Русская линия
Большой город А. Лютый08.03.2004 

Грех N4616

Говоря о современной судебной реформе, проводят аналогию с преобразованиями, предпринятыми в России Александром II в 1864 году. И действительно, сегодня у нас возобновлен суд присяжных, воссозданы институты мировых судей и судебных приставов. Государственные деятели и стражи порядка демонстрируют православие и народность, а некоторые особо продвинутые правоведы и вовсе советуют двигаться к истокам отечественной юриспруденции. Если не к Русской Правде Ярослава Мудрого, то хотя бы к высочайшему указу Петра I «Об обличении богохульников» 1722 года, по которому «кто имени Божию, или на честный крест, или на святых угодников хуление приносит и весьма в том обличен будет, тому язык раскаленным железом прожечь, а самого аркебузировать» (т.е. расстрелять).

Впрочем, успешно бороться с богохульниками можно и без внесения поправок в законодательство. Причем не только руками сочувствующих прихожан, но и силою действующего Уголовного кодекса. Для этой цели вполне пригодна статья 282 УК РФ «Возбуждение национальной, расовой или религиозной ненависти». В этой связи весьма показателен процесс по уголовному делу № 4616 в отношении участников выставки «Осторожно, религия!», которую 40 московских художников-постмодернистов имели неосторожность провести в январе прошлого 2003 года.

Давно замечено, что на художниках креста нет, чтобы в этом убедиться, достаточно сходить в Третьяковку и посмотреть на картину Перова «Сельский крестный ход на Пасху». Там такие непотребства намалеваны, что ужас берет. Впрочем — Бог им судья, художникам, в том смысле что за атеизм и отсутствие нательного креста в тюрьму пока не сажают. Оттого, видимо, совсем обнаглев, они и вывесили самые что ни на есть гадкие свои работы в Музее имени А.Д.Сахарова. Хорошо еще, что длилось это безобразие всего три дня, и мало кто из православных мерзость видел. Однако из материалов дела № 4616 явствует, что православные граждане богомерзкую выставку посещали и были ею шокированы, мало того, «…у гражданки О.А.Лочагиной от увиденного на нервной почве случился желудочный спазм». Видимо, поэтому она и отнесла в прокуратуру заявление с требованием привлечь организаторов выставки к уголовной ответственности. Однако поскольку никаких других общественно вредных последствий от выставки тогда еще не наблюдалось, заявление гражданки О.А.Лочагиной отклонили. Зато 18 января музей посетили шестеро серьезно настроенных мужчин, которые кощунственные с их точки зрения экспонаты тут же и изничтожили. Обеспокоенные работники музея вызвали милицию, а та, прибыв на место происшествия, погромщиков задержала. Тут и выяснилось, что задержанные вовсе не погромщики, а смиренные алтарники из московского храма Святителя Николая, что в Пыжах. Но закон есть закон, и в тот же день прокуратура по факту вандализма (порча имущества в общественных местах) возбудила уголовное дело, расследованием которого занялась следственная часть ОВД Таганского района ЦАО. Позже дело с вандализма переквалифицировали в хулиганство (грубое нарушение общественного порядка) и довели до суда.

И тут выяснилось, что действия алтарников — это не нарушение правопорядка, выражающее неуважение к обществу, а реакция гневного возмущения на осквернение святынь. Чего стоил один лишь крест, увешанный сосисками! В результате 11 августа 2003 года Замоскворецкий суд города Москвы всех подсудимых полностью оправдал, а возбуждение в отношении их уголовного дела признал незаконным.

Потерпевшая сторона (богохульствующие художники) опротестовывать решение суда не стала. И, как выяснилось, напрасно, потому что вскоре в Прокуратуре Центрального округа города Москвы вспомнили о желудочном спазме гражданки О.А.Лочагиной, к которой присоединились другие граждане, прямо указывающие на оскорбляющий их религиозные чувства характер представленных работ. Очевидно, и гневное возмущение алтарников храма Святителя Николая, вылившееся в действия, ранее квалифицированные таганскими милиционерами как хулиганство и вандализм, было теперь расценено как вредное влияние выставки. Быстро нашлась и подходящая случаю 282 статья, часть 2 — «Возбуждение религиозной ненависти, совершенное организованной группой». В результате бывшие потерпевшие немедленно превратились в подозреваемых, а по признакам состава преступления в отношении художников было возбуждено уголовное дело.

Как и полагается в таких случаях, стали производиться следственные действия: допросы, очные ставки, изъятия документов и вещественных доказательств. В результате у некоторых подследственных сдавали нервы, и они ударялись в бега. Чтобы не упустить главного злодея, организатора выставки гражданина Самодурова Ю.В., следователю прокуратуры пришлось даже принимать специальные меры пресечения — подписку о невыезде.

Для доказательства того, что представленные на выставке экспонаты богохульны и кощунственны, следствию пришлось прибегнуть к помощи знатоков, назначив комплексную искусствоведческо-психологическую экспертизу.


И экспертиза следствие не подвела, констатировав, «что экспонаты выставки действительно содержат унизительные характеристики по отношению к христианству и православию, используя специальные языковые, визуальные и звуковые средства, а также методы скрытого психологического манипулирования сознанием путем создания ассоциативных связей между сакральным и низменным. А основная идея выставки полностью дискредитировала религию, объявляя ее опиумом для народа и угрозой для личности и социальной общности». На основании заключения экспертов первой партии богохульников уже предъявлено обвинение, и они скоро предстанут перед судом. А там, глядишь, и по всей стране костры запылают.

Инквизитор по особо грешным делам Алексей Торквемада-Лютый
«Большой Город», N 6(90), 5 марта 2004


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru