Русская линия
Известия Анатолий Шведов12.04.2004 

Путин провел пасхальную ночь в храме

Ночь с субботы на воскресенье высшие должностные лица страны провели в храме Христа Спасителя. На торжественной службе по случаю Пасхи побывали Владимир Путин, Михаил Фрадков, глава президентской администрации Дмитрий Медведев. Для Фрадкова, Медведева, а также министра культуры и массовых коммуникаций Александра Соколова это было первое богослужение в их новом качестве.

Первым в храм Христа Спасителя прибыл полпред президента в Центральном округе Георгий Полтавченко с женой и сыном. Около 23 часов его встретил патриарх Алексий II, который еще был в черном одеянии. Полтавченко поцеловал патриарху руку, после чего владыка удалился переодеваться и готовиться к службе.

Вслед за Полтавченко, уже ближе к полуночи, в храм приехали мэр Москвы Юрий Лужков и Дмитрий Медведев, чуть позже — Михаил Фрадков. Они были без жен и детей. А среди других присутствующих можно было узнать руководителя Мосгордумы Владимира Платонова, скульптора Зураба Церетели, совладельца ТНК-ВР Виктора Вексельберга. В храм пускали только по приглашениям — соответственно случайных людей не наблюдалось. Всего в храме собралось около пяти тысяч приглашенных. Храм был убран цветами, зажжены все светильники и свечи.

Путин появился к самому началу службы — в полночь. Присутствующим бросилось в глаза, что не все руководители одинаково целуются с патриархом. Одни из должностных лиц делали один поцелуй, другие — старались поцеловать патриарху руку, третьи — расцеловаться дважды.

Всем руководителям еще при входе служители давали зажженные свечи. Путину почему-то не дали. Церковные песнопения много-много раз прерывались возгласами «Христос воскресе!».

Какое-то время президент просто крестился, а потом патриарх предложил ему свечку от Благодатного огня, который незадолго до начала ночного пасхального богослужения был специально доставлен в Москву из Иерусалима. Свечи с Благодатным огнем патриарх зажег и другим руководителям. На короткое время возникло замешательство — у Фрадкова, Лужкова и Медведева оказалось по две свечки. Впрочем, служители храма быстро забрали у них лишние свечки.

Ближе к финалу Путин, подойдя под благословение патриарха Алексия II, просил его помолиться за шахтеров, погибших на шахте «Тайжина». Патриарх, обращаясь к верующим, отметил, что президент сообщил ему о 28 погибших в Кузбассе шахтерах.

— Президент попросил нас помолиться за тех, кто находится под землей. Мы надеемся, что обретем их живыми, а семьям погибших пусть Господь даст мужества пережить тяжесть утраты, — сказал патриарх. Он отметил, что «сегодня во время литургии мы будем особенно вспоминать тех, кто находится под землей, погибших или находящихся в безвестии».

Патриарх Алексий II поздравил президента с переизбранием на новый президентский срок.

— Народ верит вам и вручил вам управление нашим государством на четыре грядущих года, — сказал глава РПЦ.

— Я также поздравляю нового председателя правительства, главу администрации, полномочного представителя президента в Центральном округе, мэра Москвы со светлым праздником Пасхи, -добавил Алексий II.

Где Владимир Путин встречал религиозные праздники

За время пребывания на посту главы государства Путин не пропустил ни одной пасхальной службы. В прошлом году, находясь с визитом в Таджикистане, президент отстоял пасхальное богослужение в православном храме Николая Святителя в Душанбе. В 2000 году пасхальные торжества застали Путина в Санкт-Петербурге. Тогда еще в качестве избранного президента он присутствовал на пасхальном богослужении в Исаакиевском соборе. В 2001 и 2002 годах он встречал Пасху в храме Христа Спасителя. Столь же регулярно президент присутствует на богослужениях по случаю другого крупного праздника — Рождества Христова. В последние четыре года в ночь с 6 на 7 января Владимир Путин приезжал на праздничные молебны. В 2000-м в качестве исполняющего обязанности президента он встретил Рождество в Москве в храме Христа Спасителя, а на службу отправился в храм Троицы Животворящей на Воробьевых горах. В 2001-м уже в качестве полноправного главы государства Владимир Путин вместе с канцлером ФРГ Герхардом Шредером и супругами присутствовали на богослужении в храме Христа Спасителя. Годом спустя Путин принял участие в рождественской службе в Успенском кафедральном соборе города Владимира, а в 2003 году приехал на праздничное богослужение в храм Владимирской иконы Божьей Матери в поселке Агаповка Челябинской области. В этом году президент провел около полутора часов на рождественском богослужении в Знаменской церкви в Суздале.

Зачем целуются на Пасху

Светлое Христово Воскресение, Пасха Господня начинается в полночь крестным ходом. Под звон колоколов, с хоругвями, Евангелием и крестом, с зажженными свечами народ выходит навстречу Спасителю. Обойдя храм, крестный ход останавливается перед закрытыми дверями, как бы у входа ко гробу Господню. Раздается радостная весть: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Раскрываются двери, начинается пение пасхального канона. После происходит обряд христосования — троекратное целование друг друга со словами «Христос воскресе» — «Воистину воскресе».

Согласно Ветхому Завету, евреи целовали друг друга при встрече, выражая этим дружеские чувства. Поцелуй приветствия был усвоен и первыми последователями Христа, причем они вложили в него новый смысл. Поцелуй стал рассматриваться христианами как символ взаимной любви и единения последователей Христа. В то же время поцелуй приобрел семантическую двойственность, характерную в целом для основных символов христианства: Иуда указал на Христа римским воинам, поцеловав его в губы, в связи с чем поцелуй стал не только символом духовной любви и братства, но и их прямой противоположности — предательства и коварства.

Поцелуи включались в различные церковные обряды: бракосочетание, погребение, крещение, исповедь и др. Священник давал поцелуй как символ мира и в знак отпущения грехов причащающимся; в римско-католической церкви это делалось после службы, в греко-православной — перед ней. В православной церкви «святое целование» совершается до сих пор в пасхальную утреню, при этом произносятся приветствия, подобные тем, которыми приветствовали друг друга ученики Христа в день его воскресения. Этот церковный по своему происхождению ритуал давно вошел в быт и воспринимался в прошлом как общенародный обычай.

В XVII веке приветствовать друг друга поцелуем полагалось не только в пасхальное воскресенье, но и в течение 40 дней от Пасхи до Вознесения. Такого установления не было в Западной Европе, и иностранцы рассматривали его как специфически русский православный обычай. При этом ритуальный поцелуй устойчиво воспринимался ими как любовный, и поэтому весь обряд в целом вызывал изумление и замешательство. Вот как описывал обряд Павел Алеппский, наблюдавший его в церкви: «Все присутствовавшие стали подходить, по обычаю, и прикладывались к кресту, и, прикладываясь затем к Евангелию и к иконе в руках священников, они целовали также последних в уста, причем давали им, каждый, красное яйцо. Так делали мальчики и взрослые мужчины. После них подходили женщины и девушки всех сословий, от высших до низших. Мы горели от стыда, когда женщины и девицы целовали священников в уста, а священники целовали их, говоря: „Христос воскресе“, на что миряне и женщины отвечали: „Воистину воскресе“, и последние в то же время целовали в уста священников, без всякого стыда. Видя это, мы сильно изумлялись, в особенности греки, бывшие этому свидетелями, но таков обычай у московитов».

Обычай пасхального целования имел всесословный характер и утверждал равенство людей перед лицом всечеловеческой радости — воскресения Христа. «Этот обычай приветствия и поцелуя не допускает не только никакого различия в сословии или положении, но даже никакого воспоминания об этих различиях. Ни один вельможа не откажет в просимом у него поцелуе самому простому мужику, лишь бы только тот предлагал ему красное яйцо. Никакая скромность не может извинить замужнюю женщину, никакая стыдливость — незамужнюю, было бы равносильно преступлению или отвергнуть предложенное яйцо, или уклониться от поцелуя; с самой низкой черни снято всякое к ней презрение; не существует никакого опасения за безрассудство».


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru