Православие.Ru | Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) | 22.03.2004 |
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
В Св. Евангелии есть такой ответ Спасителя на искушающий вопрос: «Отдавайте кесарю кесарево, а Богу Богово».
Паспорт — это человеческое, а Богу нужно только наше сердце.
Так, если мы живем в обществе среди людей, то и должны подчиняться законам общества. Получайте и паспорт, и пенсию — это ведь тоже забота о Вас Господа, чтобы Вы на старости, когда ослабеете, имели подкрепление. Умудри Вас Бог!
Чтение духовное
Дорогой о Господе А.
Милости Божией несть конца, и как хватило Его терпения и премудрости, чтобы воззвать к жизни близкую к безвозвратной смерти твою душу, так же, дорогой А., жалеет и любит Господь всех людей, и так же, но к каждому по-своему стучится Господь в души наши. Но твой опыт духовный не всегда пригоден другому. А потому все, что происходило с тобой и происходит, храни в сердце своем и уме и укрепляйся в вере сам. Когда же вера станет фундаментом твоей жизни, тогда даст тебе Господь и разумение, как и о чем можно говорить с людьми. Но сейчас умолкни и только с самыми близкими, с супругой можешь делиться своими чувствами. То, что без Церкви пути спасения не обрящешь, ты уже понял, и это тоже тебе указатель. Иди в Церковь, и она поможет тебе не сбиться со спасительной стези. Но главное сейчас — начать постоянно читать Св. Писание — Новый Завет и книги, написанные православными отцами, лучше всего дореволюционного издания (или репринтные). Не спеши, Саша, учить, учись сначала сам.
И мы будем молиться о тебе, чтобы ты, как доселе вдумчиво вслушивался и всматривался в опыт своей жизни, так не спешил бы и впредь. Воцерковляйся. Младенец растет медленно, и ты в духовном отношении именно такой.
Христос Воскресе!
--------------------------------------------------------------------------------
Дорогая о Господе Т.
Нет рецепта, чтобы ты в один день стала спокойной и счастливой христианкой. Царствие Божие вызревает в душе и сердце постепенно, в трудах и во времени. И эти труды длятся всю жизнь! Ты же только начинаешь изучать все, что касается Православия, и в первую очередь ежедневно читай 1 гл. Св. Евангелия и 2 гл. Апостола. Делай это неукоснительно каждый день независимо оттого, понимаешь или нет, чувствуешь или нет.
А Господь за труды и верность преобразит постепенно твоего внутреннего человека, но ты это не сразу и приметишь. А остальное тебе будут говорить священники на исповеди, всегда исходя из насущных потребностей сегодняшнего дня. Рецепта на все случаи жизни нет. Одно несомненно — надо учиться жить в Боге. Учиться так же, как Вы учились грамоте в школе. Сейчас и Вам, и сыну Вашему надо постигать азы духовной грамоты, они в Св. Евангелии и Ал. посланиях.
Умудри Вас Бог!
-------------------------------------------------------------------------------
Дорогая о Господе Р. Г.
Я бы внес некоторые коррективы в образ Вашего религиозного мышления в настоящий момент — источник всех неприятностей и зол надо искать не вовне, не вокруг себя, а в себе. Если же Вы останетесь и закоснеете в нынешнем понимании, то, поверьте мне, до истинно христианского понимания жизни и христианского мировоззрения Вы не доживете. Свободу воздействовать на нас враг получает только нашими собственными грехами и падениями, а не потому, что этого захотелось кому-то из наших недругов. Если бы Вы, дорогая Р. Г., жили в Боге, имели бы понятие о грехе, о покаянии, то, постоянно внимательно живя и очищая себя от всякой греховной скверны, были бы недоступны врагу. А раз этого нет, то приходится терпеть насилие вражье. Слава Богу, что хоть теперь появилось желание знать о духовном. Вот и остается мне пожелать Вам, чтобы науке о духовной жизни Вы начали учиться так же последовательно, и терпеливо, и осмотрительно, как в свое время постигали премудрость светской науки. Ежедневно читайте одну главу Св. Евангелия и две главы Апостольских посланий, начиная с деяний, и просите Господа о познании Истины. Умудри Вас Бог!
-------------------------------------------------------------------------------
Дорогая о Господе Л.
Вам на все Ваши недоумения, вопросы и заблуждения — ответит и поведет по жизни истинный старец и православный архиерей — святой святитель Феофан, затворник Вышенский. Другого я указать Вам не могу. У святителя Феофана все кристально чисто, и по любви сердечной к людям — чадам Божиим, и все истинно, свято и безукоризненно канонически. Он на данном этапе Вам поможет больше, чем кто-либо другой. Я же стар для руководителя и уже немощен, а вот в молитве не откажу. Утешило меня в Вашем письме то, что милость Божия не лишила Вас дара рассуждения, и это поможет Вам в становлении на путь спасения, — это я говорю о Вашем рассуждении о семье. Берегите семью свою — это Божие благословение Вам и путь спасения. Не одна, нет, но аз и дети, яже дал Вам Бог.
И детей будет много, ведь недаром Вы педагог. Придет время, и просветлеет туман, и рассеются заблуждения, и ошибки исправятся, и будет Вам что сказать чадам из собственного горького опыта и изболевшейся души, познавшей непостижимую любовь Создателя — Творца к творению.
Храни, умудри и помоги Вам Господь!
--------------------------------------------------------------------------------
Разное
Дорогой о. Г.
Спасибо Вам за добрую память, которая так обильно изливается большими Вашими конвертами, приходящими из далекой Америки.
Всегда им рад, и всегда вместе с ними приходит ко мне в келью и отец Г., заполняя ее воспоминаниями о нашей встрече. Спасибо Вам!
Пытался я писать Вам благодарственные письма, но ни на одно не получил ответа, а потому не уверен, что Вы их получаете.
Вот и нынешнее письмо пишу с такими же опасениями, но не могу не писать, ибо желание поблагодарить превышает все практические рассуждения и опасения.
То, что где-то и как-то упоминается мое имя, меня не смущает. Стою пред своим Господом, и Он меня хранит. А ведь у поминают по-всякому и из разных соображений и побуждений, и по русской пословице «на всякий роток не накинешь платок», а потому и доброе, и худое ветром проносится сквозь мою жизнь, не оставляя в ней следа ни для возношения (киче-ния), ни для печали.
Да ведь, наверно, не от Вас зависело воспоминание, написанное в Вашем журнале, а потому какие же тут обиды?
А отец Н. у меня, действительно, несколько раз был, но я помню только о его вопрошании по поводу желания ехать в Сербию, все остальное стерло время в моей памяти.
То же самое и в отношении отца К… Ко мне уже обращался и не один раз о. В., и я ему рассказал о двух кратких наших встречах, которые были буквально мимолетны, так что ничего существенного я о нем сказать не могу Вам.
Да думаю, что в своих воспоминаниях о. В. не преминул упомянуть и о том, что говорил ему я.
--------------------------------------------------------------------------------
Дорогой отец Г.
Обнимаю Вас с любовью и шлю самые лучшие пожелания трудиться во славу Божию, ибо это единственное стоящее дело, все человеческое — тень.
Надо нынче как никогда усердно веровать в Бога и жить в Боге, ибо дни лукавы суть и время коротко.
Арх. Иоанн.
--------------------------------------------------------------------------------
Ваше Преосвященство, Преосвященнейший Епископ Евгений!
Сердечно благодарю Вас, дорогой Владыко Ректор, за приглашение моего убожества на праздник Московских Духовных школ.
Тронут до глубины души, но, реально оценивая мои настоящие возможности, вынужден оставаться на месте, хотя воспоминания о времени моего пребывания и в Московской Академии, и короткий срок моего жития в стенах Свято-Троице-Сергиевой Лавры до сих пор живы и согревают душу всякий раз, как я достаю их из запасников своей памяти.
Для нынешнего поколения большинства людей тех лет уже давно нет и в памяти, а для меня они, и живущие, и ушедшие, рядом той своей глубиной, которой вошли в мою жизнь тогда.
Еще и еще раз благодарю Вас, дорогой Владыко.
Кланяюсь Вашим трудам по воспитанию молодого поколения служителей Православной Церкви Христовой и желаю, чтобы память о Ваших этих трудах пережила Вашу земную жизнь.
Ваш постоянный убогий богомолец.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)