Журнал Московской Патриархии | 05.04.2004 |
— Прежде всего, хочу от всего сердца пожелать читателям газеты с радостью встретить грядущий праздник Светлого Христова Воскресения.
Что касается изменений, произошедших в жизни Московской епархии за последние годы, то масштабы их настолько велики, что, рассказать обо всем невозможно. Ограничусь самыми общими сведениями.
Когда я вступил в управление епархией в 1977 г., в моем подчинении было 132 храма и ни одного монастыря. В настоящее время в Подмосковье 20 монастырей и более тысячи храмов, и это не считая ставропигиальных (находящихся в непосредственном управлении Святейшего Патриарха) обителей и приходов. У нас теперь есть Коломенская Духовная семинария, более семисот воскресных и церковно-приходских школ. Факультатив «Основы Православной культуры» преподается в школах практически всех районов и городов Московской области. Мы осуществляем многообразные благотворительные программы, оказывая помощь сиротам и престарелым. Духовенство епархии окормляет военнослужащих, проходящих службу на территории области. Сегодня мы имеем возможность помогать и людям, преступившим закон.
Как видите, церковная жизнь бурно развивается, и причина в том, что вера, православие необходимы людям, духовно изголодавшимся в прошедшие десятилетия безбожия. А Церковь наконец-то получила возможность удовлетворить эту насущную потребность.
— Согласно опросам общественного мнения около 60 процентов россиян считают себя православными. Десять лет назад эта цифра составляла 34 процента. Чем обусловлен столь стремительный рост? Кого церковь считает верующими и сколько их в России? В чем разница между верующими и воцерковленными людьми?
— Говоря о том, сколько верующих в России, должен прежде всего сказать об относительности тех статистических данных, которые нам представляют социологические опросы. Вера — это таинственная сторона жизни человеческой души, которую трудно измерить научными мерками и социологическими опросами. Да, сегодня гораздо больше людей заявляют о своей вере открыто. Причин тут много.
Во-первых, страх отступал постепенно. Не все сразу поверили, что о своей приверженности религии можно говорить открыто. Ведь раньше исповедание Православия влекло за собой преследования и лишения. Во-вторых, за годы свободы люди получили возможность впервые взять в руки Евангелие, посетить богослужение и услышать проповедь священника, не скованную ограничениями атеистической власти. Эти люди слушали, размышляли, сомневались, — и, наконец, сделали свой выбор, стали верующими. И это может нас только радовать. Я не согласен с теми, кто объясняет рост религиозности конъюнктурными соображениями или модой. Быть православным хоть и радостно, но и очень сложно.
Верующим человеком мы считаем того, кто исполняет евангельские заповеди и проводит жизнь в молитве и благочестии.
Разница между верующим и воцерковленным человеком — это некая иллюзия секулярного (светского) сознания. Объясню почему. Если человек верующий, то он является членом Церкви как Тела Христова и прихожанином конкретного храма, где он участвует в богослужениях и Таинствах. Значит такой человек и верующий, и воцерковленный.
В наше время есть много людей, которые веруют «смутно», их сердце предчувствует Истину, но еще не готово полностью ей отдаться. Они еще не находят в себе достаточных сил, чтобы внимательно прочесть Евангелие, узнать о православном богослужении, покаяться. Такие люди находятся на пути к храму. И мы всегда рады им помочь, потому что они нуждаются в поддержке, дабы обрести полноту смысла жизни во Христе.
— Сегодня, когда Россия вновь стоит на историческом перепутье, существуют разные мнения относительно роли христианской религии и, в частности, православия, в возрождении страны и дальнейшем ее развитии. Одни призывают вернуться к истокам — к христианским ценностям, к православию. Другие, подобно известному телеведущему Владимиру Познеру, считают, что «православие было тормозом развития страны». Третьи видят в христианстве всего лишь этап на пути исторического развития человечества — во многом уже пройденный. Где истина?
— Для православного христианина ответ на этот вопрос однозначен. Прошедшее тысячелетие нашей истории — это период созидательной деятельности Православия на благо отечественной государственности и культуры. Проблема в другом: не все верят в то, что проповедь Иисуса Христа — это Богооткровенная истина. И здесь речь даже не о журналисте, высказывание которого не заслуживает комментария, ибо оно скорее всего является провокационной грубой банальностью, да к тому же политически ангажированной. Многие люди в нашем обществе настолько оторваны от исторических, культурных и духовных корней, что относятся к разнообразию религиозных идей как к своего рода «духовному супермаркету». Такое положение вызывает печаль и сожаление. Вспоминаются слова Спасителя о неприятии людьми «Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его» (Ин. 14:17).
— В последние годы мы являемся свидетелями активного проникновения на территорию России представителей многочисленных религий и верований, религиозных сект. Деятельность некоторых из них противоречит интересам страны, традиционным устоям и ценностям. Как относится к этой своеобразной экспансии Русская Православная Церковь? И в то же время, почему наша церковь отказывается от сотрудничества с Ватиканом? Опасается потерять свое влияние в России?
— Позволю себе высказать соображение, что упомянутыми Вами пагубными процессами, противоречащими интересам страны, традиционным устоям и ценностям, должно быть озабочено государство. В своей просветительской деятельности Церковь делает все возможное, чтобы предостеречь наших сограждан об этой опасности. Напомню слова святителя Московского Филарета, который указывал, что «апостолы и древние отцы Церкви устрояли и распространяли Церковь и разрушали взгромождение ересей не силой внешних законов языческого мира, но силой крепкой веры, любви и самопожертвования».
Что касается отношений с Ватиканом, то они будут невозможными до тех пор, пока не создадутся условия для уважительного межцерковного сотрудничества, учитывающего многовековые традиции Русской Православной Церкви.
— Не следует ли по примеру Грузинской церкви объявить борьбу сектантству «совместными усилиями церкви, руководства страны и общественности»? Чем занимается Комиссия Московской епархии по миссионерской, антисектантской и антираскольнической деятельности?
— В развитие того, что я уже сказал, добавлю, что Церковь — не полицейский. О безопасности граждан следует заботиться государству. Церковь учит их вере, истине и любви. Именно в таком духе действует и наша Епархиальная комиссия по миссионерской, антисектантской и антираскольнической деятельности, концентрируя свои усилия на информационно-просветительской деятельности в духе приведенных выше слов святителя Филарета.
— По мнению многих верующих, да и ряда священнослужителей, в том числе, Православная церковь нуждается в реформированиии. Мало кому понятен церковнославянский язык, на котором ведется богослужение, вызывают недоумение несовпадение устаревшего церковного юлианского календаря с современным григорианским. Некоторые считают, что церковь отстраняется от мирских проблем. Не пора ли внести коррективы в церковные каноны?
— Реформаторский подход к церковной жизни, хотя в определенных случаях и обоснован, часто имеет основанием убеждение в самодовлеющей значимости человеческого разума, который якобы может диктовать свои правила и мнения Церкви, являющейся учреждением Божественным.
Действительно, многие верующие испытывают сложности с пониманием церковно-славянского языка. Однако и единовременный отказ от него мог бы вызвать неприятие множества верующих. Важно понимать, что Церковь призвана сохранить людей в вере, оберегая от ненужных сомнений и искушений. Не исключаю, что со временем соборный разум Церкви определит возможные коррективы в богослужебных текстах. Важно, чтобы это делалось благочестивой и благоговейной рукой.
Недоумение по поводу юлианского календаря можно объяснить незнанием сути проблемы, имеющей богословскую и литургическую подоплеку. В рамках краткого газетного интервью обсуждать это нет возможности. Кстати, попытка перехода на новый календарь была впервые предпринята еще во времена святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, и была решительно отвергнута церковным народом. Вообще же хочется задать встречный вопрос: зачем переходить на григорианский календарь? Чтобы быть как все? Достаточный ли это повод для календарной реформы?
Свидетельством того, что Церковь вовлечена в жизнь современного общества является принятый Юбилейным Архиерейским Собором 2000 года документ «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Что касается Московской епархии, могу указать, что наше духовенство активно работает в сфере образования, окормляет медицинские и социально-благотворительные учреждения, воинские части. Мы стараемся помогать и заключенным в местах лишения свободы. Как видите, во всех значимых точках общественной жизни присутствуют священники Русской Православной Церкви. По-моему, такое положение трудно охарактеризовать как устранение от мирских проблем.
Касательно корректив в церковных традициях скажу откровенно — основание Церкви есть Христос, явивший Себя миру и отображенный в Священном Писании и Священном Предании. Для чего менять то, что наши предки с любовью пронесли через века? Для удовлетворения современной конъюнктуры? Напрасно, потому что она ненасытна, представляя суемудрие века сего, а не благоговение перед Богом и Церковью, как служительницей тайн Господних.
— Одна из важнейших христианских ценностей — равенство всех перед Богом, всепрощение и примирение с врагами. Как, в связи с этим, Вы относитесь к многолетним гонителям Православной Церкви — коммунистам. В настоящее время руководство КПРФ, «изменило» отношение к религии и церкви, разрешив верующим вступать в партию. Более того, КПРФ настойчиво предлагает себя в качестве союзника церкви в деле защиты патриотических традиций и ценностей. Возможен ли такой союз?
— Господь заповедал прощать гонителей. Допускаю, что в наши дни среди коммунистов есть люди искренне верующие.
Будучи чужда политических искательств и союзов, Церковь всегда приветствует добрые начинания, направленные на сохранение патриотических традиций и ценностей.
— Выступая на заседании Священного Синода РПЦ 9 октября 1998 г. патриарх Алексий II говорил о том, что часть духовенства пытается подражать стилю жизни так называемых новых русских: «Отсюда стремление перещеголять друг друга в модной одежде, соревнование в пышности и обилии праздничных столов. Отсюда кичение иномарками автомашин, сотовыми телефонами другим подобным. И это тогда, когда половина населения живет ниже черты бедности!» Как руководство церкви борется с этими явлениями?
— Мы живем во время динамично развивающихся технологий. Теперь школьники ходят с сотовыми телефонами, а подержанные иномарки стали привычным явлением на российских дорогах. Суть Вашего вопроса, конечно, в другом: как священнослужителям остаться независимыми от искушений современного мира, не превратиться в евангельского безумного богача, который думал только том, чтобы есть, пить и веселиться (см.: Лк. 12:19).
Каждому нужно начинать с себя. Зная силу примера, я, например, из принципиальных соображений, не пересаживаюсь с «Волги» на иномарку. Стремлюсь строго следить и за состоянием нашего духовенства, чтобы у них слово и проповедь Евангельская не расходились с жизнью.