Российская газета | Марина Кларисс | 12.03.2004 |
…Дорога в Новокузнецк и впрямь была бесовской. В шестом часу утра поднялась такая вьюга, что не было видно ни зги. Машину кидало из стороны в сторону, снег слепил глаза, а гнетущую темноту разрывал завывающий ветер. Свет фар не спасал от нулевой видимости, и существовала реальная угроза «поцеловаться» со встречным автомобилем. В голове мелькнула мысль: может, вернуться назад? Двести пятьдесят километров по такой погоде — дело нешуточное. Но переигрывать было уже поздно, к тому же попасть на отчитку в новокузнецкий храм Иоанна Воина можно только два раза в неделю, да и то в определенные часы.
В православном мире отчиткой считается специальная молитва (чин-служба Василия Великого), которая используется для изгнания злых духов в одержимых бесами людях. Далекому от религии человеку не совсем понятно, что, собственно, имеется в виду под словом «одержимость». По мнению церкви, одержим бесами тот, кто не в состоянии противостоять мирскому греху. Это может выражаться в любой навязчивой страсти, в том числе пьянстве, наркомании, лжи, распутстве. Либо — в тяжелых телесных недугах, которые врачи не в состоянии вылечить.
Хотя, если опять ссылаться на церковь, считается, что физическая болезнь — следствие болезни духовной. Говорят, что сегодня по-настоящему бесноватые люди встречаются редко. Их в основном держат в психиатрических лечебницах. А вот с впадающими в транс прихожанами во время отчитки столкнуться можно. Они начинают говорить разными голосами, лаять, мяукать, ругаться нецензурной бранью.
Узнав обо всем этом, мне захотелось воочию увидеть одержимых злыми духами и побывать в храме Иоанна Воина — единственном месте в Кузбассе, где разрешено совершать отчитку. Расположен он на самой окраине Новокузнецка. Недалеко от шахты «Зыряновская» открылась странная панорама. На возвышенности прямо изнутри старого одноэтажного барака вырастал резной храм. А рядом теснились неказистые домики шахтерского поселка.
Чтобы добраться к храму, необходимо преодолеть крутой подъем. Позже, когда я общалась с прихожанами, они мне рассказали, что осилить его дано не каждому. Верующие утверждают, что идущим к храму мешает бес. Однажды молодая мама со своим больным ребенком приехала из другого города на отчитку. Хотела подняться в храм, а сын вдруг упал и сломал ногу. Пришлось отложить посещение и везти его в местный травмпункт.
Богородица в окошке
Преодолев крутой подъем, я оказалась перед дверями храма. Справа возвышался холмик с православным деревянным крестом — его воздвигли в память о погибших шахтерах. А слева от меня крестилась женщина, кланяясь обыкновенному застекленному окну на первом этаже, что-то бормоча себе под нос и тихо всхлипывая…
Я внимательно присмотрелась к окну, но ничего там не увидела. Единственное, что удивило, — так это стекло, которое было вставлено в раму в виде деревянного оклада. Это потом, на обратном пути, я все-таки разглядела на стекле размытый женский образ. Правда, после того как мне рассказали о случае, который произошел несколько лет назад.
Однажды в октябре перед Покровом прихожане расходились после отчитки по домам. Солнце уже садилось, и его блики отражались в окне. Выйдя на улицу и обернувшись на храм, чтобы перекреститься, одна из женщин замерла на месте. Она отчетливо увидела на стекле образ Богородицы с младенцем на руках. Откуда он там появился — никто объяснить не мог. Да особо и не старался. Для верующих людей это был знак свыше. Первое время церковные служащие боялись даже мыть окно, думая, что сотрут образ. Но он был словно внутри стекла и от воды не исчезал.
Когда я вошла в храм, там уже шла отчитка. Отец Василий монотонно произносил молитву, стоя спиной к страждущим. Они же, сгрудившись в тесной комнате, держали в руках свечи и тягуче подпевали батюшке. Нигде не было видно того, кто бы лаял или мяукал, но отрешенное выражение лиц встречалось практически у всех. Отчитка шла на протяжении долгих шести часов, и народ все прибывал и прибывал. При мне к церковной служащей подошла женщина и поинтересовалась, можно ли пригласить батюшку к себе домой, чтобы он провел отчитку ее дочери. Девочке пятнадцать лет, а она уже полностью облысела, начали выпадать брови. Врачи не только не могли оказать ей помощь, но даже установить точный диагноз необычной болезни. Ей было сказано, что отец Василий проводит отчитку только в храме и никогда не выезжает на дом.
Во время чин-службы я услышала много историй и даже посмотрела книгу, где исцелившиеся от разных недугов прихожане описывали свое чудное выздоровление. Очевидцы рассказывали, что в храме побывала женщина, у которой прогрессировал зоб. На нее было страшно смотреть: глаза навыкате, распухшее лицо и вздутая шея. Во время отчитки из ее уст стали вылетать странные слова. Верующие утверждали, что ее голосом заговорил бес. Он проклинал батюшку, кричал, как им хорошо жилось без отца Василия, и накликал на него смерть.
Однажды во время службы в храм вошла женщина с цветами для отца Василия. Ей был поставлен диагноз — киста головного мозга, на это имелось официальное медицинское заключение. Ее готовили к операции. После многократной отчитки киста рассосалась.
Человек проходит через испытания, которые выпали на его долю, не на словах, а на деле. Когда все легко дается, разве мы это ценим?
От рака легких «таял» на глазах мужчина. Ему в грудь втирали освещенное отцом Василием масло, заказывали чин-службу. На месте втирания вышло синее пятно, хотя терли без нажима. Через некоторое время он стал кушать, пошел на поправку…
На отчитке во время помазания я обратила внимание на симпатичную девушку, которая с усердием растирала на лице масло. Она сказала, что приходит сюда снимать порчу: «Сначала мне было немного не по себе. Во время отчитки многие люди кричали, матерились, с ними происходили странные вещи. Но потом я к этому привыкла, стала относиться спокойно. И знаете, что я заметила, — после нескольких посещений меня сюда уже тянет».
Кого Бог любит, того и наказывает?
А вот что мне рассказал сам отец Василий, православный священник новокузнецкого храма Иоанна Воина:
— Я совершаю отчитку уже восьмой год и считаю абсолютным заблуждением тот факт, что избавиться от одержимости можно за один раз. Почему Господь посылает людям хвори и болезни? Чтобы испытать их. Как только человек начинает болеть (духовно или физически), он стремится вести праведный образ жизни, понимать истинные ценности и что-то менять в своем бытие, обращается за помощью к церкви. Человек проходит через испытания, которые выпали на его долю, не на словах, а на деле. И если бы после первой отчитки случалось чудо и все недуги разом уходили прочь, он быстренько бы возвращался в мирскую жизнь, опять к тем же грехам. Когда все легко дается, разве мы это ценим? Я сознательно отказался совершать отчитку индивидуально на дому, так как считаю это пагубной практикой. Человек должен пройти через выпавшее ему испытание самостоятельно. Сначала исповедоваться, причаститься, а потом уже прийти на отчитку. Почему люди становятся одержимыми? Потому что живут в грехах, не думают о своей душе. В итоге начинает болеть тело.
…Я ведь не сразу пришел к тому, что сейчас делаю. И если бы в свое время меня не поддержали архимандрит Макарий и отец Александр из нашего Преображенского собора и я не получил благословения владыки Софрония, то никогда бы не стал совершать отчитку. Когда-то я жил на Крайнем Севере, работал строителем, имел достаток, и моя семья ни в чем не нуждалась. Был псаломщиком в местном храме и не помышлял о том, что когда-нибудь стану священником. Более того, я в это не верил. Но Бог послал мне испытание: у нас серьезно заболела младшая дочь. Ей еще не было годика, когда у нее произошло кровоизлияние, пропало зрение, отказали ручка и ножка. Куда мы только ее не возили, каким врачам не показывали. В общем, дошло до того, что нам предложили от нее отказаться, сдать в интернат для умственно отсталых, потому что диагноз был неутешителен. Жена, узнав о том, что в Новокузнецке есть архимандрит Макарий, который проводит отчитку, поехала с дочерью к нему. А затем и я перебрался в Новокузнецк…
Вскоре наша дочь пошла на поправку, начала ходить, к ней частично вернулись зрение и речь. Она стала все понимать, но так и осталась блаженной. Говорят, что кого Бог больше любит, того и наказывает. Знающие люди нам сказали, что если бы к дочери вернулся разум, она бы, конечно же, ушла в мирскую жизнь. А так — она осталась ближе к Богу…
Мнения
Отец Михаил
РУКОВОДИТЕЛЬ СЕКРЕТАРИАТА ПО СВЯЗЯМ ЦЕРКВИ И ОБЩЕСТВА ОТДЕЛА ВНЕШНИХ ЦЕРКОВНЫХ СВЯЗЕЙ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА:
— Феномен «одержимости» многократно описан и, бесспорно, существует. В церкви есть соответствующая чин-служба, которая призвана избавлять людей от одержимости. Такой чин имеют право совершать только священники, имеющие большой пастырский опыт. И, конечно, с благословения епископа. Сколько у нас таких священников — неизвестно. Но, думаю, единицы. К сожалению, сейчас появилась мода на отчитку от бесов. Человек потерял уверенность в себе, испытывает неудачи на работе, болеет — и уже спешит считать себя одержимым, требует провести отчитку. А кое-кто, учитывая это, начинает устраивать массовые сеансы избавления от одержимости, хотя эта процедура скорее индивидуальная. Отчитка от бесов — очень специфическое лечение.
Отец Геннадий
НАСТОЯТЕЛЬ ДУХОВНОГО ПРАВОСЛАВНОГО СЕСТРИЧЕСТВА КЕМЕРОВСКОЙ ЕПАРХИИ:
— Я очень осторожно отношусь к отчитке. Я считаю, что этим должны заниматься люди высокой подвижнической жизни и святости, монахи, которые ведут аскетический, затворнический образ жизни, как отец Сергий в Троице-Сергиевой лавре. Меня, например, смущает, что отец Василий — женатый человек. Я думаю, что батюшка, который решил изгонять злых духов из одержимых бесами людей, должен отказаться от всего мирского, в том числе и от брака.
С другой стороны, это очень большая ответственность — принимать на себя чужие грехи, помогать людям бороться со злом, с которым они не могут справиться своими силами. Ведь правильно выполнять специальное чинопоследование может только духовно опытный человек. К тому же если прихожанин сам не стремится исправиться, то отчитка ему может только повредить. Я знаю случаи, когда люди впадали в исступление и набрасывались на батюшку. Были даже смертельные исходы.
В истории есть случаи, когда бесноватые жили на кладбище, в гробах или кидались ни с того ни с сего в огонь и в воду. Их заковывали в цепи и приводили в храм. Стоило батюшке выполнить отчитку, как одержимые успокаивались, бес выходил, и они становились нормальными людьми. Что же касается физических болезней, например рака, то я как человек, имеющий медицинское образование, не могу объяснить, как отчитка помогает страждущему избавиться от смертельной болезни.