Итоги | Дмитрий Серков | 05.04.2004 |
В 30-х годах прошлого века в СССР начались гонения на буддистов. После того как многих лам арестовали, в дацане собрался тайный совет. Он решил спрятать монастырские сокровища. Прятать святыни помогали сама дарительница, в те времена уже старуха, и ее служанка. Каждую статуэтку сначала оборачивали разноцветными лентами, затем мешковиной и только после этого закапывали в землю. Говорят, что, когда ламы Анинского дацана прятали ценности, некоторые шептались, что сокровища уже никогда не будут найдены. И лишь настоятель обронил: «Придет время, и наши святыни вернутся к людям».
После того как тайник был сооружен, монахи, согласно преданию, сотворили молитву, установив тем самым магическую защиту, которая, как они считали, не позволит непосвященным добраться до сокровищ. Как бы то ни было, но когда в последующие годы через территорию дацана пытались проложить автотрассу, строительству постоянно что-то мешало: то начинались проливные дожди, то ударяли крепкие морозы. В результате дорогу проложили в нескольких километрах от монастыря. И сегодня ламы уверены, что все это произошло неспроста. Они убеждены, что это святость тысячи будд отвела от дацана опасность разрушения.
…Через два дня после того как из дацана вывезли и спрятали наиболее ценные предметы, настоятеля монастыря арестовали. Говорят, уходя, он сказал прихожанам, что полностью выполнил перед ними свой долг. За настоятелем последовали и другие монахи: все, кто прятал статуэтки Будды, были либо расстреляны, либо бесследно исчезли в сталинских лагерях. Загадочная женщина-дарительница умерла. Из свидетелей захоронения буддийских святынь до нашего времени дожила только ее служанка, которая все эти годы хранила тайну Анинского дацана. Даже ее сын не слышал от матери ни одного слова о тайнике. И лишь в конце прошлого года, умирая, она открыла ему тайнуЙ
Тайник найден!
Монахи Анинского дацана слышали о «священном сокровище», но считали, что след клада навсегда потерян. Можно представить себе их удивление, когда к ним пришел человек, который не только знал о кладе, но и мог указать точное место, где он спрятан. К раскопкам приступили немедленно. Зрелище было довольно странное: земляные работы перемежались молитвами и религиозными ритуалами.
— Перед тем как начать раскопки, мы провели хурал (молебен. — «Итоги»), — рассказывает лама Легсок Дарижапов, руководивший «экспедицией». — Мы обратились за помощью к нашему главному божеству, защитнику веры, который оберегает Анинский дацан с момента его основания.
После хурала монахи приступили к ритуальным обрядам. Вначале освятили землю и сняли с нее магическую защиту. После чего провели обряд, цель которого — уберечь от проклятия людей, участвующих в раскопках. Сняв первые 20 сантиметров земли, искатели наткнулись на россыпь лазуритовой и коралловой крошки. Согласно буддийским верованиям эти два минерала оберегают от воздействия злых сил. Еще через несколько сантиметров копатели наткнулись на ритуальный оберег в форме четырехконечной звезды, который защищал тайник от чуждого воздействия извне. Под следующим слоем земли искателей ждал новый сюрприз — каменная плита. И уже под ней скрывалось углубление, где хранились статуэтки.
— Мы испытали неописуемый восторг, когда удалось извлечь на поверхность четыре металлических амулета с отчетливо читавшимися знаками Будды, — вспоминает Легсок Дарижапов. — Затем мы достали полуистлевшую мешковину, в которую были завернуты 200 позолоченных статуэток. А чуть ниже наткнулись на еще один сверток: в нем были аккуратно уложены 150 статуэток.
Ламы никому не выдают точное местонахождение тайника, поскольку надеются найти оставшиеся 650 статуэток. Ведь должна быть тысяча статуэток — столько их было закуплено в Монголии. Корреспонденты «Итогов» были, пожалуй, первыми посторонними, кому удалось увидеть будд после извлечения их из тайника. Выставленные на алтаре стройными рядами маленькие фигурки похожи на игрушечную армию. Внутри каждой фигурки встроен миниатюрный молитвенный барабанчик, а в нем спрятан лист лекарственного растения. Принято считать, что барабанчик аккумулирует положительные силы, а растение отгоняет злых духов. В этом нехитром наборе и заключается защитная сила статуэток.
Все фигурки имеют высоту около 10 сантиметров. По форме они одинаковы — Будда сидит в позе лотоса, различаются они только положением рук. На 350 фигурок приходится пять видов жестов. И каждый из них имеет свой сакральный смысл. Например, в жесте созерцания большие пальцы рук образуют треугольник, символизирующий три драгоценности буддизма: самого Будду, его учение и общину. Жест прикосновения к земле совершается правой рукой и ассоциируется с победой Будды над царем демонов. При жесте проповеди указательный и большой пальцы образуют кольцо. Наиболее популярным является жест бесстрашия, при котором поднимается ладонь вперед. Пятый жест — это жест угрозы, отгоняющий злых духов.
Чудесное возвращение фигурок, которые долгое время считались безвозвратно утраченными, произвело на местных жителей сильное впечатление. Верующие тут же стали приписывать им чудесные свойства. Многие утверждают, что избавились от самых разных недугов после того, как статуэтки подняли на поверхность. Так, например, житель села Хоринск Мигжид Бадмаев утверждает, что его старший брат страдал от сильных болей в коленях, но, после того как он полчаса провел возле алтаря, перестал ощущать боль. А соседка Бадмаева говорит, что у нее неожиданно нормализовалось давление…
Глава российских буддистов Пандидо Хамба лама XXIV считает, что возвращение ценностей Анинского дацана лишний раз подтверждает мысль о том, что вера не зависит от времени и власти: «Находка поможет Анинскому дацану вновь возродиться. Дело в том, что этот дацан к моменту прихода советской власти был центром российского буддизма. Здесь учились философии, изучали древние сутры и получали медицинские знания все ламы Бурятии. Затем наступил период забвения, верующим приходилось добираться в дацан тайными тропами. Это открытие дарует монастырю вторую жизнь».
Ученых же — специалистов Бурятского научного центра — волнуют не столько «чудеса», сколько сами статуэтки, имеющие немалую историческую ценность. Кандидат исторических наук Баир Дашибалов считает, что любая археологическая находка — это сенсация, а уж тем более когда обнаруживают сразу несколько сот предметов.
— Конечно же, мы удивлены хорошей сохранностью статуэток, — говорит старший научный сотрудник Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН Цимжит Ванчикова. — Любая культовая вещь ценна сама по себе, так как она несет в себе культовое содержание. Кроме того, она представляет и искусствоведческую, и научную ценность.
Сложно сказать, удастся ли найти полный комплект «бронзового легиона». Местные жители на сей счет настроены скептически и вспоминают, что в 80-е годы сюда приезжали некие охотники за предметами религиозного культа. И якобы кто-то видел, что им удалось найти и увезти с собой 200 позолоченных статуэток. Но монахи полны решимости найти все до единой реликвии.