучат в концертах Большого Пасхального фестиваля. Юбилею Глинки посвящена премьера вокального концерта «Друзьям Руслана и Людмилы» на слова А.С.Пушкина современного петербургского композитора Геннадия Белова.

«Русская церковная музыка гениальна», — говорит один из героев горьковского романа «Жизнь Клима Самгина». Православная церковь испокон века признавала в храме только пение. Музыкальные инструменты никогда не звучали под сводами православных храмов. Эта традиция наложила глубокий отпечаток на всю историю русской музыки. Музыка на Руси всегда была связана со словом, в ней всегда искали и находили смысл. Ей придавалось воспитательное и просветительское значение, она служила Добру и Красоте, но никогда музыка не была отвлеченной игрой звуков. В храме музыка сочеталась не только со словом, но и с образами, которые являлись прихожанину со стен и из-под купола храма, с многочисленных икон.

Оригинальная композиция «Поющие фрески» посвящена 85-летию выдающегося русского художника, академика живописи Андрея Мыльникова. Она соединяет в художественном единстве образцы монументальной живописи древнерусских изографов со старинным пением «по крюкам». Творчество Мыльникова — в своем роде связующая нить между искусством наших дней и прерванной в революционные годы великой классической традицией. Именно творческое возрождение традиции составляет суть устремлений этого большого национального мастера. И в этом он был не одинок. Достаточно вспомнить близких ему по духу творцов — Михаила Аникушина, Георгия Свиридова. Не случайно эти выдающиеся люди России оказались связанными с Пасхальным фестивалем: идея творческого возрождения традиций близка и его организаторам, ведь сам он — в своем роде плод возрождения одной из коренных традиций русской жизни.

Андрей Мыльников не только постоянный слушатель, но и активный участник фестиваля. Это он стал одним из инициаторов интересного творческого опыта — соединения на сцене копий древних фресок с исполнением древнерусских церковных песнопений. В честь замечательного нашего соотечественника проект «Поющие фрески» составит целую программу концертов в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии и в Академии художеств, где живописец вот уже свыше пятидесяти лет преподает, возглавляя свою творческую мастерскую.

Один из концертов нынешнего Пасхального фестиваля посвящен творческому отчету перед земляками композитора Галины Уствольской, чье 85-летие в этом году будет отмечать музыкальная Европа. Творческий путь Уствольской был тернист, судьба не баловала ее ни широким общественным признанием, ни высокими государственными наградами. Пройдя все испытания, какие выпали на долю истинных русских художников, оставшихся в России, вместе с народом сполна хлебнувшая горя и бед во время войны и блокады, в годы сталинских строек и хрущевско-горбачевских перестроек, она ни разу в жизни не изменила себе, не пошла против своей художнической совести. Музыка Уствольской отнюдь не настраивает на меланхолические грезы, под нее невозможно сладко мечтать о грядущем… Ее музыка властно требует от слушателя полного погружения в свою стихию, напряженного вслушивания. Каждый последующий звук в ней — событие. Не отвлекая воображение на внешнюю программность, литературность, музыка Галины Уствольской в своем саморазвитии сама становится подлинной драмой. Это язык беспощадной, горькой правды жизни, но какой-то своей, особой правды. Это в своем роде музыкальные «записки из подполья», в ней предстает сущностная, без прикрас, история «частного человека», волею судеб заброшенного в Россию XX века.

Без оригинальных композиций Галины Уствольской трудно представить себе и нашу отечественную музыку, и современный музыкальный процесс. Ее искусство по достоинству оценили в музыкальном мире. В ее честь в Европе проходят авторские фестивали, ее сочинения исполняют многие первоклассные исполнители. И мы можем гордиться, что в нашем городе живет композитор, который достойно представляет петербургскую композиторскую школу в мировой музыке.

Свою выдающуюся современницу соберется поприветствовать в Эрмитажном театре Всемирный Клуб петербуржцев и просвещенные любители музыки. В концерте примут участие известные музыканты России: пианист Алексей Любимов, виолончелист Александр Рудин, скрипачи Александр Тростянский и Илья Иофф, кларнетист Кирилл Рыбаков. С немецкой традицией исполнения музыки Галины Уствольской нас познакомят молодые немецкие исполнители — Ольга Рексрот (скрипка) и Инго Даннхорн (фортепиано). Памяти недавно ушедшего из жизни замечательного музыканта и педагога — заслуженного деятеля искусств России, альтиста Валерия Кудрявцева (1939−2003) посвящен один из вечеров в Большом зале Филармонии. Петербургский Пасхальный фестиваль считает своим долгом внести посильную лепту в возрождение одной из замечательных традиций, восходящей еще к началу XIX века, началу существования Филармонического общества в Петербурге — традиции проведения благотворительных концертов в память об ушедших петербургских музыкантах. В концерте 12 апреля ученики профессора Кудрявцева воздали дань уважения одному из выдающихся педагогов и музыкантов.

Главным сюрпризом этого концерта станет петербургская премьера Концерта для альта с оркестром Михаила Плетнева. Благодаря Пасхальному фестивалю петербургские любители музыки могли оценить дирижерское искусство Плетнева. Менее известен он петербуржцам как композитор. На одном из прошлых фестивалей была исполнена симфония Плетнева, которую он скромно назвал «классической». Причем не в качестве реплики на известную «Классическую» Прокофьева, а как вполне сознательную творческую декларацию своих духовных связей с русским классическим искусством. Концерт Плетнева исполнит Академический симфонический оркестр Петербургской филармонии под управлением Александра Сладковского. Премьера концерта станет также и первым выступлением на сцене Большого зала Филармонии известной немецкой альтистки Диемут Поппен.

Выступления иностранных музыкантов не однажды сопровождали концерты Пасхального фестиваля. Благодаря давним тесным связям организаторов фестиваля с музыкантами, дипломатами, деятелями культуры, деловыми людьми, политиками из Германии, в его программах постоянно представлена немецкая музыка, а немецкие артисты не раз приезжали в Петербург на пасхальные концерты. В этом году немецкие музыканты примут в фестивале особенно активное участие. В отличие от прежних лет, когда русские артисты играли немецкую музыку, в этом году исполнители из Германии будут исполнять произведения русских композиторов.

2004 — это еще и год немецкой культуры в России. Центральным в мини-цикле русско-германских концертов станет концерт 19 апреля в Большом зале Филармонии. Здесь традиционно для Пасхального фестиваля выступит Российский Национальный оркестр, а в концерте примет участие одна из лучших певиц современной Германии — колоратурное сопрано Сюзанна Бернхард. Она исполнит редко звучащую целиком кантату Моцарта «Exsultate, jubilate». В программе, помимо произведений Моцарта, будут сыграны сочинения Глинки и Вагнера, Чайковского и Рихарда Штрауса.

Хор музыкантов Адмиралтейского оркестра примет участие в концерте, посвященном 300-летию основания Летнего сада. Горожане старшего поколения помнят темно-зеленого цвета эстраду-раковину недалеко от пруда в Летнем саду, в которой в выходные дни и по праздникам, весной и летом рассаживались военные музыканты и давали концерты садово-парковой музыки. Звучали польки и вальсы И. Штрауса, увертюры к опереттам Легара, Кальмана, Дунаевского, популярные советские песни 1930-х-1950-х годов. В атмосферу этой музыки погрузятся слушатели концерта «Музыка Летнего сада», который состоится 21 апреля в Эрмитажном театре. Кстати сказать, Пасхальному фестивалю совместно с Адмиралтейским оркестром под управлением Алексея Карабанова удалось в начале 90-х годов прошлого века возобновить проведение общедоступных концертов духовой музыки в Летнем саду.

Патриаршие певчие украсят концерт, посвященный 65-летию духовного наставника Пасхального фестиваля Митрофорного протоиерея Владимира (Фоменко), ключаря Собора Владимирской Иконы Божией Матери, настоятелем которого является Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. Русская православная церковь постоянно оказывала и оказывает свое благотворное духовное покровительство Пасхальному фестивалю. Слова особой признательности организаторы Пасхального фестиваля говорят Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию Второму, Митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру, Митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию, а также Архиепископу Истринскому Арсению, Архиепископу Тихвинскому Константину.

Многие петербуржцы помнят, как несколько лет тому назад, во время проведения очередного Пасхального фестиваля в Соборе Владимирской иконы Божией Матери и в Казанском Соборе проходила пасхальная служба с участием грузинского, сербского, греческого и болгарского хоров, которые исполняли — каждый на своем языке — православные песнопения, общие для греческой, русской и грузинской церквей. Это был настоящий праздник православия в Петербурге.

Благодаря о. Владимиру (Фоменко) в Петербурге возрождается традиция духовных концертов в храмах, появившаяся еще при петербургском митрополите Платоне (Левшине) во времена Екатерины Великой. Одним из украшений программы Пасхального фестиваля в этом году станет концерт в Исаакиевском соборе прославленного хора Петербургской капеллы, которая в этом году будет праздновать легендарную дату — 525-летие. Вместе с хором Капеллы в концерте примет участие знаменитый русский баритон Владимир Чернов.

В последние годы традиционная «Седмица церковного пения» стала своеобразным смотром малых петербургских хоровых коллективов. В этом году вновь любителей церковного пения порадуют детские хоры: Детско-юношеский хор им. Святого Иоанна Дамаскина Собора Владимирской Иконы Божией Матери (руководитель — Ирина Болдышева), детский хор «Горчичное зёрнышко» Князь-Владимирского Собора (руководитель — Елена Макарова), хор Дома детского творчества г. Всеволожска при Агалатовской средней школе (художественный руководитель и дирижёр — Маргарита Громова), Детский хор воскресной школы Павловского Собора г. Гатчины (регент — Алексей Гвоздецкий).

Среди взрослых участников Седмицы — клиросный хор церкви святого великомученика и целителя Пантелеймона, возглавляемый регентом Алексеем Захаровым, талантливым петербургским композитором, чье творчество отметил в свое время Георгий Васильевич Свиридов, клиросный хор Храма Богоявления на Гутуевском острове (регент — Юлия Гундарова), Государственный Царскосельский камерный хор «Петербургские серенады» (художественный руководитель и дирижёр — Ольга Захарова), Санкт-Петербургский камерный хор «Невские голоса» (художественный руководитель и дирижёр — Юрий Гурбо), хор «Alma Mater» Ленинградского областного колледжа культуры и искусства под руководством заслуженных работников культуры России Германа Колбасникова и Юрия Невядовского. Как в программе Большого Пасхального фестиваля, так и в Седмице постоянно звучат новые произведения. В программу Седмицы часто включаются расшифровки древних песнопений, взятых из рукописей XVI — XVIII веков. С другой стороны, устроители фестиваля постоянно дают возможность петербургским композиторам, особенно молодым и малоизвестным, но показавшим интересные творческие результаты, представить свои новые работы.

Неизменной традицией пасхального праздника, не нарушенной и в этом году, является программа Детского Пасхального фестиваля. Нынешнее состояние нашей музыкальной культуры не может не вызвать чувства тревоги, обеспокоенности ее будущим. Поэтому очень важно сейчас не потерять для нашей культуры молодые, только готовящиеся выйти в большую жизнь поколения. Ведь музыка — это не игра, а неотъемлемая часть нашего национального самосознания. У неустроенного, больного душой общества, как правило, «больная» музыка. Это заметили еще мудрые древнекитайские философы.

Осознавая в полной мере значение проблем детского музыкального образования, организаторы Пасхального фестиваля стараются сделать так, чтобы Детский Пасхальный фестиваль стал подлинным праздником детского творчества. Одной из особенностей Детского Пасхального фестиваля в этом году станет участие в нем юных исполнителей не только Санкт-Петербурга, но и Ленинградской области. Так, в хоровых концертах, наряду с городскими коллективами примут участие хор музыкальной школы «Балтика» (г. Сосновый Бор) и хор «Гармония» из Гатчины под управлением заслуженного работника культуры России Ирины Рогановой. Мастерством юных гатчинских певчих были покорены слушатели Вены, Бирмингема, Праги и Парижа. Кульминацией Детского Пасхального фестиваля в этом году станет праздничное открытие XII областного детского конкурса исполнителей на народных инструментах «Метелица». Его инициатором является Ленинградский Государственный оркестр русских народных инструментов «Метелица», который станет и главным участником праздничного открытия конкурса в Большом зале Филармонии 24 апреля. В концерте примут участие известные петербургские музыканты: солист Мариинского театра народный артист России Константин Плужников, композитор и пианист Андрей Тихомиров, а также юные исполнители на народных инструментах, лауреаты предыдущих конкурсов «Метелица».

Особое внимание устроители фестиваля обращают на организацию благотворительных концертов в больницах, интернатах, домах престарелых, тюрьмах, детских приютах. Никогда нельзя предсказать заранее, как концерт будут восприниматьв таких местах. Очень трудно, порой, найти взаимопонимание с людьми, сидящими за решеткой, или душевнобольными. Но когда возникает контакт, происходят удивительные вещи. Сколько раз исполнители видели непосредственную, эмоциональную реакцию и нескрываемые слезы на глазах благодарных слушателей, для которых музыка — живительный глоток воздуха с воли, или могучее терапевтическое средство воздействия на изломанную душу. В этом году любезно согласились принять участие в благотворительных концертах оркестр «Метелица», Мужской хор Синодальной резиденции Патриарха Московского и всея Руси, Казачий ансамбль «Сакма» под управлением Анатолия Пономарева.

И, конечно же, среди программ Пасхального фестиваля свое достойное место традиционно занимает «Звонильная неделя». Ее возглавляет бессменный организатор этого замечательного художественного проекта диакон Владимир Жильцов, прекрасный музыкант и истинный ревнитель искусства колокольного звона. «Звонильная неделя» начинается с традиционного уже для Петербурга удара колокола в полдень Светлого Христова Воскресения 11 апреля. Воскресные удары колокола Петропавловского хора на следующий день подхватили праздничные монастырские звоны Троицкого собора Александро-Невской лавры, колокола Храма иконы Владимирской Божией Матери, Чесменской церкви Рождества Иоанна Предтечи и других храмов. Заключительным аккордом «Звонильной недели» стал благовест колоколов кафедрального Казанского собора в Субботу Светлой седмицы 17 апреля и красный звон Спасо-Преображенского (всей гвардии) собора в воскресенье 18 апреля.

Как и в предыдущие годы, нынешний Пасхальный фестиваль не ограничится только музыкальными концертами. В рамках фестиваля с 29 апреля по 3 мая по благословению Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира в Михайловском манеже пройдет выставка «Пасхальный праздник». Выставка организована выставочным объединением «Рестэк», имеющим 10-летний опыт проведения православных выставок в Санкт-Петербурге и Москве. Целью выставки «Пасхальный праздник» является установление деловых связей церковных и светских организаций для обмена опытом и сотрудничества, знакомство с жизнью Русской Православной Церкви, искусством, историей, праздниками и традициями русского народа. В выставке примут участие более 150 организаций из Санкт-Петербурга, Москвы, Урала, Центральной России, Поволжья, Севера, а также Украины и Беларуси. В их числе — монастыри Русской Православной Церкви, художественные мастерские, издательства, а также иконописцы и ювелиры, мастера народных промыслов. Выставка «Пасхальный праздник» будет сопровождаться разнообразной культурной программой.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru