Вечерний Екатеринбург | Е. Сусоров | 26.03.2004 |
Но нечасто за одним столом на вопросы журналистов отвечают представители деноминации, мягко говоря, не во всем согласных друг с другом. И нечасто арбитром в их публичном споре становится доцент кафедры истории и философии религии УрГУ Владимир Викторов.
ЭХО МОСКОВСКИХ СПОРОВ
Повод собраться перед телекамерами для представителей Екатеринбургской епархии Русской Православной Церкви, екатеринбургского Общества сознания Кришны и одного из крупнейших вузов города, на первый взгляд, странен, равно как странно звучит и тема пресс-конференции: «Грозит ли России вторая Ходынка?» Напоминаем читателям: в Москве строится огромный храмовый комплекс на Ходынском поле, который будет, так сказать, окормлять духовно представителей Общества сознания Кришны. Помещение кришнаитского храма, который предполагается открыть в Центре ведической культуры на Ходынке, будет рассчитано на 800 человек. Не то чтобы у кришнаитов совсем нет богослужебных помещений в столице: есть ещё один храм, на Хорошевском шоссе. Но, по словам вице-мэра Москвы Михаила Меня, это здание подлежит сносу в связи с реализацией жилищных городских программ, и город обязан предоставить земельный участок под строительство нового культового здания. Проект храма на бумаге уже есть, но пока неизвестно, в какую сумму обойдётся его строительство и кто будет финансировать его возведение. Предполагается, что правительство Индии окажет некоторую денежную помощь. Но пока эта информация не подтверждается официально.
В Министерстве юстиции России не видят правовых преград для строительства в Москве нового храма кришнаитов, однако православная общественность Москвы взволновалась до такой степени, что на недавнем воскресном митинге протеста собрала аж 20 000 подписей за то, чтобы храма на Ходынке не было.
Возникает вопрос: Екатеринбургу-то какое дело до столичных околорелигиозных дрязг?
ИЗ-ЗА ЧЕГО СЫР-БОР
По словам руководителя миссионерско-катехизаторского отдела Екатеринбургской епархии отца Владимира Зайцева, Екатеринбургская епархия вынесла этот вопрос на пресс-конференцию по просьбе инициативной группы православных москвичей. К тому же наш город находится в самом центре России, и отцу Владимиру, как россиянину, далеко не безразлично, что будет стоять посреди столицы нашей Родины.
— В Москве проживает много индусов, придерживающихся самых разных вероисповеданий: сикхизма, брахманизма… Однако для них храмов почему-то не строят, — недоумевает отец Владимир.
По версии отца Владимира Зайцева, кришнаитизм — продукт западный и к традиционным индуистским верованиям не имеет никакого отношения. Более чёткую картину обрисовал Владимир Викторов: да, кришнаитизм — индийский продукт, но религиозная жизнь в этой стране в течение тысячелетий изменялась, от брахманизма ответвился современный индуизм, из индуизма логически развилось поклонение Кришне, однако произошло это не в самой Индии, а в Америке. Духовный отец этого религиозного течения Шрила Прабхупада приехал в США в конце 1965 года. В 19бб-м была зарегистрирована конгрегация «Международное общество сознания Кришны». В 1971 году Шрила Прабхупада приехал в Советский Союз, но регистрации своей религиозной общины так и не добился. Перелом в сознании советских чиновников наступил под воздействием ветров перестройки, в 1988 году, когда кришнаиты получили официальную регистрацию в Минюсте. Сегодня в России наибольшая плотность общин приходится на Москву, Санкт-Петербург, Урал и Сибирь. Программа «Харе Кришна — Пища жизни» действует в 15 городах России.
Конфликт подкрался, как всегда, незаметно. Возможно, его отправной точкой было возрастание силы православия в конце 90-х годов, начало борьбы с распространением так называемых нетрадиционных религиозных культов. Екатеринбург до поры до времени оставался зоной толерантности по отношению к поклонникам Кришны. Но после душераздирающей истории с убийством в Красноярске православного священника, в котором, по одной из версий, принимал участие кришнаит, ситуация обострилась. И уже не важно, что президент екатеринбургского Общества сознания Кришны Станислав Гурин на пресс-конференции опроверг эту версию, сославшись на официальные данные расследования, — по Руси пошла гулять молва. Сейчас трудно сказать, какая из сторон — православные или кришнаиты — больше виновата в ссоре. С 2001 года и по сей день в Екатеринбурге произошло несколько инцидентов, во время которых дело едва не дошло до драки между кришнаитами и христианами.
И вот 21 марта 2004 года православные миссионеры, обеспокоенные московскими событиями, организовали митинг и молитвенное стояние у памятника основателям города Татищеву и де Геннину. Цель митинга — поддержать православную общественность Москвы в вопросе противостояния «экспансии» кришнаитизма. Потому что те, дескать, — опасная тоталитарная секта, на совести которой якобы целый букет преступлений. Доказательства? Их, увы, прессе до сих пор не предоставили. Из чего сам собой вытекает печальный вывод: игра в Москве идёт не против кришнаитов, а против мэра Лужкова, который не имеет ничего против ещё одного молитвенного дома в Злато главой. И нам в этой грязной игре делать абсолютно нечего.
НЕХОРОШЕЕ СЛОВО ИЛИ ПОВОД ДЛЯ ДРАКИ?
Словом «секта» за последние 10 лет нас уже изрядно напугали. По мнению отца Владимира Зайцева, «секта» — не юридический, а религиоведческий термин. Он обозначает сравнительно небольшую, культурно закрытую организацию, главный смысл существования которой — противостояние основной религиозно-культурной традиции страны. Владимир Викторов, напротив, считает, что наличие множества конфессий в нашей стране вполне естественно. Кришнаитизм по многим параметрам является наследником традиционных восточных религий, в том числе и индуизма. А термин «секта» в последние десятилетия религиоведы стараются вообще не употреблять. Кришнаитизм в России — реальный факт, и если кришнаиты зарегистрированы, они имеют право на пропаганду своих идей. В любом случае нам нельзя допускать противостояния, насилия, злонамеренной фальсификации фактов в отношении представителей иной веры.
А иначе многие «ревнители» решат, как в старом анекдоте: «Ну, всё, по всей стране началось». И действительно начнётся: сегодня обзовут сектой, завтра пойдут войной, а не выйдет толку — призовут на помощь государство.
ВЕРЮ В БОГА… И ДОБРОГО ЦАРЯ
В нашей стране религия отделена от государства. Но значит ли это, что административные структуры всегда должны оставаться в стороне от межрелигиозных конфликтов?
Владимир Викторов:
— Государство пока никто не отменял, и оно должно создать чёткое законодательное поле для деятельности религиозных организаций. Для того чтобы дать оценку деятельности той или иной религиозной конфессии, существует институт экспертов. И тут, естественно, возникает вопрос: что разрешать, а что запрещать? В законе нет понятий «деструктивный культ» и «тоталитарная секта». Потому при анализе этих организаций нужно смотреть не на название, а на дела: если зафиксированы факты нарушения прав человека, его личной свободы, уголовного законодательства, если разрушена семья — это уже компетенция правоохранительных органов.
Отец Владимир Зайцев:
— Есть прецеденты, когда государство вмешивалось и законодательно запрещало либо ограничивало деятельность той или иной религиозной организации. Так, в Германии запрещены «Свидетели Иеговы» и Церковь Сайентологии, ограничена активность кришнаитов. Во Франции также наложен запрет на сайентологов.
…Что ж, судя по реакции правительства Москвы, власть там пока решила не вмешиваться в конфликт, попутно положив вопрос о строительстве храма «под сукно». У конфликтующих сторон есть ещё время всё взвесить, обсудить, сесть за стол переговоров и попросту выяснить друг о друге максимум правды. Однако, по данным электронной версии еженедельного приложения «Новости православного Интернета» к газете «ОДИГИТРИЯ» (Винницкая и Могилев-Подольская епархия Украинской Православной Церкви), два года назад Екатеринбургское епархиальное управление в категоричной форме отказалось встречаться с президентом российского Общества сознания Кришны Бхакти Вигьяна Госвями. Не получилось полноценной беседы между православными и кришнаитами и в этом году Однако на пресс-конференции блеснул слабый лучик надежды на диалог: в присутствии журналистов отец Владимир Зайцев всё же предложил Станиславу Гурину — президенту Екатеринбургского Общества сознания Кришны — встретиться 1 апреля в 18.00 на территории Крестовоздвиженского монастыря. Пообещал зелёный чай и трапезу, не запрещённую по кришнаитским канонам. Гурин дал согласие. Если вышеприведённый пассаж не был первоапрельской шуткой, можно надеяться, что война между двумя религиями в Екатеринбурге всё же затухнет, так и не начавшись. Потому что не из-за чего. Ходынское поле — далеко, в Москве.