Эстония | 24.03.2004 |
Атеистическая идеология, проповедовавшаяся в годы оккупации и нашедшая отражение в школе, в значительной степени влияет и на сегодняшние дебаты. В этом свете имеет смысл внимательнее присмотреться к тому, как обстоят дела с преподаванием основ религии в других странах. vЕсть две модели преподавания религиоведения в зависимости от того, чему уделяется основное внимание — религиозному воспитанию или основам религии. Конфессиональное религиоведение исходит из учения той или иной конкретной церкви. Задача религиоведения как учебного предмета — передать религиозные традиции следующим поколениям и обеспечить их преемственность. vПреподавание основ религии нередко доверяют соответствующим церквам, которые составляют учебные программы и материалы, курируют подготовку учителей и их работу в школах. При таком подходе, когда учитывается принцип свободы веры и совести, ученики получают знания, которые помогают им ориентироваться в вопросах веры.
Конфессиональное религиоведение, имеющее давние традиции, в Европе представлено в таких странах, как Австрия, Бельгия, Ирландия, Греция, Кипр, Финляндия, в большинстве земель Германии, в некоторых кантонах Швейцарии, а в католических церквах Нидерландов и Венгрии конфессиональное религиоведение — обязательный школьный предмет.
В Боснии, Болгарии, Грузии, Испании, Италии, Литве, Люксембурге, Латвии, Польше, Португалии, Словакии, Чехии, на Мальте, в Венгрии и России этот предмет имеет статус факультатива.
В разных странах в понятие «обязательный предмет» вкладывают разный смысл. Иногда ученикам предоставляется выбор — изучать религиоведение или какой-нибудь другой альтернативный предмет. В Бельгии, например, таким предметом является этика, в разных землях Германии — этика или философия, в Финляндии — основы мировоззрения. В Австрии, Ирландии, Греции и на Кипре нет возможности изучать альтернативный предмет; в этих странах можно выбирать только между разными конфессиями.
Вторая модель — неконфессиональное религиоведение. При преподавании этого общеобразовательного и обязательного предмета руководствуются педагогическими принципами и четко разграничивают церковь в ее религиозном значении и преподаваемый предмет. Религиоведение, преподаваемое в светской общеобразовательной школе, не может отдавать предпочтения ни одной из религий.
Задача неконфессионального религиоведения — преодолеть барьеры между религиями, создать противовес фундаментализму и экстремизму. Основы именно такого неконфессионального религиоведения были разработаны в 1920-х годах в Эстонии. В современной Европе такая модель представлена в Исландии, Норвегии, Швеции, Дании, некоторых кантонах Швейцарии и землях Германии. В этом же ряду стоит и Эстония — за тем исключением, что у нас неконфессиональное религиоведение имеет статус факультативного предмета.
Знакомя учеников с другими религиями и мировоззрениями, их учат ориентироваться в культурном наследии, традициях и обычаях других стран и народов, готовят к жизни в плюралистическом мире. С учебными материалами, как правило, дают возможность ознакомиться представителям соответствующей конфессии или церкви. Такой практики, с моей точки зрения, следует придерживаться и в Эстонии — нашей стране наиболее подходит модель именно неконфессионального религиоведения.
Пилле Валк, доцент факультета теологии Тартуского университета,