Труд | А. Королев | 10.04.2004 |
…Я был знаком с матушкой Серафимой, ставшей первой настоятельницей московского Новодевичьего монастыря после его возобновления в 1994 году (ныне покойной). Ее мирское имя — Варвара Васильевна Чичагова-Черная. До принятия пострига она несколько лет простояла за свечным ящиком в храме Ильи Обыденного — «усмиряла гордыню», как она объясняла. Варвара Васильевна была крупным ученым-химиком, доктором наук, лауреатом Государственной премии, а еще — внучкой митрополита Серафима Чичагова, принявшего мученическую смерть от советских богоборцев в 1937 году…
Десять лет назад «Труд» едва ли не первым из российских светских изданий рассказал на основе архивных документов Лубянки о яркой и трагической судьбе Владыки Серафима. Благодаря этой публикации и произошла моя встреча с Варварой Васильевной, которая тогда как раз готовилась к монашескому постригу. Было это на Страстной седмице, и наш разговор коснулся, конечно, и приближавшегося «праздника праздников» — православной Пасхи. Собеседница, вспоминая деда (замечу, что спустя шесть лет Архиерейский Собор Русской православной церкви причислит митрополита Серафима к лику святых), сказала: «Знаете, его очень заботило и огорчало, что даже из числа людей верующих далеко не все понимают истинное значение слов: «Христос воскресе!». Он говорил: «Что значит: Христос воскресе? Ведь Он воскрес не сегодня, не вчера, а много, много веков тому назад… Соблюдение церковного устава, присутствие на пасхальной службе, просто воспоминание о великом мировом событии, Воскресении Христовом, может ли принести нам спасение? Нет, христиане должны участвовать в самом Воскресении Христа!»
— Это был поразительный, даже обескураживающий совет, — продолжала Варвара Васильевна, — совет, немедленно вызывавший вопрос: «Каким это образом — участвовать?» «Таинством покаяния и причащением Святого Тела и животворящей Крови Спасителя, дабы соединиться с Ним — Воскресшим Искупителем, — объяснял дедушка. — В дни Великого поста, в дни покаяния, очищения и возрождения мы должны обновить свои сердца, дабы воскрес в них Христос. Поэтому, кто не участвовал в самом Воскресении Христовом, тот не разумеет и не вмещает в себя истинное значение этих слов: Христос воскресе! — и ответа: воистину воскресе!»
Признаться, тогда, во время беседы с Варварой Васильевной, у меня словно пелена с глаз упала. Мне открылось, почему в иной год на Пасху не возникает у меня, как, впрочем, и у некоторых других неофитов, то необычайно волнующее, легкое, веселое чувство, исстари называемое пасхальной радостью. А ларчик просто открывается: не потрудились мы, как следовало бы в Великий пост, над собой, не примирились с обидчиками, были скупы на делание добра — вот и лишили сами себя подлинной пасхальной радости… Говорю об этом неспроста: быть может, те, кто только-только стал приобщаться к христианским ценностям, к церковной жизни, начнут уяснять, что при всей значимости внешних примет праздника, сами по себе они не позволяют человеку во всей полноте пережить столь желанную радость Воскресения Спасителя. Самое главное, как было сказано, «обновить свои сердца».
Здесь хотелось бы привести авторитетное мнение одного из выдающихся современных архипастырей, митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, которое заостряет наш сегодняшний предпасхальный разговор. Во время январской выставки «Православная Русь» Владыку Кирилла спросили: «Сегодня в ходе общественной дискуссии вы сказали, что у стороннего наблюдателя подчас может сложиться впечатление, будто Православие — это только крашеные пасхальные яйца, мужчины с длинными волосами и купание в крещенской проруби. Что вы имели в виду?»
Митрополит Кирилл не замедлил с ответом:
— Я имел в виду то, как средства массовой информации представляют своим читателям жизнь Русской православной церкви. Отечественные СМИ с неизменным удовольствием рассказывают о крашенных пасхальных яйцах, невероятно смакуют традиционные погружения в ледяную крещенскую воду, но почти никогда и почти ничего не говорят о том, что несет с собой Православие в жизнь человека. Я говорил о том, что Православие — это не фольклор, не лубочная картинка, не сусальное изображение «под старину». Православие дает огромный интеллектуальный и духовный заряд человеку, определяя его жизненный выбор, мотивацию его поступков. Собственно, главная задача Церкви заключается в том, чтобы воспитывать людей в системе духовно-нравственных ценностей, которые принес человечеству Спаситель…
…Возвращаясь к наступающему празднику Светлого Христова Воскресения, напомню, что по результатам социологических опросов, проведенных в России накануне Великого поста, огромное число наших православных сограждан заявило о том, что они намерены поститься телесно и духовно. Это значит, что сегодня на пасхальные богослужения придут миллионы внутренне преображенных людей. Верующие, пройдя испытание Святой Четыредесятницей, потоками устремятся в храмы, чтобы участвовать в праздничной службе, «воистину подобной великолепнейшему пиру, который Господь приготовил всем притекающим под благодатную сень Его Дома».
— Распахнем же сердца наши навстречу страдавшему и умершему и воскресшему нас ради. И Он войдет и наполнит Собой и Светом Своим жизнь нашу, преобразив наши души, — призывал паству в одной из пасхальных проповедей известный подвижник Русской православной церкви архимандрит Иоанн (Крестьянкин). — А мы, в ответ на это, с любовию устремимся за ним по нашему крестному пути, ибо в конце его, несомненно, сияет и наше воскресение в жизнь вечную. Праздновать Пасху — это значит становиться новым человеком. Вот этого спасительного состояния наших душ, возлюбленные, я от всего сердца всем нам желаю…
Труд N066 за 10.04.2004