Труд | Леонид Павлючик, Анатолий Стародубец | 08.04.2004 |
БОЛЬШЕ, ЧЕМ КИНО
Евгений СТЕБЛОВ, народный артист России:
— На меня картина «Страсти Христовы» произвела хорошее впечатление. Нет нужды разбирать ее, как будильник, на отдельные детали, выясняя, кто был лучше: актеры, режиссер или бригада операторов. Я не увидел на экране откровенных «американизмов». Может быть, там есть какие-то стилистические нюансы, присущие голливудскому кинематографу, но они не выпирают и не мешают общему восприятию. Это христианский взгляд на библейскую историю, и он выше каких-либо конфессиональных разногласий. Не претит ли мне обилие физиологии в фильме? Так ведь кто на каком уровне живет, того на таком уровне и пробирает. Многие уходили из зала, говорите? Так ведь и до «темы» многим еще надо дотянуться… У меня лично желания уйти не было. И знаете, мое первое впечатление — светлое. Пойду ли я во второй раз? Не знаю. Я еще и от первого-то раза не отошел.
Кирилл РАЗЛОГОВ, директор программ Московского международного кинофестиваля, профессор:
— Я увидел сильную картину, которая, в том числе и на уровне «телесности», реальности физического страдания, объясняет, почему христианство получило такое чрезвычайно широкое распространение в мире. По-моему, сделано это талантливо, с темпераментом, хотя, когда темперамента так много, легко упрекнуть картину в отсутствии вкуса, в чрезмерностях, которых в «Страстях Христовых» хватает. Но мне кажется, это было необходимым элементом той концепции, которую последовательно проводит в фильме Мел Гибсон. Попадись мне эта картина раньше всех, я бы, не задумываясь, взял ее на Московский кинофестиваль. Но, конечно, не в конкурс. Негоже фильму о Христе участвовать в каких-либо призовых гонках…
Как известно, «Страсти Христовы» снял правоверный католик. Возникает вопрос, не помешает ли это нашей православной общественности оценить фильм адекватно, ведь между нашими церквами существуют известные противоречия? Лично мне кажется, что та трактовка страстей Христовых, которая предлагается в фильме, находится за пределами расхождений между католиками и православными. Можно чисто по человечески считать, что в «Страстях Христовых» слишком много крови, жестокости, но с точки зрения церковной догматики в фильме, по-моему, нет ничего такого, что противоречило бы канонам православия, равно как и канонам католицизма, протестантизма. Единственная религия, которая почувствовала себя ущемленной в связи с выходом фильма, — иудаизм, но даже в этом случае мы наблюдаем с их стороны несколько чрезмерную реакцию. Хотя для меня очевидно, что антисемитизм, который, к сожалению, не изжит в мире, во многом вытекает из этой трагической истории о мученической смерти Христа…
Священник Иосиф (Русская православная церковь):
— Думаю, фильм надо посмотреть всем верующим. Часто люди не проникают должным образом в то, какие нечеловеческие страдания Господь претерпел за нас, насколько сильно Он нас возлюбил. Фильм «Страсти Христовы» позволяет хоть отчасти приобщиться к этим великим страданиям, чтобы они лично для каждого не пропали втуне, и настроиться на соответствующее движение души. К сожалению, многие, кто называет себя христианами, вообще считают, что это их не касается. Как будто Евангелие — просто красивая отстраненная легенда. А ведь Господь такие страшные муки перенес не просто так, а чтобы спасти нас, чтобы мы стали другими, чтобы каждый осознал, насколько мало ты сам соответствуешь явленной в страданиях Господа любви к тебе. И как раз «Страсти Христовы» дают возможность это почувствовать.
Увиденное только что на экране меня, конечно, шокировало. Страшно подумать, что человек может сделать со своим ближним. Ведь не только над одним Господом сотворили такое. Очень важно, чтобы визуальный ряд действительно шокировал и потрясал. Пусть люди ужаснутся и задумаются, что они творят. Какой грех, какая злоба, какая ненависть к ближнему живет в нас, и время от времени изливается в мир…
Борис ГАЛКИН, актер, режиссер, заслуженный артист России:
— Я очень уважаю газету «Труд», но сейчас от пережитого потрясения не могу говорить. Это больше, чем просто кино…
КАК ФИЛЬМ «СТРАСТИ ХРИСТОВЫ» СМОТРЯТ «ТАМ»
Хотя количество зрителей «Страстей Христовых» уже превысило 30 миллионов, но ожесточенные споры вокруг картины не только не утихают, но разгораются все сильней. Первой тревогу забила Антидиффамационная лига — организация, отслеживающая случаи оскорбления евреев (есть и такая). Ее активисты обвинили ревностного католика Гибсона в том, что он сделал иудеев «главными виновниками» убийства Христа. Тут же ведущие дистрибьютерские компании Голливуда отказались прокатывать фильм. В Германии «Страсти Христовы» идут в 400 кинотеатрах, несмотря на решительные протесты могущественной еврейской общины, к которым присоединились католические и протестантские церкви. Там опасаются еврейских погромов. Во Франции крупный кинопрокатчик Марин Кармиц выступил с гневным заявлением: «В течение двух часов вы видите мужчину, которого пытают, и более ничего… Я не пущу в мои кинотеатры фильм, который превращает варварство и насилие в спектакль. Для меня „Страсти Христовы“ — это фашистская пропаганда». Однако другие французские прокатчики с этим не согласились и уже закупили 480 копий картины.
КИНОЗРИТЕЛЮ СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ…
На премьере «Страстей Христовых» 57-летняя американка Пэгги Ло Скотт упала в обморок, когда на экране в руки Христа забивали гвозди, и потом скончалась в больнице от сердечного приступа. В кинотеатре бразильского города Белу-Оризонти 43-летний пастор Жозе Жералду Суарес умер от обширного инфаркта практически одновременно с экранным Иисусом. А во Флориде после сеанса добровольно сдался в полицию опасный преступник, которого три года безуспешно разыскивали за вооруженное ограбление банка. Вообще на Западе «Страсти Христовы» попали в категорию картин, на которые лица до 17 лет допускаются только в сопровождении взрослых. Также фильм не рекомендуется смотреть беременным, людям, страдающим сердечными заболеваниями, и особо чувствительным и впечатлительным лицам. Это один из тех немногих в истории кинематографа фильмов, на просмотрах которых не помешало бы присутствие врача в зрительном зале.