Московский комсомолец | Мария Черницына | 10.04.2004 |
— В Советском Союзе матрешки и расписные яйца были подпольными, — вспоминает Сергей Федотов. — Тогда спекулянтов интересовали розовощекие куклы, а мои эксперименты с портретами на болванках повергали их в шок. А потом я понял, что самая удобная форма для портрета — яйцо, вытянутое в эллипс. Наверняка вы видели изображения Ельцина, Путина и Горбачева во всю матрешку: неизменная круглая голова, нет шеи и слишком крутой переход к плечам. Именно на этой выпуклости оказываются рисованные губы, нос же остается во впадине… Если такой шарж на себя заказывает женщина, то, узрев работу, она не смеется, а плачет… Поэтому я рисую портреты в одной плоскости, а оставшийся объем использую для фона и обстановки, в которой хочет себя видеть заказчик.
До перестройки на вернисаж в Измайловский парк в основном заходили иностранцы. И среди них были весьма влиятельные люди, которые сильно интересовались шаржами на правительство…
— Немецкий политолог Ульрих решил запечатлеть в дереве вехи своего пребывания в России, — продолжает художник. — Принес фотографию: он на личной встрече с Горбачевым… Но на главном яйце был Ельцин, который после перестройки казался иностранцу эдаким Рэмбо — с автоматом и гранатами за поясом. Сзади на внутреннем яйце-Жириновском я изобразил свастику из четырех сапог, плавающую в Индийском океане, а «Яблоко» сделал в виде глобуса — такое заказчик пророчил этой партии демократическое будущее. Я же намеренно изобразил вылезающего из фрукта червяка… Ульрих часто летал на самолете и наконец влюбился в молодую стюардессу. Подарил девушке яйцо с ее портретом…
И сильные мира сего часто просили изобразить своих начальников-самодуров.
— Посол Швейцарии в России подарил себе на день рождения открывающееся яйцо в полметра высотой, чтобы внутрь умещались цветы и вино. Я нарисовал на нем двух президентов, которые успели смениться, пока заказчик пребывал на посту: один не слезал с экрана телевизора — я его в «ящике» и изобразил, другой любил выпить… - смеется Сергей. — А один немецкий генерал, получив нагоняй от министра обороны Германии, захотел увидеть свой лик на яйце в виде апостола с нимбом, его жена — ангел-хранитель, а гнусный министр — сам Сатана! Мол, только тогда у него на душе полегчает…
А один американец, потерявший любимую собаку, попросил посвятить яйцо-матрешку ей. И пожалуйста: на «титуле» — лохматая жучка стоит на пьедестале, и годы жизни — 1982−1990.
— Некоторые просят, чтобы в иерархии болванок их кошки-собаки стояли даже раньше жены и детей! — поражается художник. — Историю вообще трактуют как хотят, — возмущается он дальше. — Двух выпускников Сорбонны изобразил у лафета со штыками в качестве офицеров времен Бородинской битвы. Оба — с победными улыбками… Да, они искренне верят, что Наполеон выиграл войну!..
Другого француза ему пришлось рисовать с натуры: видный мужчина с бакенбардами посетил в Санкт-Петербурге крейсер «Аврора» и возмечтал о яйце, на котором он в качестве матроса штурмует Зимний… Да вот беда: фотографии у него с собой не было. «А ты хорошенько запомни меня!» — и чудак показался художнику в фас и профиль.
— Cколько же яиц я посвятил любимым виллам, «Феррари» и «Мерседесам» фирмачей! Богатенький немец попросил перенести на дерево самолет, который сам по себе уже разрисован под акулу — с зубами на носу… - вздыхает Федотов. — А руководство финансовых пирамид, чтобы подчеркнуть иерархию, изображает всех начальников — по значимости: от большого яйца к самому маленькому. В композиции для «Гербалайфа» последним яичным звеном был как раз руководитель офиса в России…
Если раньше на расписное зодчество в основном западали иностранцы: попробуй заинтересуй русского матрешкой или пасхальным яйцом! — так сейчас мы составляем добрую половину покупателей.
— Дочь знаменитой гимнастки Ларисы Латыниной, которая вышла замуж за владельца известной сети ресторанов в Москве, заказала любимому на день рождения портреты всей семьи на деревянных яйцах. Только в доме, к ее удивлению, не нашлось ни одной фотографии, где бы тот улыбался… Пришлось додумывать. Личный шофер, увидев портретное яйцо, аж испугался: «Неужто начальник таким добрым бывает?!» — рассказывает Сергей Федотов.
Несколько яиц заказывал Жириновский: его физиономия красовалась в самой сердцевине рисованного двуглавого орла. А еще в 95-м году космический экипаж — Гудзенко и Рейтер — перед первым полетом оставил на память женам «семейные яйца»: «Неизвестно, вернемся ли оттуда…» И даже Самвел Гарибян, который прославился способностью запоминать огромное количество слов, оказался неравнодушен к яйцам: любовался на свой портрет с подписью «Учиться, учиться и еще раз учиться».
— Делал и эротические яйца! — говорит художник. — Телезвезда Леля Турубара заказала яйцо-матрешку в честь своего медового месяца. Принесла фотографии из отеля в Лас-Вегасе, как они с мужем в номере развлекались. Почище, чем в «Плейбое»! Я часть отсеял — вдруг дети мои увидят… Рисовал, например, эпизод: она закрывается букетом цветов, а он голову между ее ног просунул!..
Самыми почетными из своих работ Сергей Федотов считает матрешки для всемирно известных певцов Элтона Джона и Стинга: официально они получили их в подарок от Москвы. На одном из портретов для Элтона Джона даже изображен его друг-гей, с ним соседствует Король-Лев… А первая и последняя матрешки с видами Москвы — память о визитах певца в Россию в 79-м и 95-м годах. Стинг же всюду предстает эдаким мужичком в шапке-ушанке и с балалайкой.
А незадолго до своей смерти на вернисаже появился Савелий Крамаров и обговорил с Федотовым заказ: на каждом яйце он должен был быть в своих знаменитых ролях. Но сделать его мастер не успел…
— У москвичей сейчас бум на пустые страусиные яйца. Обрабатывать их очень неудобно: поры и зазубрины большие, а когда шкуришь, на всю квартиру разносится запах жженой кости, — морщится художник.
За 25 лет Сергей Федотов изготовил около четырех тысяч портретных матрешек и яиц. Теперь хочет подать заявление в Книгу рекордов Гиннесса. А за создание гигантского пасхального яйца он принялся еще шесть лет назад:
— По моим расчетам, оно должно быть четыре метра в высоту — вместе с ножкой. Самым трудным было создать для него лекало: я начертил проект — не зря все-таки архитектурный закончил!
Яйцо разбирается на три части, имеет алюминиевый каркас, внутри стекловолокно и пенопласт — и все равно неподъемное. Для удобства при росписи художник смастерил в комнате что-то вроде подъемного мини-крана с лебедкой: отвинченная нижняя часть яйца висит на веревке рядом с основной конструкцией.
— Разровнял поверхность специальным составом с белилами — чтобы краска легла ровно. Всего на яйце должно поместиться 120 эпизодов из истории России.
Разглядываю самую верхушку чудо-яйца: у Мамая тело кузнечика, за ним следует войско саранчи — татаро-монголов. Под ногами Ильи Муромца, Алеши Поповича и Добрыни Никитича валяются флаги государств, с которыми когда-либо воевала Россия…
— А «попка» яйца будет о нашей современности: политическая баня, голые чиновники резвятся с девками и с бутылками. Только ее под ножкой не будет видно… - говорит Федотов. — В художественном мире не все считают мое ремесло за искусство — вот я и решил доказать им обратное.