Русская линия
Ролан, журнал Алиса Струкова29.03.2004 

Страсти Христовы

Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.
А. Ахматова

Евангельская история, а особенно события последних дней земной жизни Спасителя, Его распятие и воскресение волновали поэтов, художников, музыкантов и в древности, и в средние века, и, конечно же, творцов нового времени. Расцветший в ХХ веке кинематограф, с его особенными средствами выразительности, с его многогранными возможностями, монтажом и спецэффектами, породил целую галерею образов Иисуса из Назарета. Представители одного из самых одаренных, религиозно-темпераментных народов, итальянцы Дзеффирелли и Пазолини создали свои знаменитые экранизации Евангелия. Позднее их американские коллеги сняли целую серию лент по Священной истории, целью которых было скорее желание ознакомить мир с важнейшими книгами Библии. Были, правда, и такие режиссеры, которые изображали свое видение происшедшего на заре нашей эры, вплетая в повествование не совсем корректные и уместные фантазии. Что ж, творчество любого художника — это выражение его внутреннего мира, его мыслей, чувств, переживаний.
И вот перед нами еще один евангельский фильм — 127-минутная лента, персонажи которой говорят на арамейском и латинском языках, первая в истории кино попытка детально воссоздать последние двенадцать часов из жизни Иисуса Христа: от Гефсиманского борения до распятия на Голгофе.
Человек с детским открытым взглядом пронзительно голубых глаз, одна из самых ярких звезд Голливуда - Мэл Колумсилл Жерар Гибсон, родившийся в Америке в семье ирландцев-католиков, прошедший через огонь, воду и медные трубы, в свое время поднялся со дна алкоголизма и отчаяния, обретя веру в Бога. «Многие сегодня считают, — говорит Мэл, — что разговоры о Боге — чепуха, потому что невозможно научно доказать Его существование. Но я считаю, что Бог — это, прежде всего, вера в Него. У каждого из нас свой Бог». Найдя для себя Небо, счастье, смысл жизни, он хочет поделиться с миром своим открытием и создает в начале 90-х годов свою собственную кинокомпанию ICON Production, логотипом которой стал фрагмент Владимирской иконы Божией Матери. Последняя работа этой студии - картина «Страсти Христовы», ее режиссером стал Мэл Гибсон. Снимался фильм в Италии за 25 миллионов долларов, субсидированных самим автором.
Главы Православных церквей, Ватикан, протестантские клирики, историки, богословы, кинокритики высказывают свои точки зрения по поводу этой картины. Вокруг «Страстей» по всему миру поднялось невероятно много споров и разногласий. Но в этой статье я намеренно не приведу ни одного высказывания, потому что каждый зритель, каждый человек, каждая душа имеет право на свое собственное мнение, на глубоко личное восприятие любого художественного произведения, тем более повествующего о Сыне Божием, созданного искренне верующим человеком с горячим, храбрым сердцем. «Страсти Христовы» заставили зарубежных кинозрителей перенести свое внимание с белозубых красоток и сказочных человечков с волосатыми ножками, с безумных трансвеститов и мальчиков со шрамом и задуматься о более важных вещах. Возможно, Гибсон и пошел на создание столь серьезного, ответственного дерзновенного проекта, чтобы мир хотя бы на минуту, вернее на 127 минут экранного времени остановился, оглянулся. Это не просто кино, это отчаянный социальный жест. Не стоит оценивать эту работу с точки зрения кинокритики, искать недостатки литературной основы, промахи режиссера, ошибки художников, давать характеристику игре актеров, потому что тема фильма настолько велика, что остается принять или не принять этот кинообраз в целом, понять, смог ли Гибсон добиться того, чего хотел, имел ли он на это право.
Кино со всеми его техническими хитростями все равно не имеет тех свойств иконы, которая одна может совместить в одной плоскости пространство земное и Небесное, отобразить и божественную и человеческую сущности Христа. Фильм построен на людских чувствах и, обладая невероятной эмоциональной мощью, вызывает острую душевную реакцию.
Режиссера обвиняют за наличие в фильме сцен страшных истязаний. В американском прокате фильму был дан рейтинг R — фильм, полный насилия, не разрешаемый для просмотра детям до 13 лет. Обычно духовенство разных конфессий не благословляет ходить на такие фильмы. Но один американский священник заявил: «Я, как пастор, рекомендую всем посмотреть этот фильм с рейтингом R».
Да, в Евангелии сказано лаконично: «Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк и, раздев Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним». Но не надо забывать, что апостолы писали новозаветные книги, прежде всего, как послания своим современникам. А они прекрасно знали, как вершились в их время судопроизводство и казнь, о которых сегодня кроме профессионалов-историков мало кто имеет подлинное представление. И именно благодаря христианству, мир стал больше ценить человеческую жизнь, а правители придумали для преступников более гуманные наказания. Если нет сил смотреть на кровавые страдания Христа, можно закрыть глаза, отвернуться, подумать о том, какие мы приносим страдания людям, окружающим нас, как бежим в страхе, отрекаемся, предаем что-то самое главное в жизни, как, наделав ошибок, не получив ожидаемого, впадаем в омут отчаяния. «Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших», — говорит Спаситель женщинам, следующим за ним по дороге на Голгофу.
Да, страшно, да, натурально, и даже самый искушенный киноман, пересмотревший множество фильмов ужасов и триллеров, не может остаться безучастным к страданию Героя картины. Просмотр этого фильма — работа очень творческая, потому что в эти мгновения важно не впасть в панику и экзальтацию, от которых становится невыносимо оставаться в кинозале тем людям, чья религиозность оторвана от реальности, построена лишь на их мечтах и фантазиях. Христос близ каждого, Его нужно искать среди бед и болезней, среди непонимания и обыденности. Каждому дан свой крест, свои страдания, пережить которые, как порою кажется, по-человечески невозможно, и лишь высшая сила может дать то терпение и всепрощение, которое явил Христос: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас».
Быть может, те, кто пока не знают, что в день российской премьеры нового фильма Мэла Гибсона на исходе Страстной седмицы в каждом христианском храме будут читаться двенадцать фрагментов Четвероевангелия, повествующих о страданиях Иисуса, придут в кинотеатр и увидят фильм «Страсти Христовы», они Великую пятницу проведут в трепете, субботу — в молчании. А в ночь на воскресенье уже совершенно осознанно с зажженными свечами в руках, подобно мироносицам, придут к храму и услышат ликующее: «Христос Воскресе!»


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика