Русская линия
Победа.Ru09.04.2004 

Чудо схождения Благодатного Огня
Cуббота Страстной Седмицы

История человечества имеет множество чудесных явлений, знаменующих различные проявления Силы, Всемогущества и Величия Божия. Но существует одно из них, выходящее за рамки всего рационального. Повторяющееся из года в год. Происходящее только по молитвам православного патриарха. Происходящее только в Страстную субботу — накануне Пасхи Православной.

Благодатный Огонь Гроба Господнего (Воскресения) в Иерусалиме является в храме уже не первое тысячелетие. Самые ранние упоминания о схождении Благодатного Огня в канун Воскресения Христова встречаются у Григория Нисского, Евсевия и Сильвии Аквитанской и датируются IV веком. В них есть описание и более ранних схождений. По свидетельству Апостолов и святых отцов, нетварный Свет осветил Гроб Господень вскоре после Воскресения Христа, что увидел один из апостолов: «Петр верил, видел же не только чувственными очами, но и высоким Апостольским умом — исполнен убо был Гроб света, так что, хотя и ночь была, однако, двема образы видел внутренняя — чувственно и душевно,» — читаем мы у церковного историка Григория Нисского. «Петр предста ко Гробу и свет зря во гробе ужасашеся,» — пишет Св. Иоанн Дамаскин. Евсевий Памфил повествует в своей «Церковной истории», что когда однажды не хватило лампадного масла, патриарх Нарцисс (II в.) благословил налить в лампады воды из Силоамской купели, и сошедший с неба огонь возжег лампады, которые горели затем в продолжение всей пасхальной службы. Среди ранних упоминаний свидетельства мусульман, католиков. Латинский монах Бернард, (865 г.) пишет в своем итинерарии: «В Святую Субботу, которая есть канун Пасхи, служба начинается рано и по совершении службы поется Господи помилуй до тех пор, пока, с пришествием Ангела, возжигается свет в лампадах, висящих над Гробом.»

Здесь мы приводим только одно из многочисленных свидетельств этого незабываемого чуда — рассказ архимандрита Наума (кн. «Ты еси Бог творяй чудеса», Изд. Свято-Введенской Оптиной пустыни, 1997).

С великим благоговением и внутренним трепетом отправилась наша паломническая группа к величайшей святыне мира, в самый град градов — Иерусалим.

Со времени земной жизни Господа нашего Иисуса Христа прошло более 12-ти веков. Много событий пронеслось за эти годы над Святой Землей. Многое разрушено, многое построено. Но осталась та же земля, по которой Господь наш ходил, то же небо, те же горы и долины, на которые Он смотрел. Каждый кусочек земли, каждый камешек живо свидетельствуют об этой истине.

Здесь, на Святой Земле, Архангел Гавриил открыл Совет Предвечный Отроковице Марии о рождении от Нея Сына Божия. Здесь, не в роскошной колыбели, не на ткани дорогой, а в убогой пещере Вифлеемской воссияло Солнце Правды — Христос Бог наш. Здесь, на Земле Обетованной, жил Господь, творил чудеса, был распят за спасение мира, тридневно воскрес, вознесся со славою на небеса и послал Духа Утешителя Своим возлюбленным ученикам. На Святой Земле протекала и жизнь Божией Матери, и было Ее славное Успение. Отсюда вышли на проповедь святые Апостолы, здесь пролилась кровь первых мучеников за Христа.

Все эти Евангельские события, которые мы знаем из Священного Писания, живо представились нашему взору. Здесь не чувствуешь многовековой отдаленности от тех священных событий, которые совершались на этой Святой Земле. Стираются все грани исторических веков, отделяющие нас от тех благодатных времен, когда жил на этой Земле Сам Господь. Здесь видишь все это в действительности, определенно, ясно чувствуешь везде присутствие Божие, присутствие Самого Христа — вот Он здесь, рядом с тобой. Сам Христос!

Священный град Иерусалим посещается непрерывным потоком верующих со всех сторон света. Это место, почитаемое всем миром.

В семь часов утра был отслужен благодарственный молебен. Все паломники со слезами благодарили Господа за благополучное прибытие на Святую Землю. В глубоком волнении мы направились по узким улочкам Святого града к величественному храму Воскресения Христова — это первое и святейшее место, которое посещает каждый паломник. Ни один из храмов христианского мира не имел, и не будет иметь такую историю, как этот славнейший и всеми почитаемый храм. В 326 г. от Рождества Христова Святая царица Елена заложила на месте нашего спасения этот великолепный храм, освященный 13 сентября 395 г.

Войдя в полутемный притвор этого величественного храма, с благоговейным трепетом припадаем к первому Святому месту — Камню Помазания. Проливаются первые слезы покаяния и благодарности Господу за Его великую и неизреченную милость к нам грешным за то, что мы имеем возможность прикоснуться к величайшим святыням мира.

Камень Помазания — это природная скала, на которой блаженный Иосиф с Никодимом положили Пречистое Тело Господа после снятия Его с Креста и, помазав благовонным миром, по обычаю иудейскому обвивши плащаницею, положили в «гроб новый». На скале с древних времен положен продолговатый белорозового цвета мрамор длиною в 3 м. и шириною в 1 м., очень древнего происхождения, который мы видим и теперь. По бокам этой святыни поставлены подсвечники огромной величины и висят неугасимые лампады, которые принадлежат православным, латинянам, армянам и коптам.

Пройдя влево под арку колонн, мы видим под высоким куполом храма мраморную часовню, по-гречески — Кувуклию. Это и есть пещера Гроба Господня. Здесь хранится величайшая Святыня мира, отсюда воссияло Христово Воскресение. При входе в Кувуклию стоит огромное количество подсвечников и великое множество лампад. Кувуклия имеет два придела. Первый именуется приделом Ангела (сидевшего на гробовом камне). Часть этого камня вделана в вазу из мрамора, стоящую посреди придела. Второй придел — Сам Живоносный Гроб Господень, в котором положено было Пречистое Тело Богочеловека.

С благоговейным трепетом и неизъяснимой радостью припадаем мы к Живоносному земному ложу Спасителя нашего, тридневно опочившего на нем. Нас охватывает неизъяснимый трепет — ведь Сам Господь здесь. Перебираем в памяти имена всех родных, близких, друзей — всех, кто просил вспомнить их у этой величайшей святыни. Еще и еще раз припав к Живоносному Гробу и со слезами облобызав Его, отправляемся дальше по полутемному громадному храму.

Пройдя вправо от Камня Помазания по мраморной крутой лестнице, с трепетом входим на Святую Голгофу. Она была местом казни преступников, которых приводили сюда и предавали распятию. На Святой Голгофе «сотворивый единым словом вселенную зрится пригвожден к древу, поруган, обесчестен». «Да молчит всяка плоть человеча» — взывает Святая Церковь. «Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным» (песнопение Великой Субботы). С глубоким волнением и трепетом припадаем к святыне, вмещавшей в себе Животворящее Древо Крестное. Слезы льются рекой, — Боже, милостив буди мне грешному.

Здесь была совершена Искупительная Жертва за весь мир. Здесь Господь пролил Свою Пречистую Кровь за каждого из нас. Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем — невольно вырывается из души.

С правой стороны от Места Распятия видна в скале глубокая трещина, образовавшаяся во время землетрясения при распятии Спасителя. «И се, завеса церковная раздрася на двое… и земля потрясеся и камение распадеся и гроби отверзошася…» (Мф. 27, 51−52). Голгофа в переводе означает «лобное место», а по преданию праотец Адам был погребен в Голгофском холме, и Честная Кровь Спасителя сквозь расщелину, образовавшуюся при кончине Спасителя, омыла прах прародителя от первого первородного греха. Эту расщелину, идущую с самого верха Святой Голгофы, можно наблюдать в скале через стеклянное окно в глубине часовни Адама, которая находится под Святой Голгофой. «Искупил ны еси от клятвы законныя честною Твоею Кровию», — воспевает Святая Церковь. Патриарх и архиереи служат на Святой Голгофе Божественную литургию без митр в воспоминание уничижения Христа, бывшего на сем месте.

Против Голгофы, в нескольких шагах от нее, находится камень, именуемый «Узы Спасителя» — это придел Темницы Христовой с высеченными двумя отверстиями. Во время приготовления орудия крестной казни Пречистые ноги Спасителя были заключены в каменные колодки, сохраняемые и доныне под алтарем. Мы с благоговением прикладываемся к ним, берем камешки от святыни, которые можно всегда иметь при себе.

Недалеко от Темницы Христовой находится придел мученика Лонгина-сотника, уверовавшего во время смерти Богочеловека при виде знамений. По преданию, придел устроен на месте обретения главы сего святого мученика.

Обойдя храм Воскресения Христова, останавливаемся у придела Поругания и Тернового Венца. Здесь под престолом находится часть камня, где бичевали Господа, и на котором Он сидел во время возложения на Него тернового венца.

И много других приделов и святынь сокрывает в себе величественный храм Воскресения Христова, к которым мы с благоговением прикладывались и пели песнопения, соответствующие этим святым местам.

В Великую Субботу (по старому стилю) сходит Благодатный Огонь. В это время Господь сошел во ад и вызволил узников. Благочестивые греческие паломники приходят с вечера и всю ночь пребывают в храме для того, чтобы видеть Кувуклию и занять ближе место. Всю ночь проводят в храме в ожидании этого торжества.

Делают специальные пучки из маленьких свечей; 33 — по числу лет Спасителя. И вот такое предожидание. Еще с вечера гасят все огни, все лампады, храм весь темный.

Благодать сходит днем — приблизительно в час дня. Нет определенного времени: ждут 5 минут, иногда 10, иногда 20, были случаи, когда ждали по два часа; уже плакали и рыдали — настолько чувства напряжены — ведь это благословляется весь год.

Само торжество начинается крестным ходом со двора Иерусалимской Патриархии, и через храм Святого Иакова проходят прямо в алтарь Воскресенского храма. Потом выходят из царских врат Патриарх в полном облачении, духовенство, клир, поют торжественно, медленно тропарь «Воскресение Твое Христе Спасе…», впереди несут 12 хоругвий. Шествие это направляется к Святой Кувуклии, обходят ее трижды. Затем останавливаются перед дверьми Кувуклии. Двери закрыты (еще накануне, по традиции, накладывают кустодию — печать восковую или из сургуча: символично запечатывают Гроб). Потом Патриарх разоблачается, остается в одном подризнике, кланяется народу, под пение «Свете тихий» открываются двери, и Патриарх входит в Кувуклию. Причем во все времена очень строго прослеживали, буквально обыскивали Патриарха и тех, кто рядом с ним. Входит Патриарх. И позволено армянскому архиерею войти в Кувуклию, но только в придел Ангела; он остается со свечами у дверей пещеры Господней. Православный Патриарх на коленях входит ко Гробу и вот тут мы не знаем, что происходит. Как рассказывает Паломник, епископ Мелетий не мог головы поднять, а когда поднял голову, то увидел как бы огненную росу — шарики, как вода, голубоватого цвета — это не огонь, а какое-то вещество. Полагается вата, она воспламеняется, горит, но не обжигает, этот Огонь совсем другого свойства. Когда воспламеняется вата, Патриарх зажигает лампаду, свечи и раздает народу.

И вот здесь интересные впечатления каждого, в меру человеческого сердца, — сколько может человек вместить. Каждый эту благодать ощущает по-разному. Одни видят, как из Голгофы идет благодатный поток какого-то голубоватого цвета или облако — вся Кувуклия окутана этим облаком. Иногда явление молниеобразное — молния ударяет в стену и прямо озаряет все. И свечение это какое-то голубое. Иногда видят, как словно северное сияние играет под куполом Кувуклии. Одна сестра рассказывала, что при ней стояла гречанка, и когда та увидела Благодатный поток, она крикнула от радости, бросила свечи вверх, и к ней они вернулись уже зажженными.

Ту радость передать невозможно. Само ожидание настолько ощутимо, что начинаешь чувствовать и понимать соборность. Вот стоит румынка, там гречанка, тут русская, американка, и у всех получается одна молитва, все просят одного — благодати. Это такое трогательное чувство, такое сильное — одна молитва! Со мной стоял мужчина, так он начал плакать. Седой, солидный человек начал плакать, как ребенок. Мы в этом году ждали 8 минут — кажется вечность. Стояли, прямо изнемогали, а он видит, что благодать не сходит, и начинает плакать.

И вот когда благодать раздают, разливается море огня, но пожара не бывает никогда. Даже был случай, когда загорелся апостольник; одна матушка рясу прожгла, в руках несла с дырой, домой пришла — ищет дыру, а ее нет.

Это чувство надо пережить, его так не передать: кто плачет, кто кричит, кто смеется. И ясно чувствуешь незримое присутствие Господа, такое убедительное, явное, — вот Он здесь, Христос. Все неприятности наши, все прискорбности, все, что человек претерпевает, начинает казаться ничтожным. В момент явления этого чуда, этой благодати, все ничтожно.

На улице указали нам на рассеченную колонну. В свое время армяне претендовали на приоритет, на первенство получения Благодатного Огня. Они подкупили турецких чиновников, пришли раньше, затворились в храме, молились там по-своему и ждали благодати. А православные пришли после и остановились перед закрытыми дверями — и епископы, и клир, и сопровождавший их народ. В такой печали проходило время ожидания Благодатного Огня. Со скорбной молитвой стояли православные перед закрытыми дверьми. И произошло чудо — Благодатный Огонь вышел из этой колонны, рассек ее, покатился и зажег свечи у всех православных. С тех пор никто уже не претендовал на первенство получения Благодатного Огня.

Велика сила Божия, неизмерима, непостижима, необъяснима нашим малым умом. Безмерно велика любовь Божия к нам грешным!

«Кто бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог творяй чудеса».

Архимандрит Наум, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998 г.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru