Независимая газета | Екатерина Барабаш | 18.03.2004 |
Однако обиды не заставили себя ждать. Обиделись голливудские продюсеры-евреи, поклявшиеся оставить впредь режиссера без работы за оголтелый антисемитизм. Успели обидеться неевреи, усмотревшие в картине смакование кровавых деталей. Что до неприглядной роли евреев в смерти Христа, тут, откровенно говоря, возразить нечего. В Иудее действительно жили евреи, и было бы странно, если бы Христа распял кто-то другой. Правда, непосредственно убили Христа все-таки римские легионеры, поэтому наступит еще момент, когда обидятся итальянцы.
Перед нами — последние двенадцать часов жизни Христа, выписанные с тщательностью художественного биографа-анатома. Если бы две тысячи лет назад существовало документальное кино, «Страсти Христовы» вполне могли бы за него сойти. Возможно, ревностный католик Гибсон преследовал благородную цель — напомнить нам об истинных мучениях Христа. Ведь за пеленой лет страдания Сына Человеческого вызывают весьма умозрительное сострадание, с икон смотрит на нас измученный, но чистенький Христос. В фильме же на протяжении двух часов мы видим нечеловеческие издевательства, тело Христа растерзано плетьми с металлическими крючьями на кровавые лохмотья, лицо — кровавое месиво, один глаз вытек, другой заплыл, примерно полфильма Христос восходит на Голгофу — падая истерзанным телом в грязь, получая очередные страшные побои римских стражников…
Но не кажется ли вам странным факт, что появившаяся порядка тридцати лет назад рок-опера «Jesus Christ Superstar», мгновенно ставшая хитом, не вызвала и малой доли тех нареканий, что выпали на долю «Страстей…»? А ведь скандально-крамольное «Последнее искушение Христа» Мартина Скорсезе все-таки по части скандальности уступает фильму Гибсона. Или — «Евангелие от Матфея» Пьера Паоло Пазолини, пропитанное идеями Маркса? Причем во всех предыдущих случаях возмущались церковники, а теперь возмущение — сплошь светское. Почему, интересно?
Гибсон столкнул миф и реальность. А для мифа нет ничего страшнее, чем попытка смахнуть с него пыль времени, разогнать облако несуразиц и стереотипов, оставив лишь то, что хочется называть реальностью. Миф и реальность не могут существовать вместе, кто-то один непременно должен победить. Эта борьба, как правило, болезненна для тех, кто привык к мифу. Подобно археологу, Гибсон попытался оживить события 2000-летней давности, не привнося в рассказ ничего от себя. Но пока Христос оставался давно уже обезличенным Мессией, все были довольны. Как только из Мессии потекли кровавые слюни, на кончике носа замерла кровавая слеза, а окровавленные руки беззащитно и жалко затряслись от боли и слабости, он стал раздражать. Но Спаситель не может, не должен раздражать, его нельзя видеть в грязи и без глаза — вот что вывело из себя многочисленных ревнителей мифа. Пока толпа, распявшая Христа, была безликой, тупой и неблагодарной толпой, мы не имели к ней отношения. Как только толпа собралась из раз, два, три, четыре, сто, тысяча — но отдельных людей, каждый отдельно отвратительный в своей низости, вдруг вспомнили, что эти люди — евреи. Начались обвинения в антисемитизме.
«Страсти Христовы» оказались фильмом не про страсти и даже не про Христа. В большей степени он оказался фильмом про тех, кто пришел этот фильм смотреть. Пришли — и выяснили, что никто не хочет знать, как было на самом деле, всем хочется сказки. Боль и страдания, как правило, грязны, а нам хочется чистенького Спасителя, этакой расплывчатой фигуры в глубине веков с нимбом над головой.
Хитрый Гибсон устроил нам проверку на веру. И прошли ее далеко не все.
Поэтому-то скандал вокруг «Последнего искушения Христа» кажется теперь невинной перепалкой между Скорсезе и Церковью. Люди готовы простить вольную интерпретацию мифа, отход от всех канонов, наличие разнообразных трактовок образа, но только не игру в раздевание. Придумывай что хочешь, верти-крути, только не трогай всерьез. Гибсон, как ни кощунственно звучит, раздел Христа, раздел любимый многовековой миф, попытавшись влезть поглубже в клубок страстей Христовых тире человеческих. За что и получил — то ли суперрекламу, то ли анафему. Как бы там ни было, «Страсти Христовы» за три недели проката уже десять (!) раз окупились — фильм с бюджетом 25 млн долл. собрал 250 млн. Из известных актеров в фильме снялась лишь Моника Белуччи — в роли Марии Магдалины