Русская линия
Парламентская газета А. Кондрашов10.04.2004 

Русь живет, пока звонит звонарь

Красив и древен храм Святого Николая в Заяицком, что возвышается на Раушской набережной, у вод Москвы-реки. Сверкает своими куполами, радует строгостью архитектуры. Издавна славится и благозвучием колокольного звона. А теперь здесь еще и готовят звонарей для православных приходов.

Мало кто из воспитанников Колокольного центра знает, что его руководитель Виктор Шариков еще и известный конструктор ракетных двигателей.

— В конце восьмидесятых годов минувшего столетия я работал в одном научном институте по легким сплавам для космических исследований и авиации, — говорит Виктор Григорьевич. — Однажды довелось «подпольно» отлить колокола для одного из подмосковных храмов. А когда установили их в той церкви, стали поступать просьбы и из других приходов: везде ощущалась нехватка колоколов. Получая свой заказ, священники нередко жаловались: «Колокола-то хороши, а вот звонить на них по-настоящему мало кто умеет. И освоить эту науку негде». Так пришла мысль создать колокольный центр, где бы обучались будущие звонари, слушали лекции об истории звонарного искусства, об оборудовании звонниц, об особенностях композиции и динамики звона. Благословил эту нашу работу Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Колокола и все, что с ними связано, теперь очень интересует Виктора Шарикова. Немало любопытных исторических фактов собрал он. На Руси первоначально звонницы представляли из себя деревянные козлы, на специальной перекладине висели колокола. Колокольни впервые появились в Пскове и Новгороде. В повествовании летописца о приходе в 1106 году с войском в Новгород полоцкого князя Веслава Брячиславича читаем: «Приде Веслав и взя Новгород и колокола съима». Сначала колокола отливали монахи. Затем этим делом занялись ремесленники. В новгородской летописи 1342 года сообщается: «Повеле владыка Василий слиять колокол велик к Святой Софии и приведе мастера с Москвы человека добра имени Бориско».

Профессия литейщика высоко ценилась, они имели хорошее жалованье и давали присягу, что будут достойно вести себя на работе и в быту. Лучшим из лучших присваивали звания «государев мастер» и разрешали помещать свои фамилии или имена на отлитых колоколах.

Уже при Борисе Годунове в Москве было «церквей, монастырей и часовен 4500. Не найдешь ни одной, где бы не висело по крайней мере четыре или пять, а в некоторых даже девяти или двенадцати колоколов. Зазвонят разом — гул и сотрясение».

— Сейчас Россия переживает новый этап своего духовного подъема, — считает Виктор Шариков. — Одной из примет этого стало возрождение колокольного звона. Не зря известный в православном мире современный песнопевец отец Роман говорит: «Русь святая живет, пока звонит звонарь».

Нынче храмам и монастырям приходится решать сразу три непростые задачи: приобрести колокола, правильно их смонтировать и научиться звонить. В России не так уж много предприятий, выпускающих колокола весом от нескольких килограммов до нескольких тонн. У современных колоколов качество в основном не очень высокое. Причин тому много. С одной стороны, нехватка грамотных металлургов, использование вторичного сырья, нарушение режимов литья. С другой — стремление храмов и монастырей покупать колокола подешевле. Выигрыш в цене зачастую оборачивается плохим звучанием.

Общепризнанный лидер среди колокололитейщиков — «Товарищество «Пятков и КО». В Каменск-Уральске Свердловской области построено современное производство, на котором выпускаются колокола весом от 6 до 8200 килограммов. Богатые по звучанию, певучие, комплектуемые в звонницы по 7−12 штук. На изделиях любого веса филигранно исполнены надписи и декоративные украшения в подлинно православном духе. Сегодня промысел «Товарищество «Пятков и КО» единственный в России принят в Европейский клуб производителей колоколов, потому что качество его литья соответствует мировому стандарту.

Немалая проблема для храмов и монастырей (а их в стране около 20 тысяч) — обустройство звонниц. Не хватает квалифицированных специалистов. Между тем неправильная подвеска колокола или языка может стать причиной раскола изделия. По статистике, за последние десять лет разбито больше трети всех оставшихся от прошлого колоколов. Причем большая часть из них имела историческую ценность.

Вот почему так необходимы школы и курсы подготовки церковных звонарей. Лидером, безусловно, является московский Колокольный центр, действующий с середины девяностых годов минувшего столетия. Особенностью его стало практическое обучение звону интенсивным методом в специально оборудованном помещении на звонницах храма Святого Николая в Заяицком. Практическую подготовку ведут лучшие звонари Москвы. Подавляющее большинство слушателей центра идут в звонари не ради денег (храмы не имеют возможности много платить), а по зову сердца. Колокольным центром уже подготовлено 495 звонарей. Они разъехались по разным регионам России, в страны ближнего и дальнего зарубежья. Кроме основной работы выпускники успешно выступают с концертами. А еще центр ведет поиск исторически ценных колоколов.

На православную Пасху поднимутся на колокольню молодые звонари со своим наставником Виктором Шариковым. А дальше будет так, как описывал это событие очевидец более ста лет назад:

«В ночь под Светлое Христово Воскресение красный звон совершается по-особому, исстари существующему в Москве обычаю. Призывный звон к заутрене начинается с колокольни Ивана Великого в Кремле. Для вящего благолепия и торжественности этого великого момента все московские церкви должны ждать, пока ударит громадный Успенский колокол Ивана Великого.

На первый удар его вдали, подобно эху, отзывается колокол Страстного монастыря, и затем уже разом, как будто по мановению капельмейстера, начинают гудеть колокола всех сорока сороков московских церквей.

Как хорошо, как торжественно потрясает ночной, остывший воздух это густое «бархатное» ля бемоль! Второй удар еще сильнее, еще сильнее, еще могучее, а в отклик ему перекатный звон тысячи колоколов всех церквей слился в один протяжный гул.

Растут все больше и больше радостные звуки, переливаясь, дробясь среди торжественной тишины ночи! Чудится, будто не землею порождены они, будто с темного свода небес льется этот могучий, стройный звон колоколов на безмолвную землю, оцепеневшую в немом благоговении».


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru