Русская линия
Большой город Александр Можаев01.04.2004 

Гвоздь с креста Спасителя

Известие о перенесении в Николо-Угрешский монастырь одной из величайших святынь христианства — гвоздя, которым был прибит к кресту Иисус, — светская общественность восприняла с некоторым недоумением. Странно ведь, что большинство граждан и знать не знает о том, что в нашем городе хранится подобное сокровище. Некоторые скептики даже стали задаваться вопросом: а тот ли это гвоздь? Известно ведь, что в Европе хранятся аж три головы и две правые руки Иоанна Крестителя. На самом деле никакого противоречия здесь нет: мощи делились на части и хранились в разных городах и странах, так что «голова» может не означать головы в полном смысле и объеме. С гвоздями тоже все нормально: кроме московского известны еще три экземпляра, хранящиеся в Париже, Вене и Риме. Крест и гвозди были обнаружены в Иерусалиме в начале III века, потом император Константин передал часть реликвий в дар первому христианскому царю Грузии Мириану. А в 1686 году грузинский царевич Арчил привез гвоздь в Успенский собор Кремля. Тогда святыни были доступны для поклонения лишь на Страстной седмице, «чтобы в наилегчайшей доступности не ослабла ревность веры», теперь же их обещают выставлять ежедневно.

Вообще, христианский мир обладает богатейшим собранием предметов, напрямую связанных со Страстями Господними. Известен ряд фрагментов Животворящего креста, включая Титл — дощечку с надписью «Иисус Назарей, царь Иудейский», чаша Тайной вечери, копье Лонгина, терновый венец и многое другое. Незнание же москвичами собственных сокровищ обусловлено не только их необразованностью.

— У нас сейчас почти нет специалистов, профессионально разбирающихся в истории христианских реликвий, хотя на Западе над этим работают целые институты, — говорит Владимир Гурболиков, главный редактор православного журнала «Фома». — Революция уничтожила церковную историко-археологическую науку, которая прежде у нас находилась на очень высоком уровне. Так что точных доказательств подлинности реликвий мы не имеем, да и вряд ли они необходимы. Гораздо важнее, как христианство влияет на людей, а не то, как оно огорошивает их чудесами.

Относиться же к святыни как к части предания или как к научному факту — каждый волен выбирать сам. Крайне поучительная история есть в «Декамероне»: могила преступника была по ошибке принята за могилу святого, к ней потянулись люди, и вскоре начались чудеса и исцеления. Ведь вера для Бога гораздо важнее научного освидетельствования.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru