День (Киев) | Дмитрий Жиренко | 03.03.2004 |
По мнению директора Института философии НАН Украины Мирослава Поповича, которому предоставили возможность высказаться первым, не стоит удивляться ксенофобским настроениям различных народов. Это исходный звериный атавизм из далекого прошлого, но в то же время и признак чрезвычайно низкой общей и политической культуры современности. Что касается ситуации в Украине, то иллюстрацией может служить «шкала Богардуса» (предпочтения при выборе спутника жизни другой национальности). По последним данным Института социологии НАНУ, евреи у наших граждан на втором месте после русских и украинцев, рассматривающихся как единая группа, и других славянских народов. То есть, как заметил академик, предпочтение, например, полякам отдается реже, чем евреям. Это характеризует сложившуюся картину в Украине, где, в отличие от России, практически нет ультраправых политических движений. Но ситуация с газетой «Сiльськi в¦ст¦» дала понять, что и в Украине у антисемитизма периодически возникает «второе дыхание». Мирослава Поповича, по его словам, очень удручил тот факт, что некоторые украинские политики, которые допустили появление подобных публикаций в близком им по взглядам издании, «находятся на таком примитивном уровне ментальности». В то же время и в Европе четко прослеживается отход вправо массового электората, в первую очередь, по причине засилья эмигрантов с Востока.
«Украина и Израиль находятся между двух огней, между двумя супердержавами», — заявила президент Международного общества «Украина — Израиль» Лариса Скорик. Украина сейчас в том же положении, что и Израиль в 1948 году, когда этой страной была избрана прозападная внешнеполитическая ориентация. Следствием этого шага был крен СССР в сторону арабского мира и преднамеренное создание невероятных проблем Израилю в этом регионе. Сегодня точно так же любое явное движение Украины в сторону Европы и США всякий раз сопровождается антиукраинскими действиями. «Украина, по сравнению с „чекистской“ Россией, очень толерантно относится не только к евреям, но и к представителям других национальностей», — сказала Лариса Скорик.
Напомнив присутствующим, что Украина никогда не обвинялась в антисемитских выпадах, проректор Международного Соломонова Университета (МСУ) Леонид Мацих заострил внимание на событиях, происходящих в западной цивилизации, считающейся опорой и надеждой либерализма и демократии. Оказывается, далеко не все, что происходит в современной Европе, вписывается в рамки наших представлений о либерализме, демократии и толерантности. «Именно Западная Европа, как это ни парадоксально, сегодня стала одним из главных очагов самого радикального антисемитизма», — заявил проректор МСУ. Причем средоточием таких взглядов являются не футбольные фанаты, не посетители пивных или люмпены, а интеллигенция и профессура, не брезгующая провокациями против своих же коллег по университету. И это приобретает форму четко спланированной обструкции. Конечно же, по словам Леонида Мациха, всякий тоталитаризм чреват ксенофобией, но, как выяснилось, и либеральная государственная практика — отнюдь не панацея. Согласно статистике, сейчас страны, по праву гордящиеся своим демократическим развитием (Франция, Германия, Англия и даже Голландия), пополняют списки самых черных антисемитских эксцессов, а согласно последним опросам общественного мнения в Европе, Израиль — причина всех мировых проблем. Откуда такой настрой? Проректор МСУ считает, что в этой ситуации интеллигенция не должна оставаться в стороне. Ведь кто, если не она, должна формировать общественное мнение?
Говоря о происхождении антисемитизма, советник Посольства Государства Израиль в Украине Алик Надан подчеркнул, что практически не меняется ничего, остается та же основа. Однако сегодня нападки на еврея- индивидуума переходят на израильское государство в целом, причем используются более современные методы пропаганды. «Евреи вне Израиля намного менее чувствительны к проявлениям антисемитизма, чем окружающие их люди других национальностей», — заметил Алик Надан. Если бы сегодня не было такой политизации антисемитизма, проявления бытового антисемитизма не имели бы столь громкого резонанса. Хотя советник израильского посла не отрицал тот факт, что и со стороны евреев может демонстрироваться «излишняя чувствительность», ему в то же время обидно наблюдать пассивность и отсутствие адекватной реакции европейского сообщества в решении вышеперечисленных проблем. Необходимо понимать, что это проблема не ассимилированных евреев, а того общества, где они живут, потому что подобные враждебные взгляды в результате выльются в примитивные акты насилия по отношению к другим нациям. На этот счет советник Посольства Государства Израиль в Украине лестно отозвался о президенте Франции Жаке Шираке, который, как известно, откровенно осуждает антисемитизм и выступает за сохранение светскости собственной страны.
Сравнивая наше государство с европейскими странами, журналист Дмитрий Корчинский согласился с Леонидом Мацихом в том, что Украина — беспрецедентно толерантная страна. Хотя источники этой толерантности, вполне возможно, кроются в излишней индифферентности. Серьезные эксцессы, которых пока еще не было, вероятны по мере дальнейшей интеграции Украины в мировые процессы. Действительно, антисемитизм современной Европы, по мнению гостя, — это не классический антисемитизм прошлого, не прагматический антисемитизм Сталина, это новое явление академической среды — интеллигентский антисемитизм. И это связано не столько с увеличением количества мусульман в Западной Европе и вообще в мире, сколько с тем, что мы не понимаем мировые процессы ни в физическом, ни в социологическом смысле. А непонимание, естественно, порождает агрессию. Проще говоря, антисемитизм — результат упрощенного взгляда на окружающий мир. Дмитрий Корчинский опасается, что антисемитизм будет одной из наиболее популярных идей XXI столетия, и это, без сомнения, связано с активным распространением радикального ислама. «Мы живем в эпоху исламской революции», — констатировал он. Мировые религии будут творить XXI век вопреки технологиям или при помощи них. Сейчас очень легко создать радикальную экстремистскую группировку именно на принципах исламского фундаментализма. «Это легко, это технологично», — сделал вывод гость, добавив, что для мусульманского экстремизма антисемитизм является необходимой составляющей. Это большая опасность не только для евреев, но и для всех, поскольку антисемитизм плодит дальнейшее непонимание.
Очень трудно придумать для антисемитизма другую личину, считает исполнительный вице- президент Конгресса национальных общин Украины Йосиф Зисельс, но со сменой государственных форм и социальных моделей видоизменяются также и модели выживания народов. Поэтому для евреев важно, что Украина в качестве новой модели избрала суверенное государство с собственной политической нацией, ведь еще несколько десятков лет назад Украина была оплотом государственного антисемитизма в СССР. Только с помощью полноценного гражданского общества можно вытеснить антисемитизм на маргинес общественной жизни. Что касается европейского антисемитизма, то, по мнению Йосифа Зисельса, это культурный код западной христианской цивилизации. В эпоху Просвещения удалось смягчить акценты и наложить на эти стереотипы слой лака, который сегодня «снят» арабской эмиграцией и экономическими проблемами Европы. То есть, мы сегодня оказались перед лицом «нового европейского антисемитизма», суть которого осталась той же, что и несколько сотен лет назад. «Антисемитизм — это болезнь общества, и как социальному явлению ему место на обочине общественной жизни», — завершил свое выступление Й. Зисельс.
Участники «круглого стола» сошлись на том, что лекарства от этого социального явления не существует, но смягчить ситуацию может только наиболее просвещенная и цивилизованная часть общества любой страны, где налицо негативное отношение к евреям. Иными словами, все надежды возложили на интеллигенцию… В связи с этим нельзя не вспомнить известного американского экономиста Йозефа Шумпетера, который считал эту социокультурную группу наиболее реакционной и к тому же «закономерно заинтересованной в социальных волнениях"…
№ 38 03.03.2004 «День»