Немецкая волна | 12.04.2004 |
Не поддаться искушению мести?
Произошло исполнение худших предчувствий и предсказаний, с которыми уже более года назад выступали, в том числе, и деятели церкви. В новой ситуации из уст священнослужителей по случаю праздника Пасхи звучат всё более отчаянные призывы к христианам, мусульманам и иудеям «открыть в себе братские чувства, связующие религии, которые имеют общий корень». Папа римский Иоанн Павел Второй, выступив в воскресенье 11 апреля перед десятками тысяч верующих на площади Святого Петра в Риме, призвал к борьбе против терроризма и созданию более стабильного и справедливого мирового порядка. Говоря о главном моральном испытании, которому предстоит противостоять человеку, Иоанн Павел Второй сказал, что неизмеримо труднее найти в себе силы для прощения, чем поддаться «искушению мести».
Молитва о людях, попавших в условия, враждебные жизни
Выступая с пасхальной проповедью в Берлинском соборе, глава Совета евангелической церкви Германии (EKD) епископ Берлина и Бранденбурга Вольфганг Хубер (Wolfgang Huber), сказал, что население Ирака или Чечни, Косово или Ближнего Востока страдает от действий «враждебной жизни власти» и от постоянных «призывов к каре и реваншу». Между тем, сказал Хубер, Пасхальная весть человечеству указывает «путь из тупика ненависти».
В связи с совпадением праздника Пасхи на календаре католиков, протестантов и православных в Мюнхене по приглашению Рабочей группы христианских церквей Германии (ACK) 12 апреля было проведено центральное экуменическое богослужение.
Убийство ради веры — извращение
Священнослужители Германии много выступали в эти дни и в СМИ. Так, Трирский епископ Рейнхард Маркс (Reinhard Marx) высказал сожаление в связи с отсутствием со стороны мусульманских общин авторитетных собеседников, которые могли бы обратиться к представителям своей конфессии с умиротворяющим посланием. Пастырь предостерег от превращения лозунга «терпимости» в инструмент «проповеди равнодушия». Глава ганноверской евангелической церкви Маргот Кэсман (Margot Ka? mann) высказала сожаление, что, хотя «99% мусульман в Европе — миролюбивые граждане», и одного процента воинствующих фанатиков оказывается во многих случаях довольно для того, чтобы подозревать в потенциальном экстремизме всю общину. Дабы избежать трагических последствий развития таких настроений, Кэсман призвала умеренных священнослужителей ислама ясно и четко отмежеваться от «разрушителей».
Хотя вооруженная борьба на пространстве между Средизменоморьем и Гиндукушем идет не между различными конфессиями, многие священнослужители Европы высказали тревогу по поводу дальнейшей инструментализации религии ради политических целей. Самоубийственный террор, ставший характерным признаком нынешнего исторического этапа, наносит непоправимый ущерб и межконфессиональному диалогу.
Гасан Гусейнов