День (Киев) | Клара Гудзик | 10.04.2004 |
В течение последних трех лет обострилась борьба за недвижимость на территории Свято-Успенской Киево-Печерской лавры (ниже «Лавра»). Противоречия возникают, главным образом, между Лаврой, возглавляемой наместником архиепископом Вышгородским Павлом (Лебедем), и Национальным Киево-Печерским историко-культурным заповедником (ниже «Заповедник»), которым руководит генеральный директор Сергей Кроливец. «Армии» противоборствующих сторон составляют, с одной стороны, монахи и активисты-прихожане Лавры, с другой — работники Заповедника. Каждая сторона имеет своих союзников в структурах Киевской городской администрации, Верховной Рады и правительства, а также в Министерстве культуры и искусств Украины.
Базой конфликта является то, что все подразделения Заповедника (научные, производственные, реставрационные, фондохранилища и др.) расположены — со времени основания Заповедника в 1926 году — в бывших лаврских помещениях. Между тем украинское государство торжественно и неоднократно провозгласило возврат церквям и монастырям (в том числе и Лавре) их собственности — культовых и некоторых других сооружений. И возникла обычная для наших времен коллизия — Лавра спешит воспользоваться своими правами, а Заповеднику некуда съезжать. Конфликт провоцирует, собственно, власть — большинство постановлений о возврате церковного имущества является чистыми декларациями, не обеспечивая ни финансами, ни помещениями, ни земельными участками, а также необходимым для переселения временем тех организаций, которые должны выселяться из церковных зданий. Хоть на улицу! Что и случалось уже не раз. Вспомнить хотя бы «передачу» выдубицкой Георгиевской церкви (читай — археологического фондохранилища) Киевскому патриархату. Ситуация осложняется, безусловно, и тем, что сторонам не хватает культуры, самоуважения и понимания сложности проблем «противника».
По поводу этой ситуации несколько комитетов и подкомитетов Верховной Рады («По вопросам культуры и духовности», «По вопросам прав человека, нацменьшинств и межнациональным отношениям» и «По вопросам европейской интеграции») уже сформулировали совместное заявление, в котором говорится о том, что Положения законопроекта по правовому разрешению вопроса о реституции церковной собственности носят не конкретный, а общий характер и не соответствуют Рекомендациям Парламентской ассамблеи Совета Европы. К тому же — противоречат новому Гражданскому кодексу Украины.
Все это привело к тому, что сейчас в святой для каждого украинца Лавре ведется перманентная унизительная недостойная борьба. Нападающей стороной являются, как правило, лаврские монахи, которые особенно активизировались после позапрошлогоднего Указа Президента Украины «О неотложных мерах по окончательному преодолению негативных последствий тоталитарной политики бывшего СССР в отношении религии и восстановления нарушенных прав церквей и религиозных организаций». Монахи Лавры начали кампанию, которую нельзя назвать иначе, чем «экспроприация экспроприаторов» (то есть «грабь награбленное»). «Супермены» в рясах сбивают замки, сооружают баррикады за закрытыми дверями и захватывают корпус за корпусом (из этого можно сделать «крутой» сериал). А иерархия УПЦ МП совсем забыла о том, что юридически здесь речь идет о собственности не Лавры, а о коммунальной и государственной собственности (земля, здания, музейные ценности).
Действия монахов остаются безнаказанными — правоохранительные органы демонстрируют безразличие, нежелание вмешиваться. Поэтому «группа захвата» монашеского корпуса Лавры оказалась весьма эффективной: за 2000- 2003 годы ей было захвачено — без всякого официального разрешения — 10 корпусов на территории Нижней Лавры общей площадью 6396(!) квадратных метров. Все эти корпуса использовались Заповедником как мастерские, помещения для хранения музейных фондов, комнаты для научных работников, складирования и тому подобное.
Характерно для нашего времени то, что подобное неуважение к государственной собственности демонстрирует Православная церковь, которая веками исповедовала формулу «симфонии Церкви и Государства» и смирено подчинялась как секуляризации церковной земельной собственности в имперские времена, так и беспрецедентно-беспардонным репрессиям советской власти. А теперь так «раскрепостилась»!
Недостойное обеих сторон, нецивилизованное «дело «Лавра против Заповедника» — это яркая, иллюстрированная многочисленными беспомощными документами картина неэффективности нашей власти, хронической эфемерности ее законов, постановлений, решений. Немалую роль играет здесь также эффект явления, которое ученые называют «патологической схемой управления». Под этим понимают подчинение определенного объекта одновременно нескольким управляющим органам. Происходящее в Киево-Печерской лавре является следствием не только низкого уровня общей правовой культуры, уважения к законам, но и того, что Лавра одновременно подчинена — в разных ипостасях — нескольким учреждениям: митрополии Украинской православной церкви Московского патриархата, непосредственно Московскому патриархату, Национальному Киево-Печерскому историко-культурному заповеднику, Киевской государственной администрации и Министерству культуры и искусств Украины. А у семи нянек, как известно, дитя всегда без глаза, а то и без двух.
Ситуация осложняется тем, что сегодня украинские суды, прокуратура и милиция чаще всего не реагируют на нарушение Церковью обязательных для всех законов. Причина, очевидно, — не только уважение к Церкви, но и боязнь непопулярности в глазах общества. Хотя не нужно доказывать, что Церковь вовсе не всегда является правой стороной или жертвой в тех или иных (иногда силовых) конфликтах. Как раз предусмотренная заранее безнаказанность часто провоцирует эти конфликты. Если бы, скажем, настоятель Киево-Печерской лавры предстал перед судом за силовой, несовместимый с законом, захват первого из серии корпуса коммунальной собственности на территории Лавры, то дальнейшие события, безусловно, развивались бы по мирному сценарию.
Вот один пример: Главное управление коммунальной собственности Киева обратилось в Печерское РУ МВД Украины с просьбой предпринять меры в соответствии со статьями 341 и 356 Уголовного кодекса Украины в отношении захвата корпуса N68 монахами. Со стороны РУ МВД — никаких мер для прекращения незаконных действий. Не произвело должного эффекта также Постановление Верховной Рады от 11.11.03, рекомендующее Генеральной прокуратуре принять меры прокурорского реагирования в отношении незаконного захвата зданий Национального Киево-Печерского историко- культурного заповедника. Реакции — никакой.
Выше ситуация в Лавре представлена несколько упрощено — в терминах противостояния «Лавра — Заповедник». В действительности на территории Лавры сегодня размещается не один только Заповедник. Здесь «прижились» (по договорам или без них) многие различные организации. Вот некоторые из них: Государственная историческая библиотека, Национальный музей истории Украины, Всеукраинский фонд воссоздания памятников архитектуры им. Гончара, помещение Союза художников Украины, Украинский центр культурных исследований, спецуправление противооползневых подземных работ, фирма «Атлант», полк милиции охраны УГСО, корпорация Мегасервис и др. Особый интерес вызывает то обстоятельство, что этот список пополняется даже сейчас и именно с благословения организации, которая должна быть наиболее заинтересованной в сохранении Заповедника.
Имеется в виду Министерство культуры и искусств Украины и его приказ от 15 августа 2003 года, который обязывает генерального директора Киево-Печерского историко- культурного заповедника Кролевца С. П. «обеспечить размещение подразделений Академии руководящих кадров культуры и искусств в помещениях корпуса N7 Лавры» (памятник архитектуры национального значения «Экономический корпус»). И все это — как наивно-цинично написано в приказе — «с целью повышения эффективности сохранения и использования сооружений Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника». (Киевляне могут убедиться, как «стильно», с каким «вкусом» и как «в соответствии» со святым местом очередная так называемая Академия декорировала монастырский двор перед старинным Экономическим корпусом N7.) Как видим, Министерство культуры продолжает советскую практику превращения Лавры в нечто вроде «Вороньей слободки» Ильфа и Петрова. Киевская же городская администрация, в собственности которой находятся этот самый корпус N7, как вся земля и имущество Заповедника, против этого демарша Министерства культуры не протестовала.
В любом конфликте так или иначе всегда виноваты все стороны-участники. Скажем, если бы Заповедник вовремя осознал, что он уже не «царствует» единолично на всей территории Лавры, как это было в советские времена, его позиция могла бы быть другой. Тем более, что в новых обстоятельствах функции Заповедника несколько меняются, а потребность в сотрудниках, а значит и в монастырских корпусах для охранной и научной работы, должна уменьшиться (это признают сами работники Заповедника).
А что касается клира и монахов Украинской православной церкви Московского патриархата, то иногда создается впечатление, что они — иностранцы в Украине, к тому же еще и довольно необразованные. Они словно не осознают, что Лавра — это не только православные храмы, обитель, пещеры с мощами святых угодников Божьих. (Кстати, большинство из них, числом 120, были канонизированы в 1643 году Киевским митрополитом Петром Могилой.) Здесь речь идет о культурном наследии и не только украинского народа (что подтвердило внесение Лавры в охранные списки ЮНЕСКО). За этим бесценным наследием нужен постоянный тщательный научный присмотр специалистов, ученых, которых не имеет и долго еще не будет иметь Церковь. Насельники Лавры не осознают и того, что без содействия церкви, без нормального сотрудничества Лавры и Заповедника сохранение святыни для грядущих поколений просто невозможно.
Свято-Успенская Киево- Печерская лавра веками была духовным центром украинского народа, символом мира, благолепия, духовной красоты. Но борьба, которая идет сегодня на святой земле Антония и Феодосия, мало способствует сохранению этой исторической ауры — сегодня воздух там насыщен ненавистью к ближнему, упрямством, взаимными обвинениями. Неотложный долг Церкви — покончить с этим безобразием и подать пример своим оппонентам-ученым, светским законникам, а самое главное — своему народу Божьему. Такой необходимый всем нам пример уважения к законам и к национальной культуре.
Возможное решение конфликта «Лавра — Заповедник» лежит на поверхности, ведь оно уже давно сформулировано в многочисленных документах украинской власти. Самое главное — выселить из Лавры всех — ВСЕХ — подрядчиков, субподрядчиков и «нелегалов» вместе с «академиками» (я бы оставила только Историческую библиотеку — с согласия Лавры, конечно.). На выселение понадобится, конечно, несколько лет, но сроки должны быть уже сегодня определены, сообщены всем «квартирантам» и согласованы с Лаврой. Если следовать букве и духу действующих законов и указов, то Лавру должен покинуть также Заповедник, «посаженный» там советской властью. Кажется очевидным и абсолютно необходимым построить и предоставить ему специальное здание где-то рядом с Лаврой; со всеми помещениями для научных исследований и фондов, с хорошо оборудованными лабораториями и мастерскими и тому подобное. Одним из вариантов может быть отведение под Заповедник части помещений «Арсенала». Все это, конечно, требует значительно больше времени, чем написание указа или даже принятие Закона.
В течение своей долгой истории Киево-Печерская Лавра всегда была центром, светочем отечественного просвещения, книгопечатания, иконописи. Уже в начале ХVII века настоятель Лавры Елисей Плетенецкий создал здесь большую по тем временам типографию, вокруг которой объединил известных богословов, писателей, тогдашних публицистов, переводчиков. Они выбирали книги для печати, переводили, редактировали, писали рецензии. До 1654 года в лаврской типографии было издано около 80 названий книг, в том числе на иностранных языках. Кроме церковной и богословской литературы здесь издавались также книги светские — буквари, календари, исторические произведения, грамматики и тому подобное. Книги Лавры возили и в Москву, где они пользовались немалым спросом. (Все это закончилось после 1688 года, когда Киево-Печерская лавра стала ставропигийной — была подчинена непосредственно Московскому патриарху.)
Сегодня на территории Лавры отсутствует даже приходская школа, а Духовная академия УПЦ МП обустроена так, что приезжающее из Москвы ученое православное духовенство просто пугается. В несметных книжных киосках Лавры торгуют преимущественно российскими, почти исключительно русскоязычными, а случается — и антиукраинскими книгами и газетами. Надеемся, что решение всех имущественных конфликтов окажет благотворное влияние на духовную жизнь Киево-Печерской лавры, вернет ей былую славу духовно-просветительского центра Украины.
N64 09.04.2004 «День»