Гудок | Николай Морохин | 05.04.2004 |
Один из них — это Рождественская Строгановская церковь — кирпичная, с необыкновенно красивой, ювелирно выполненной белокаменной резьбой. Без упоминания о ней не обходится ни одно солидное издание по истории русской архитектуры. Уже само ее название напоминает о знаменитых русских купцах Строгановых. Возведен был этот яркий, праздничный по своему настроению храм возле усадьбы.
Начал его строительство сподвижник Петра Первого, богатый купец и солепромышленник Григорий Строганов, а завершала отделку уже после смерти предпринимателя его вторая жена Мария Яковлевна. Должна была обслуживать церковь судовые команды соляных караванов. Имена строителей этого шедевра русского барокко, как и многих других их «коллег по цеху», не дошли до нас, ведь талант, труд, да и сама жизнь мастера принадлежали хозяину, желавшему сохранить в веках свою фамилию. Говорят, что, когда вознеслись гордые главы на горе над Волгой, приказал Строганов убить зодчих, чтобы не смогли никогда больше повторить свое творение. Но бросились они вниз с колокольни, превратились в воронов и до сих пор кружат над куполами. Освятили Рождественскую церковь в 1719 году, почти три века радовала она глаз своей красотой. Рассказывают, что куранты на ее колокольне ремонтировал Иван Кулибин, уроженец Нижнего. С его именем связывают и еще один храм, прихожанином которого он был. Это построенная в 1672 году Успенская церковь в Започаянье, возвышающаяся над волжской кручей. Прослеживаются в ее облике воплощенные в камне традиции русского деревянного зодчества.
Как и многие другие церкви, обе они были переданы в последние годы епархии, причем в отреставрированном состоянии. В Рождественской церкви пришлось закрыть музейную экспозицию.
Нынешние владельцы храмов, вероятно, хотели, согласно известному изречению, как лучше. В Нижнем Новгороде давно сложились замечательные традиции реставрационных работ — академик архитектуры Святослав Агафонов и его ученики воссоздали Кремль, древние Макарьевский и Вознесенский Печерский монастыри, многие храмы. Но хозяева обратились не к местным реставраторам, а к одной из итальянских строительных фирм. Причем не согласовав план работ со специалистами по истории русской архитектуры, как это непременно полагается делать, если речь идет об уникальных памятниках федерального значения.
Итальянцы тоже явно хотели как лучше. Только их представления о том, как должен выглядеть старинный православный храм, оказались несколько своеобразны. Нижегородцы с ужасом увидели, как строители энергично взамен разобранных устанавливают на сварной каркас новые маковки из… пластика ядовито-ярких цветов. Удивительными по фактуре были стены Строгановской церкви — в кладке был виден контур каждого кирпича, и это придавало всей постройке какую-то тяжесть, некоторую приземленность, которые контрастировали с ее легким, полетным силуэтом. Эти кирпичи строители принялись замазывать идеально ровным слоем штукатурки, а ее красить в темно-малиновый цвет, хотя веками церковь была светло-оранжевой.
Встревоженные нижегородцы принялись звонить в министерство культуры областного правительства, которое отвечает за состояние памятников. И его представители приостановили работы.
Уже третий месяц идут поиски выхода из создавшейся ситуации. Ясно, что Рождественской Строгановской церкви нанесен непоправимый ущерб. Наскоро заляпав штукатуркой кладку, строители исказили образ постройки, который был задуман русскими зодчими триста лет назад, и попытки убрать новое покрытие приведут к разрушению кладки. «Домик-пряник», который получился в результате, не хотят принимать ни прихожане храмов, ни те нижегородцы, которым просто дорог образ своего города.
Никто не спорит — может быть, приглашенные итальянские строители имеют неплохой опыт сооружения стильных пиццерий с ярко раскрашенными стенами. Но русские святыни не лучше ли было с самого начала доверить русским же рукам — праправнукам тех мастеровых, которые возводили нижегородские храмы?
Нижний Новгород.