Труд | 03.03.2004 |
— Евгений Александрович, забота России о соотечественниках за рубежом возведена в ранг государственной политики. В чем это проявляется?
— За последнее время я участвовал в нескольких международных конференциях, посвященных различным аспектам русской культуры, литературы, а также жизни русской диаспоры за пределами России. Общее впечатление таково: на постсоветском пространстве повышается тонус русской культуры, активизируется деятельность соотечественников, которые опираются на истинные ценности «русского духа», культурных традиций. А крикуны и авантюристы постепенно уходят в небытие.
— Каковы, на ваш взгляд, основные тенденции развития русских диаспор?
— Хочется обострить тему. Что, собственно, сейчас разделяет русскую и иные культуры, где общее, соединяющее начало? Иначе говоря, что же нам делать в сегодняшней ситуации, как обрести себя и не обидеть других? Будучи филологом, не могу не привести один литературный пример, который показателен для нашей духовной ситуации. Помните, в великом романе о Швейке поручик Лукаш, выступая перед солдатами-чехами, говорил им: «Да, мы чехи, но давайте не будем говорить об этом». Станем ли мы такого рода поручиками? Забудем ли мы то, что составляет суть нашей духовной индивидуальной и общей жизни? Не спорю, что существует большое многообразие мнений и точек зрения, в том числе и об отказе от своей национально-культурной идентичности. Что ж, каждый выбирает свое. Однако хочу заметить, что, предавая свой язык, язык своей матери, мы неизбежно что-то убиваем в себе и становимся — скажу прямо — хуже. Конечно, сермяжная правда не заключается только в том, что нам необходимо знать лишь свой язык и хвалить только свое «болото», как тот «кулик». Но есть основополагающие ценности, отказ от которых приводит к перерождению человека, к его деградации.
Мировой цивилизации в некотором отношении стала важна «русская идея». В развитии современного мира обнаружились губительные тенденции, связанные с принижением духовного начала, торжеством голой прагматичности. А русская культура всегда поднимала на щит идею спасения души, отрицание золотого тельца, эгоистической наживы. Помните, ни один сверхчеловек не выжил в русской литературе, все они понесли кару, духовное наказание. А современное человечество, очутившись на грани серьезных духовных катаклизмов, вдруг обнаружило потребность в духовной опоре, в истинных принципах. Поэтому «русская идея» так, как она была сформулирована у И. Ильина, Г. Федотова, Н. Бердяева, Л. Карсавина, жива нынче, и вряд ли уместно иронизировать по сему поводу.
— Ну, а кто должен быть носителем этих идей? Ведь далеко не всякий соотечественник владеет таким наследием.
— Тут следует говорить об ответственности интеллектуалов, политических лидеров, в целом интеллигенции за состояние мира, за уровень мысли сегодня. Недостаточно прикрыться только своим собственным видением идеала и принципов человеческого бытия. Надо активно противодействовать тому, что враждебно…
— Как это выглядит на практике?
— Недавно ко мне пришли студенты нашего отделения русского языка и литературы и заявили о желании создать общественную организацию — клуб по изучению русской культуры. Я с радостью поддержал инициативу.
Не так давно на кафедре открылась «Русская аудитория». А сейчас — обновленный читальный зал русской филологии. Нам, кстати, обещали тут помочь некоторые московские фонды, но потом о нас забыли. А у нас появился новый друг — акционерное общество «Дуетекана», руководители которого выделили серьезные деньги на ремонт помещений читального зала и книгохранилища, на новую мебель.
— Ваша кафедра — один из центров русской культуры Литвы. Есть и другие. Но известно, что некоторые русские организации республики претендуют на единоличное представительство интересов диаспоры…
— Складывается, на мой взгляд, не совсем нормальная ситуация, когда некоторые начинают говорить за всех и обо всем. Мало того, что это невозможно по интеллектуальным и моральным, так сказать, причинам, но и вполне прагматически, по существу. Настало время, тем более что оно совпадает с вхождением Литвы в Европейский союз, объединения русских организаций не под флагом какой-либо одной политической организации, а на базе широкой и свободной ассоциации максимального количества русских обществ и структур. Думаю, что объективно этот процесс назрел.
Беседу вела Юркявичене Елена.