Большой город | Александр Можаев | 01.04.2004 |
Вообще, христианский мир обладает богатейшим собранием предметов, напрямую связанных со Страстями Господними. Известен ряд фрагментов Животворящего креста, включая Титл — дощечку с надписью «Иисус Назарей, царь Иудейский», чаша Тайной вечери, копье Лонгина, терновый венец и многое другое. Незнание же москвичами собственных сокровищ обусловлено не только их необразованностью.
— У нас сейчас почти нет специалистов, профессионально разбирающихся в истории христианских реликвий, хотя на Западе над этим работают целые институты, — говорит Владимир Гурболиков, главный редактор православного журнала «Фома». — Революция уничтожила церковную историко-археологическую науку, которая прежде у нас находилась на очень высоком уровне. Так что точных доказательств подлинности реликвий мы не имеем, да и вряд ли они необходимы. Гораздо важнее, как христианство влияет на людей, а не то, как оно огорошивает их чудесами.
Относиться же к святыни как к части предания или как к научному факту — каждый волен выбирать сам. Крайне поучительная история есть в «Декамероне»: могила преступника была по ошибке принята за могилу святого, к ней потянулись люди, и вскоре начались чудеса и исцеления. Ведь вера для Бога гораздо важнее научного освидетельствования.