Русская линия
Молодежь Эстонии Л. Лившиц02.03.2004 

Храм памяти

Но в книге памяти
с задумчивым вниманьем
Мы любим проверять
страницы о былом.
П.А.Вяземский

Памятник истории и искусства
В книге историка Сулева Мяэвяли «Памятники архитектуры и искусства Таллинна», изданной в 1986 году, старейшему христианскому храму города, православной церкви Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского посвящено всего несколько десятков строк. В конце автор пишет: «Нужно отметить, что богатые коллекции образцов изобразительного и прикладного искусства в наших православных церквях недостаточно изучены и ждут серьезного внимания специалистов».

В основном эти действительно богатые собрания старинных икон, алтарей, иконостасов, предметов церковного обихода работы русских мастеров сосредоточены в Преображенской и Никольской церквях Таллинна. Наша газета уже писала о реставрации ценнейшего иконостаса ХVII столетия в церкви св. Николая на ул. Вене крупнейшим специалистом Эстонии по иконописи художником Николаем Ивановичем Кормашовым. Сегодня эта длившаяся три года кропотливая работа практически завершена, и прекрасный иконостас, установленный в храме в 1686 году, предстал во всей своей первозданной красе. Этот иконостас — не единственная реликвия храма. К истории иконостаса, подаренного церкви московскими царями Иваном V, Петром I и царевной Софьей, а также серебряного подсвечника работы московских мастеров ХVI века — дара Бориса Годунова, мы еще вернемся, а сейчас о другом.

Точная дата возникновения на земле древней Колывани (как в русских летописях называли будущий Таллинн) церкви св. Николая неизвестна, но нет сомнения, что это первый христианский храм нашего города. Еще до прихода в эти земли рыцарей датского короля в 1219 году неподалеку от берега моря было подворье новгородских и псковских купцов, своему покровителю св. Николаю они и построили здесь церковь. За минувшие столетия она не раз испытывала невзгоды — от притеснений городских властей до пожара, после которого пришлось построить новую церковь у самой городской стены в окружении обывательских домов и конюшен. Иван Грозный среди причин Ливонской войны назвал и такую: «Немцы церковь в Колывани разорили и на церковном дворе пушечный двор и живодерню поставили, иконы Спасителя, досточтимых апостолов и мучеников сожгли и совершенно обесчестили».

Но кончались лихолетья, и вновь возрождался и оживал старый храм, призывая под свои своды всех, кто был предан православной вере, укреплял их дух и надежду.

Живая история древнерусской культуры
Есть храмы, где человека охватывает трепет от уходящих в поднебесье сводов, откуда льется чудесный таинственный свет, от огромных многоярусных иконостасов с темными ликами икон в резьбе и позолоте. Но есть храмы, в которых человека охватывает умиротворяющий покой и ощущение душевной радости и чистоты. Именно таков таллиннский Никольский храм. Давно замечена особенность старых храмов — физически ощущаемые даже равнодушными к религии людьми, будто испытывающие их чувства, видящие до глубины души взоры святых, учеников и сподвижников Христа и самого Вседержителя.

В церкви немало реликвий, которые делают храм особо почитаемым. Московские государи не только защищали Никольскую церковь от обид и притеснений, но и заботились о ее благолепии.

Щедрый на церковные деяния и вклады царь Борис Годунов не забыл и православную церковь в Колывани. И до наших дней как дорогой исторический памятник сохранился в храме большой подсвечник, на котором славянской вязью написано: «Повелением Великого Государя, Царя и Великого князя Бориса Федоровича всея Руси Самодержца… сделан бысть сей подсвечник к Великому Чудотворцу Николе в Колывань в первое лето государства его 7107» (это 1599 год).

87 лет спустя в храме был установлен новый иконостас, на нем дарственная надпись, ранее известная только из церковных архивов, а ныне раскрытая реставраторами, гласит: «Изволением Отца и споспешника Сына и совершения Святого Духа поновися сей храм во имя Святого Николая Чудотворца, града Колывани святыми иконами и церковным украшением, повелением… Царей Великих Князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, Великой Государыни… Царевны Софьи Алексеевны…в лето от создания мира 7194, от воплощения Бога Слова 1686». В некоторых публикациях о работах по реставрации иконостаса говорится, что это подарок Петра I, но будущий царь родился в 1672 году и в год освящения иконостаса ему было 14 лет, его брат, 20-летний Иван V был болезненным человеком и в делах управления страной не участвовал. Фактической правительницей России была деятельная и энергичная царевна Софья. Следует добавить, что иконы были написаны псковскими мастерами, и помимо своего священно-религиозного значения необычайно ценны как памятники иконописи ХVII столетия.

Из этой же надписи следует, что «… храм… поновися и другими церковными украшениями», но какими именно, неизвестно. В архивных документах рукою бывшего настоятеля и строителя существующего здания храма протоиерея Ионна Недешева помечена такая запись, списанная с креста: «Освятися алтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Божественный сей храм во имя… Николая Чудотворца… повелением Благочестивейших Государей, Царей… Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича… по Благословления святейшего Иоактима Патриарха Московского… в лето от сотворения мира 7196» (1688 г.). К сожалению, сам крест не сохранился.

В реликвиях церкви св. Николая — живая история, воплощенная в памятниках древнерусской культуры.

Намоленный храм
Каждый храм — это завещание потомкам из далекого прошлого, память о людях, что молились перед его иконами, людях, оставивших след в истории. Церковь на ул. Вене привлекала и привлекает верующих своей древностью (не здание, а храм), реликвиями и особой, какой-то доброй простотой. Во все века она была для прихожан и гостей города местом отдохновения души.

В июле 1714 года Петр Великий молился в этом храме, просил у св. Николая защиты и помощи в предстоящем морском сражении со шведским флотом. 27 июля (ст.ст.) у полуострова Гангут была одержана победа над шведами, в немалой степени решившая исход Северной войны. И когда после виктории в ревельскую бухту вошел флот во главе с флагманским кораблем «Ингерманланд», победителей встречали звоном колоколов. Не знаю, всех ли церквей, но не вызывает сомнения — колокола Никольской церкви по древней традиции гудели «во дни торжеств и бед народных». Молились в этом храме, бывая в Ревеле, императрицы Елизавета и обе Екатерины, император Александр I и другие русские цари.

В первой половине ХIХ века Ревель был модным столичным курортом. Пожалуй, кроме Пушкина и Лермонтова, здесь побывали все известные русские писатели, поэты и музыканты. Летом 1827-го в Ревеле отдыхали Сергей Львович и Ольга Пушкины, отец и сестра поэта, П.А.Вяземский, Антон Дельвиг, семья Карамзиных. Ну разве могли они не быть на богослужении 14 августа 1827 года по случаю освящения нового здания храма? В 40-е годы ХIХ века церковь посещал Ф.М.Достоевский, стаивал у всенощной. Бывали здесь на службах поэты Крылов, Тютчев, Языков, Катенин, Фет, Некрасов, писатели Лесков и Куприн. В 1904 г. на пасхальной всенощной стоял в этой церкви Александр Блок. В 20−30-е годы прошлого столетия, бывая в Таллинне, непременно посещал церковь поэт Игорь Северянин, слушал хор, прекрасного тенора Д. Смирнова и певицу Милицу Корьюс, прославившуюся позднее как исполнительница главной роли в кинофильме «Большой вальс». Слушая песнопения в Никольской церкви Таллинна, поэт думал о России. Может быть, здесь родились его удивительные строки:


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru