Гудок | Николай Леонов | 05.04.2004 |
Демократические ценности, заложенные в действующей Конституции РФ, также исключают всякую дискриминацию людей по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также по другим обстоятельствам. Казалось бы, на Земле, и в России в частности, восторжествовала наконец философия кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!» Казалось бы, но…
Власть упорно делает вид, что в России больше нет национального вопроса. Ликвидировано Министерство по делам национальностей, ликвидированы отметки в паспортах о национальной принадлежности граждан России, введена неформальная, но жесткая цензура в СМИ на обсуждение национального вопроса. Все! Мы зарыли свою страусиную голову в песок и полагаем, что все опасности и заботы исчезли сами собой. Ан нет!
Если в эпоху советской власти межнациональные проблемы в большой степени нивелировались всеобщей социально-экономической уравниловкой, настойчивой пропагандой интернационализма и дамокловым мечом применения насилия, то в период так называемых демократических реформ при резком ослаблении регулирующей роли государства, социальном расслоении общества, разрушении привычных ареалов расселения национальностей межнациональные проблемы значительно усложнились. И в первую очередь жертвой произошедших изменений стал русский народ.
Ведущие политологи Запада давно пришли к мнению, что мир делится на шесть основных цивилизаций, одной из которых является славянско-православная, граница которой проходит при всей ее условности от черты, проведенной между Щецином и Триестом на Западе до берегов Тихого океана на Востоке. Главную роль в историческом формировании этой цивилизации играл русский народ. Большинство специалистов согласны в том, что именно эта цивилизация сейчас находится в наиболее угрожаемом состоянии, то есть ей грозит исчезновение, что связано в первую очередь с кризисным положением именно русского народа. Многие столетия русские сознавали свою цивилизационно образующую роль, несли на своих плечах ответственность за развитие в условиях мира и взаимопонимания многонационального конгломерата национальностей. Никаких претензий на национальную исключительность! Только демографический, научно-технический и ресурсный потенциал русских позволял им называть себя старшим братом в семье равных народов. Лучшим показателем той ситуации является факт наличия в конце ХХ века 74 миллионов смешанных браков, супруги в которых принадлежали к разным национальностям, проживавшим на территории бывшего СССР.
Историческая неприязнь Запада к русским понятна. Католическая Европа вряд ли простит русским, которые в 1612 году сорвали ее планы по духовному освоению России с помощью польского ставленника Лжедмитрия. Французы никогда не забудут, что именно русские переломили хребет великой армии Наполеона. Немцы при всем их демонстрируемом смирении несут в душе память о взятии русскими Берлина в 1945 году. Но во всех этих случаях не Россия выступала агрессором, она лишь отбивалась от западноевропейских нашествий. Полвека после Второй мировой войны, прожитые Западом в страхе перед СССР, в страхе, в значительной степени самовзращенном и самораздуваемом, не прошли бесследно.
Недоверие и страх перед русскими стали генетическими на Западе. Поэтому неудивительно, что М. Тэтчер в свое время говорила, что нет ничего страшного в том, что русских останется 15 — 20 миллионов на территории бывшего Московского княжества для сохранения языка и этноса. З. Бжезинский недавно выпустил книгу, в которой определяет 2035 год как критический для существования русского народа.
Западные политики всегда рассчитывали, что радикальное снижение жизнеспособности русского народа может быть достигнуто главным образом путем создания внутренних конфликтов и неурядиц в исторической России. В оборот пускались такие категории, как «Россия — тюрьма народов» или «колосс на глиняных ногах», каждый раз имея в виду использование в своих интересах именно возможности раздувания межнациональных разногласий.
Критическим пунктом в судьбе русского народа стали Беловежские соглашения 1991 года, когда был ликвидирован Советский Союз. Практически в одночасье радикально изменились условия исторического существования русских. Они внезапно стали народом разделенным. Новые государственные границы рассекли тело русской нации, 25 процентов которой оказалось за рубежом. Изменился политический статус, из старшего брата русский мгновенно превратился в «оккупанта», в виновника всех бед, связывавшихся с советским строем, от него повсеместно требовали покаяния и раскаяния. Историческая родина, скукожившаяся до размеров Российской Федерации, не смогла, не сумела, не захотела защитить интересы русских, оставшихся за рубежом. Принять их в свое лоно она тоже не пожелала — кому нужны обозленные, разоренные миллионы вчерашних сограждан?
Сами русские, оставшиеся по ту сторону границ, не имели навыков самоорганизации. Им в голову никогда не приходило, что придется защищать самые элементарные права человека и гражданина. В результате начались беспорядочная миграция в Россию и тяжелейшая борьба за выживание и самосохранение в новых государствах, пораженных вирусом национал-шовинизма титульных наций.
Круто изменились условия жизни для русских и в самой Российской Федерации. Они связаны прежде всего с процессом приватизации государственного имущества и природных богатств. Персональный состав приватизаторов, клановые связи и безудержная коррупция привели к тому, что самый законопослушный народ России — русские — оказался практически отстраненным от процесса дележа государственного достояния. Достаточно посмотреть на списки российских миллиардеров, чтобы убедиться в этом. По данным, полученным из неофициальных, но весьма компетентных источников, более 85 процентов нынешних владельцев крупных состояний в России не принадлежат к русским.
Катастрофическое обеднение русского населения привело к снижению его статута среди других народов, населяющих Россию. Оно оказалось материально, морально и психологически задавленным происшедшими изменениями, не готовым к молниеносно свершившимся переменам. Если в Западной Европе или в США все мигранты из-за рубежа, приезжающие в поисках более привлекательных условий жизни, остаются на низшем этаже социальной пирамиды, то в России, наоборот, хлынувшие из стран СНГ и национальных окраин потоки энергичных молодых конкистадоров быстро оттеснили стеснительных, совестливых русских на вторые роли.
Нельзя не видеть и того факта, что и юридически русские оказались в самом невыгодном положении. Почти у всех народов есть своя родина в виде национальных образований — субъектов Федерации. Почти все они называются титульными нациями и в силу этого пользуются экономическими преимуществами от эксплуатации на их территориях природных ресурсов. Одни русские оказались в положении дискриминированного народа. Их выталкивают из государственных структур, им создают трудности в ведении бизнеса в национальных автономиях. Эта практика известна от Татарстана до Якутии. Поэтому эпатажные призывы В. Жириновского к упразднению национальных автономий и возвращению к системе дореволюционных губерний и к уравнению в правах действительно всех граждан России встречают поддержку растущего, как показали последние думские выборы, числа русских. Уж коли мы ликвидировали в паспортах графу «национальность», коли мы заменили слово «русские» на «россияне», то надо идти дальше — к устранению национально-территориальных границ.
Навязли в зубах разговоры о демографической беде в России. До сих пор Правительство не решается опубликовать результаты последней переписи населения. Очевидно, ответственные дяди «чешут репу», размышляя, что можно предать гласности, а что следует все-таки скрыть. Все частичные данные, которыми мы располагаем, позволяют утверждать, что наибольшая убыль населения страны происходит именно за счет русских.
Сказываются в первую очередь обнищание и деморализация с производными от них алкоголизацией и наркоманией. С прогрессирующей скоростью вымирают области Центральной России с преимущественно русским населением. Куда бы мы ни приезжали, на вопрос о соотношении числа рождений и смертей местные руководители, потупив глаза, отвечают: «Пропорции горестные, как правило, 1 к 3». Правительство России делает ставку на привлечение рабочей силы из-за рубежа как главного резерва поддержания поступательного темпа развития экономики и не предпринимает никаких усилий по поиску решений для спасения русского народа от вымирания.
Сельское население во всем мире является носителем и хранителем национальной самобытности. Народная музыка, фольклор, национальный костюм, нравы и обычаи, сам характер народа рождались и формировались на селе, которое веками было одновременно источником рабочей силы для городов и защитников Отечества. Мы же видим, что на протяжении нескольких поколений государственная власть в России содействует уничтожению русского сельского населения. Началось это с кампании коллективизации и раскулачивания, продолжилось в виде непомерных налогов на каждое плодовое дерево в саду, на каждую курицу или овцу во времена Сталина, затем приняло форму «ликвидации неперспективных деревень» при Хрущеве и продолжается до наших дней.
Сейчас дело молчаливо ведется к ликвидации 15 тысяч сельских школ под предлогом их незаполненности и нерентабельности. Вслед за детишками, свозимыми автобусами в укрупненные поселки, туда перебираются и их родители, бросая веками обжитые села и деревни. Русская земля оголяется, а вместе с этим процессом пересыхают родники, питавшие нашу славянско-православную цивилизацию.
Само слово «русский» находится под запретом. Оно не употребляется в официальных правительственных документах, вы его не услышите в средствах массовой информации (разве что в негативных комбинациях типа «русский фашизм», «русская мафия» и т. п.). Считается скандальным и неприличным обсуждать тему гибели русского народа.
Не так давно в популярной телепередаче «К барьеру» сошлись Элла Памфилова, возглавляющая общественную комиссию по правам человека при Президенте РФ (с зарплатой в 40 тысяч рублей в месяц, как она сама сообщила во время записи), и Дмитрий Рогозин, один из лидеров избирательного блока «Родина». Памфилова наивно спрашивала: «Я не понимаю, в чем заключается „русский вопрос“ и почему вы создаете проблемы своими националистическими выступлениями?» И ее, очевидно, не убедил ответ, что сейчас именно русский народ находится в положении самого разъединенного, самого обездоленного, самого дискриминируемого и морально угнетенного народа, вымирающего катастрофически быстрыми темпами.
Русские не кичатся своим прошлым, они хотят только полного равенства, чтобы их дети имели право на будущее. Это тем более справедливо, что именно русские заплатили основную социальную цену за реформирование страны и защиту ее целостности. Взгляните на списки погибших на атомной подлодке «Курск» или на героев 6-й роты Псковской парашютной дивизии, павших в горах Чечни в неравном бою с бандитами, и вы увидите, кто еще держит Россию, как Атлант, на своих плечах.
В Государственной Думе нового созыва при формировании руководства комитета по культуре в свое время прозвучал резонный вопрос: «Считаете ли вы нормальным, что в России во главе комитета по культуре стоит И. Кобзон, его заместителем является А. Розенбаум, а министром культуры М. Швыдкой?» Повисло тягостное молчание, пока председательствующий не отклонил вопрос, сочтя его «некорректным».
Зато «корректным» считается, когда одиночные акты вандализма спекулятивно выдаются за приближение некой эпохи «русского фашизма», а кое-кто из высокопоставленных государственных чиновников даже утверждает, что «русский фашизм хуже немецкого».
Так бить по национальной гордости русского народа не просто подло, но и небезопасно. В годы Великой Отечественной войны именно русские вынесли основную тяжесть войны с фашизмом, за что заслужили великую честь удостоиться знаменитого сталинского тоста в свою здравицу на банкете после Парада Победы. Разве можно забыть слова маршала Х. Баграмяна (армянина по национальности), который писал, что он не решался вводить в бой части и соединения, если они не были укомплектованы более чем наполовину русскими. Русские вместе со всеми народами тогдашнего СССР защищали общий дом, общую судьбу против фашизма и вдруг теперь оказались чуть ли не в положении подозреваемых или обвиняемых в фашизме.
Вызывают раздражение и боль попытки использовать в антирусской пропаганде действия отдельных групп отморозков и хулиганов для шельмования целого великого народа. Возникает подозрение, что публичные проявления ксенофобии со стороны скинхедов, их символика, облик, действия финансируются и направляются какими-то темными, глубоко антирусскими силами с целью создать негативный облик нашего народа и дать предлог для клеветнической кампании на него в прессе.
Однажды мне довелось видеть в газете «Известия» большой фоторепортаж, якобы сделанный в ходе тактических учений в подмосковных лесах «боевиков» — русских националистов. От этой фальшивки за версту несло тухлятиной заказухи. Театрально поставленные мизансцены, четко выверенные фоторакурсы, сытые, довольные лица актеров и… поганенькие комментарии.
Молодчики якобы из РНЕ, которые на протяжении почти 15 лет живут в каком-то глухом подземелье, не оказывая никакого влияния на общественную жизнь страны, вдруг в нужный кому-то момент выходят на поверхность и маршируют по Бескудниковскому бульвару или где-то еще, чтобы потом, после очередной волны истерии, так же бесследно исчезнуть в небытие.
Пока в Москве хозяйничал Б. Березовский, такие проказы приписывались именно ему, сейчас этим занимаются, видимо, его подельники. Все помнят историю с провокационным антисемитским щитом, поставленным на подмосковном шоссе, с присоединенной ручной гранатой. Инцидент привел к молниеносному принятию закона об экстремизме, а подлинные организаторы и исполнители этого акта так почему-то и не найдены.
Террор как форма борьбы со своими противниками никогда не был присущ русскому человеку. Терроризм — это не русское мировоззрение. Подавляющее большинство террористов в нашей истории не были русскими по национальности. Терроризм — это реакция ущемленного меньшинства, реакция от бессилия, из чувства мести. Русские же всегда чувствовали себя сильным большинством в своей стране. Лучше всего эту философию выразил П. Столыпин, сам ставший жертвой террориста: «Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия».
Историческая уникальность России состоит в том, что в ее государственном обустройстве принимали участие все проживающие в ней народы. Но надо признать, что во многом межнациональные отношения в России определяются национальным самочувствием русского народа — собирателя союза российских народов, создателя общего государства, опоры российской государственности. Историческая роль русского народа велика в становлении и развитии многонационального государства, и он нуждается в таком же внимании к себе, как и другие народы Российской Федерации. Однако приходится констатировать, что к началу XXI века русский этнос подошел утратившим свою целостность, находящимся в условиях катастрофического сокращения численности, рассеченным на части государственными границами, ущемленным в правах в иноэтнической среде ближнего зарубежья.
В общественном мнении стали проявляться тенденции умаления значимости русского народа как великого народа, народа-творца. И в ныне действующей Конституции не нашли своего отражения место и роль русского народа, русской нации в сохранении единства и целостности Российского государства. Такое положение наряду с процессом «суверенизации», происходящим в национально-государственных и национально-территориальных образованиях России, привело к тому, что начали происходить процессы, если можно так выразиться, «деэтнизации» русского народа, то есть «вымывания» русского национального и национально-культурного потенциала из этих образований. Начали появляться высказывания о том, что национально-государственные и национально-территориальные образования не являются историческими ареалами расселения и проживания русского этноса.
Нарастающий внутренний протест русских против своего приниженного положения уже давно нашел свое политическое выражение в карикатурно-националистической риторике Либерально-демократической партии В. Жириновского, провозгласившего: «Мы за русских, мы за бедных» и получившего в результате более 10 процентов голосов на последних выборах. Этот же протест выразили и почти 10 процентов избирателей, отдавших свои голоса за блок «Родина». Неужели Кремль не увидел этих цифр и не услышал глухого, нарастающего ропота русских? Если нет, то возникнет вопрос об опасной потере социальной чувствительности со стороны власти.
Пути демократического решения проблемы русского народа лежат не в утверждении его верховенства в сообществе народов России, а в становлении равенства прав каждого народа Российской Федерации, ее граждан независимо от национальной и конфессиональной принадлежности. В сохранении, укреплении единства и целостности Российской Федерации, в принятии законодательных актов, заключении международных договоров, дающих твердую гарантию защиты интересов соотечественников за рубежом.
Потребности и интересы русского народа в полной мере должны учитываться в федеральных и региональных программах, в политической, экономической и культурной жизни республик, автономных образований, всех субъектов Российской Федерации. Нерешенные проблемы русского этноса, как бы неожиданно это ни прозвучало, могут являться в свою очередь источником этноконфессиональной напряженности.
Николай Леонов, «Гудок» 3 апреля 2004 года
генерал-лейтенант, доктор исторических наук, депутат Государственной Думы РФ.