Известия | Дмитрий Филимонов | 30.03.2004 |
Горный Алтай трясет уже полгода. По два подземных толчка в день. Сперва начинают выть собаки, потом дребезжат оконные стекла. Земля ходит волнами, из гор бьет вода. Шаманы обещают конец света.
Жители пострадавших селений пишут письма властям — в Горно-Алтайск. Сперва просили прислать палатки, печки-буржуйки и комбикорм для скота. Но то ли письма до властей не доходят, то ли не читают их власти. А глава республики — и вовсе в предвыборном отпуске.
Ладно, люди построили себе землянки, сложили печки из битого кирпича, принялись резать скот — все равно ведь подохнет с голоду.
Потом люди узнают, что из федерального бюджета выделено 500 миллионов рублей. На восстановление разрушенного. Люди решили, что деньги выделены им. И снова начинают писать письма в Горно-Алтайск: где деньги? И снова письма не доходят до властей.
Когда жители разрушенного поселка Бельтир — старик и мальчик — покончили с собой, все решили, что это от безнадеги. А потом в пострадавших районах началась эпидемия самоубийств. Шаманы сказали: «Это проклятие Алтайской принцессы».
И люди написали еще одно письмо.
«Мы, коренные жители Горного Алтая, являемся язычниками и поклоняемся природе. Все раскопки, которые велись и ведутся на Алтае, причиняют нам непоправимый урон. Не считаясь с мнением народа, вывозятся бесценные сокровища, духовное наследие алтайцев. Так, на плато Укок в Кош-Агачском районе был вскрыт курган-могильник, где находилась татуированная молодая женщина знатного происхождения. Для жителей Алтая она являлась священной реликвией — хранительницей покоя и величия нашего народа. Сейчас Алтайская принцесса хранится в новосибирском музее. Как язычники мы не сомневаемся в том, что душа Алтайской принцессы бунтует и требует упокоить наконец ее прах. С этим связаны трагические события последних месяцев. Мы, жители села Ороктой, обращаемся к жителям Республики Алтай с призывом поддержать нас и требовать возвращения священной реликвии».
Это письмо до властей дошло. Равно как и другие коллективные письма с требованием закопать мумию.
Под требованием поставили свои подписи мараловоды, лесорубы, зоотехники, каменщики, доярки, механизаторы, чабаны, врачи, комбайнеры, учителя, безработные и Ауэльхан Джаткамбаев, глава наиболее пострадавшего от землетрясения Кош-Агачского района.
Коллективные письма обсудили на правительстве. Глава республики выступил по телевидению. «Вернем!» — обещал глава.
Вынужденная посадка
Мумию раскопали летом 1993 года. На плато Укок. 2500 метров над уровнем моря. Горные козлы, снежные барсы и пограничники. А еще курганы. В шестидесятые, во время конфликта с Китаем, здесь построили укрепрайон. Камни для дотов пограничники брали с курганов. Один из них — наполовину разобранный, рядом с колючей проволокой — и выбрала археолог Наталья Полосьмак. Так себе курган — маленький, не царский.
— Тебе что, девочка, курганов на Укоке не хватает? — спросил ее муж и учитель академик Вячеслав Молодин. — Ведь он как пить дать ограблен.
Но девочка уперлась.
Через неделю ее команда раскопала захоронение эпохи раннего железа. Когда его расчистили, выяснилось, что это «впущенное» погребение, более позднее. А под ним — еще одно. Нижнее захоронение оказалось в ледяной линзе. Это значит, что в нижней погребальной камере, как в морозилке, могло сохраниться много интересного.
О находке сообщили на базу — в Институт археологии и этнографии Сибирского отделения Академии наук. Вскоре вертолетом из Новосибирска прилетела целая команда археологов и журналистов из Швейцарии, Бельгии, США, Японии, Германии.
Погребальную камеру вскрывали под прицелом видеокамер и фотоаппаратов. Не один день. Погребальная камера — деревянный сруб. Внутри — лед. Его растапливали горячей водой, из кружек. Талую воду вычерпывали тоже кружками.
Во льду лежали шесть коней — под седлами, со сбруей. И еще деревянная колода, заколоченная бронзовыми гвоздями. В таких колодах, вырубленных из лиственницы, хоронили знатных людей.
Мумия лежала на правом боку, ноги слегка подогнуты. На руках — татуировки. На мумии была шелковая рубашка, шерстяная юбка, войлочные носки, шуба и парик…
Археологов вместе с находками эвакуировали домой на двух вертолетах. Между Барнаулом и Новосибирском вертолет, в котором летела Наталья с мумией, совершил аварийную посадку — заглох один из двигателей. До Новосибирска добрались машинами.
Из местной прессы:"Вертолет, на котором перевозили мумию Алтайской принцессы, потерпел крушение. Все, кто находился на борту, погибли. Мумия принцессы осталась целой".
Мировая сенсация
Первым делом выписали из Москвы специалиста по мумиям. Из научно-исследовательского центра биологических структур. Того самого центра, что занимается сохранением тела Ленина. Столичные биологи согласились отреставрировать мумию за 15 миллионов рублей.
Пока Алтайскую принцессу вымачивали в ленинских ваннах, десятки научных институтов — российских и зарубежных — занимались изучением ее фрагментов. Находка оказалась мировой сенсацией. Возраст — 2500 лет. Состояние тканей для столь почтенного возраста — удовлетворительное. Специалисты Института цитологии и генетики выделили ДНК из тканей мумии. И вот что выяснили генетики.
«В них (фрагментах ДНК) отсутствует делеция размером в 9 п.н., которая является прямым маркером, указывающим на наличие восточно-азиатской компоненты». Иначе говоря, кровь монголоидов не текла в жилах принцессы. Алтайцы же относятся к монголоидной расе. Реконструкция лица по черепу подтвердила данные генетиков: у принцессы европеоидные черты лица. Дальнейшие исследования показали, что на роль ее потомков более всего могут претендовать ненцы и селькупы.
Алтайская принцесса не является праматерью алтайского народа? О, лучше бы алтайский народ не знал этого!
Из местной прессы: «Молодин, Полосьмак и компания создали собственную антинародную расовую теорию».
Золото скифов
Археологам и прежде чинили препятствия, местные жители не давали раскапывать курганы. Однако после публикации результатов генетических изысканий против археологов восстала уязвленная общественность.
Из обращения алтайской интеллигенции: «..Несмотря на заявления некоторых руководителей Института археологии и этнографии о том, что погребения в курганах скифской эпохи „не есть ваши предки“, — мы думаем иначе. Надуманный тезис отсутствия генетической связи с народом Алтая — есть тенденциозный подход к истории тюркских народов. Мы против превращения алтайской земли в одну уродливую раскоп-яму. Извлеченное из кургана бальзамированное тело молодой женщины мы обязаны возвратить на место покоя. Никакие научные интересы не могут и не должны перевесить религиозно-нравственные чувства целого народа».
В ответ на обращения общественности правительство Республики Алтай объявляет плато Укок «зоной покоя». Раскопки на плато запрещены. Археологи тайно проникают на плато — кружным путем, через Казахстан. Археологов ловит разгневанная общественность и милиция. Но археологи не нарушают федерального законодательства, их нельзя выдворить, у них есть разрешение на раскопки — «открытый лист».
10 лет работы на плато Укок — и 9 лет войны. За это время вскрыты 23 кургана. Найдена одна мумия.
Но почему в курганах нет золота? В скифских курганах должно быть золото — утверждает общественность. По Алтаю идет молва: если золота нет, значит, археологи его утаивают.
— Эта шуба, — говорит академик Молодин, — самая древняя в мире. Дороже всякого золота.
Саркофаг для принцессы
Тем временем борьба за принцессу продолжается. Правительство республики выделяет деньги краеведческому музею — на покупку двух кондиционеров. Их устанавливают в зале, где должна храниться мумия, — для поддержания надлежащей температуры 18 градусов.
Из письма министра культуры Республики Алтай директору Института археологии: «Согласно договору между Вашим институтом и Министерством о передаче мумии женщины с плато Укок сообщаем, что музей заканчивает подготовительные работы по ее приему и хранению. Просим Вас решить вопрос о саркофаге. Желательно экспонировать ее в том же саркофаге, а не в другом. В течение многих лет именно этот саркофаг был ее „домом“. Министерство культуры готово обсудить вопрос о стоимости саркофага».
Местная пресса пишет, что деньги, истраченные на два кондиционера, предназначались неимущим слоям населения, однако неимущие слои готовы еще поголодать — главное, чтобы принцесса вернулась.
Ответ директора Института археологии министру культуры: «К большому моему сожалению, вопрос о возможной передаче мумии осложнился тем, что, по мнению юристов, подписав протокол о сотрудничестве, я превысил свои полномочия».
Диалог сорван. Кондиционеры охлаждают пустой зал. Неимущие слои остались без денег и без принцессы.
Из местных газет: «Археологи, которые участвовали в раскопках Алтайской принцессы, один за другим умирают таинственной смертью».
— Мы свернем раскопки на Алтае, — говорит академик Молодин. — Работать там становится опасно.
Мавзолей для мумии
Общественность Горного Алтая разделилась надвое. Одни требуют захоронить принцессу. Другие — положить в мавзолей.
Римма Михайловна Еркинова — из последних. Римма Михайловна — директор краеведческого музея. На ее рабочем столе — макет мавзолея. Правительство республики выделило 2 миллиона рублей на архитектурный проект. «Наша принцесса», — говорит Римма Михайловна.
Иван Итулович Белеков — за мавзолей. Иван Итулович — министр культуры. Он не знает, в какую сумму обойдется строительство. Но думает, что это большие деньги. И знает, что в республике таких денег нет. Однако уверен, что строительство начнется на будущий год.
Владимир Кучукович Сабин — за то, чтобы закопать. Владимир Кучукович — депутат Эл Курултая. Он протягивает фотоснимок: браконьеры с освежеванным горным козлом. «Молодин ничем не отличается от них, — говорит Владимир Кучукович. — Труп должен лежать в земле. Где взял его — туда и положи».
Владимир Эмильевич Кыдыев — за то, чтобы закопать. Владимир Эмильевич — член правления съезда алтайского народа. «Прежде чем копать, надо было спросить разрешения духов», — говорит Владимир Эмильевич. Он собирается писать Верховному комиссару ООН по правам человека. Он уверен, что комиссар поможет закопать принцессу.
— Мы готовы обсуждать вопрос о передаче мумии в алтайский музей, — говорит академик Молодин. — О ее захоронении не может быть и речи.
***
7 марта президент Путин подписал указ о праздновании 250-летия вхождения Алтая в состав России. Юбилей будут праздновать в 2006 году. Лидеры алтайского народа надеются, что к юбилею Россия подарит принцессу.
А там, глядишь, и землетрясения прекратятся.
Горно-Алтайск-Новосибирск
Объект выдающейся ценности
Закопать принцессу — значит, причинить ей вред?
Алтайская принцесса подпадает под закон «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации». Законом определено, что археологические находки являются объектами культурного наследия федерального значения.
В статье 25 сказано: «Объекты культурного наследия, представляющие собой выдающуюся… археологическую ценность, могут быть отнесены к объектам всемирного культурного наследия». Мумия Алтайской принцессы — несомненно, объект выдающейся ценности.
Статья 61 предусматривает ответственность за это. «Лица, причинившие вред объекту культурного наследия, обязаны возместить стоимость восстановительных работ, что не освобождает данных лиц от уголовной ответственности».
Закопавший принцессу сядет за решетку.
А как у других?
Из материалов управления Верховного комиссара ООН по правам человека
«Национальные правовые системы предусматривают, что все найденное в земле принадлежит либо государству, либо владельцу земли. Это позволило археологам приобрести в США право собственности на скелеты и другие вещи, найденные в древних местах захоронения коренных народов.
Однако суд штата Луизиана постановил, что несколько могил индейцев туника-билоски принадлежат оставшимся в живых членам этого племени. Так был создан прецедент, в связи с которым в ряде штатов США были приняты законы об охране могил коренных народов. А федеральное правительство ввело закон об охране могил коренных жителей Америки и возвращении вывезенных предметов.
Все музеи, финансируемые правительством, должны провести инвентаризацию имеющихся в их коллекциях человеческих останков коренных народов и уведомить об этом соответствующие коренные народы. При поступлении просьбы человеческие останки должны быть возвращены.
Любые человеческие останки, предметы, находящиеся в могилах, которые впредь могут быть найдены на принадлежащей государству земле, объявляются собственностью современных групп коренного населения, которые имеют „культурную связь“ с найденным».
Рамзес I вернулся!
10 марта 2004 года. Мумия фараона Рамзеса I, возвращенная США Египту, была встречена на родине с королевскими почестями.
В городе Луксор на берегу Нила, где был захоронен фараон, которого считают выдающимся военачальником Древнего Египта, позолоченный саркофаг встретили почетный воинский караул и военный оркестр, исполнивший национальный гимн, а также делегация представителей правительства, парламента, власти провинции, ученые и несколько тысяч иностранных туристов и жителей города.
Кортеж доставил саркофаг к Карнакском храму в Долине фараонов, где мумия покоилась до 1860 года, когда была вывезена из Египта.
В последнее время она находилась в музее американского города Атланта. «Возвращение мумии — акт доброй воли жителей Атланты», — заявил журналистам представитель правительства Египта.
29 марта 2004 г.