Дело, аналитический еженедельник | Игумен Вениамин (Новик) | 22.03.2004 |
«Семья» уступила власть
Везде, как видно, есть свои «семьи», и в церкви тоже. Родной брат почившего митр. Алимпия, настоятель Покровского собора протоиерей Леонид Гусев, после неудачных попыток выступить в роли претендента на роль главы РПСЦ стал поддерживать малопопулярного епископа Новосибирского и всея Сибири Силуана (Килина). Но епископ Силуан не был даже внесен в бюллетени для голосования.
Более вероятной фигурой для занятия Митрополичьего престола явился пожилой (78 лет) епископ Иоанн (Витушкин), занявший после кончины предстоятеля РПСЦ пост местоблюстителя. Но на результатах выборов сказалось неожиданно сделанное епископом Иоанном перед началом голосования заявление о своей физической неспособности исполнять обязанности Митрополита — ввиду преклонного возраста и неудовлетворительного состояния здоровья.
Фактически он взял самоотвод. Но его имя было все-таки внесено в бюллетени для голосования. В итоге Иоанн получил 58 голосов, а Андриан — 162. Молодежь, пополнившая в годы перестройки ряды РПСЦ, была настроена против «семьи». В результате протоиерей Леонид даже не был оставлен в должности «иконома» (зав. хозяйством) Московской епархии. Перемены произошли и в других епархиях.
Председателем Ревизионной комиссии РПСЦ был избран Виктор Жильцов, московский священник, явно не из партии прот. Леонида. По свидетельству некоторых участников Собора, предложение избрать председателем комиссии свящ. Виктора выдвинул московский священник Сергий Лесуренко, зять прот. Леонида, оказавшийся, видимо, более искушенным в вопросах церковной политики, нежели его тесть.
Таким образом, «семья» со своими ставленниками оказалась отстраненной от власти. Думается, это стало возможным благодаря соборному (демократическому) началу, характерному для старообрядцев. Выборы Митрополита оказались честными. Комментаторы полагают, что эти изменения являются знаковыми и говорят о радикальной «смене власти» в руководстве РПСЦ и развороте ее курса на 180 градусов.
Если раньше власти в нарушение закона об отделении религиозных объединений от государства просто вызывали клириков «куда надо» и настоятельно «советовали», кого следует выбирать, то теперь представляется, что степень «органического» давления на религиозные объединения несколько уменьшилась. Произошло нечто необычное по сравнению с прежними временами: пожелания ФСБ в пользу митр. Иоанна и удивительно совпавшие с ними пожелания ОВЦС МП (Отдела Внешних Церковных Связей Московской Патриархии) оказались нереализованными.
Комментаторы предполагают, что основная причина ставки РПЦ МП на еп. Иоанна — предотвратить усиление влияния РПСЦ в обществе. Кроме того, клирики РПЦ МП намного чаще переходят в юрисдикцию РПСЦ, чем наоборот. При молодом, открытом общению Главе РПСЦ этот процесс может стать более интенсивным.
Что же такое старообрядчество?
У современного человека при этом слове в сознании возникает образ старины глубокой: в темноте храма перед лампадой весь в копоти — образ Божий, а перед ним согбенная фигурка в черном одеянии. Вспоминается неистовый протопоп Аввакум, перед глазами всплывает картина Сурикова «Боярыня Морозова».
Но старообрядчество представляет собой дореформенную Русскую Православную Церковь, каковой она была до богослужебных реформ Патриарха Никона и царя Алексея Михайловича в середине XVII в.
Патриарх и царь хотели, в соответствии с историософемой XVI в. («Два Рима пали, Москва — Третий Рим, четвертому не бывать»), превратить Москву в столицу Православного мира. Для этого нужно было унифицировать православный богослужебный обряд, т. е. привести его к единообразию. Изменять обряд в братских Православных Церквях (Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и др.) было вне компетенции Патриарха Никона. Поэтому он решил привести русский православный обряд в соответствие с обрядом этих Церквей.
Самое известное нововведение «никониан»: триперстное крестное знамение вместо двуперстного. В четырех упомянутых Патриархатах переход с двуперстия на триперстие совершился постепенно, без каких-либо указов. Менее известные нововведения: совершение крестного хода вокруг храма и хождение вокруг аналоя навстречу движению солнца, а не «посолонь» по-старому, тройная аллилуйя вместо двойной. Исправлялись церковные книги в соответствии с греческими образцами, стали писать Иисус вместо Исус. Старообрядцы также не принимали нового стиля в иконописании, воспроизводившем западный «натурализм» («фряжское письмо»).
Для человека XVI в. обряд был не просто эстетическим приложением к вере, а ее адекватным воплощением. Искажение обряда означало искажение веры, что для наиболее ревностных православных было неприемлемо. Ситуация усугублялась и тем, что церковные новшества вводились не в результате Соборного решения, а посредством указов. В результате около трети русских православных людей отказались принять церковные новшества патриарха Никона.
Сторонники старых обрядов были преданы анафеме и отданы под суд «градских властей». Царское правительство впоследствии обрушило на старообрядцев жестокие репрессии, заставившие их бежать в отдаленные уголки России. Гонения несколько ослабли лишь при Петре I. Александр III, проводивший национальную политику, относился к старообрядцам сравнительно благосклонно, считая их дополнительной опорой самодержавной власти.
В 1905 г. был издан указ, по которому старообрядцы получили право строить церкви, молельни, открывать новые приходы. Их перестали называть «раскольниками». Стала создаваться старообрядческая народная школа. Многие купцы и предприниматели (Гучковы, Морозовы, Солдатенковы, Хлудовы, Коноваловы, Рябушинские, Сироткины, Четверговы и др.) оказались во главе экономического развития целых отраслей промышленности. Иногда их предприимчивость сравнивают с протестантской трудовой этикой. В феврале 1917 г. лидеры будущей РПСЦ поддержали республиканскую форму правления, политические свободы, отделение церкви от государства.
В 1971 г. на Поместном соборе РПЦ МП была снята анафема на старообрядцев, но церковное общение в таинствах так и не восстановлено. «Никонианство» у самих старообрядцев особого восторга не вызывает.
Перестройка «древлего благочестия»
Митрополит Андриан (в миру — Александр Геннадьевич Четвергов) родился 14 февраля 1951 г. в старообрядческой семье в городе Казани. Его семья принадлежит к известному роду казанских купцов Четверговых. В 1974 г. окончил Казанский авиационный институт. Получил также начальное художественное образование. По окончании института работал в должности инженера-конструктора сначала в ЦКБ оптико-механического завода, а затем в СКБ спортивной авиации.
В самом начале перестройки (в 1986 г.) он оставил светскую работу и начал трудиться при Казанском старообрядческом храме. Принимал самое деятельное участие в реставрации храма, проектировании и изготовлении иконостаса. Также освоил ряд рабочих специальностей: водителя и сварщика, плотника и кровельщика. Изучил церковные искусства и ремесла: уставщика и головщика, реставратора икон, переплетчика книг. Позднее он был избран председателем церковной общины. С 1995 года попробовал себя в качестве иконописца.
17 октября 1999 г. был рукоположен в сан диакона к казанскому храму в честь Казанской Иконы Пресвятой Богородицы. Тогда же на Освященном Соборе был избран в кандидаты во епископы. 14 мая 2000 г. был рукоположен в сан священноиерея. Великим Постом следующего, 2001-го, года принял иноческий постриг с наречением имени Андриан. 29 апреля 2001 г. рукоположен в сан епископа Казанско-Вятского.
Епископ Андриан до избрания Митрополитом являлся самым молодым по хиротонии (посвящению в сан) епископом РПСЦ. Андриан за два с половиной года пребывания в своей епархии сумел наладить активную издательскую деятельность, провел молодежный епархиальный съезд. Он образован, умеет вести диалог с властями, с представителями других конфессий, вызывает симпатии молодого поколения.
Андриану предстоит решить много накопившихся задач — таких, как духовное образование и молодежное участие в жизни Церкви, координация реставрационно-строительной деятельности, решение проблем монастырей и иночества. Возможно, митр. Андриан несколько оживит «древлее благочестие».