Русская линия
Радонеж02.03.2004 

Спас под березами

Леонид Данилович, приступая к работе, Вы ведь сознавали, что фильм с трудом пробьет дорогу на экран, к тому же многие из православных телевизор попросту не смотрят, считая его источником зла. Или художник и не должен задумываться об этом: «Делай, что должно и пусть будет, что будет»?

Л.Д. Эйдлин: Как раз потому мы и решились на этот труд, чтобы люди смотрели житейские истории, а не сериалы про братков. Да, два года ни один канал не брал наш фильм, в свое время Киселев на ТВ-6 в ответ на наше предложение сказал: «Нам этого не надо», хотя его редакторы и социологи, нужно отдать им должное, собрали положительные отзывы людей. Да и еще на стадии съемок мы обращались за поддержкой к Лужкову, но нам ответили, что культурная программа Правительства Москвы сформирована на много лет вперед. Фильм долго не запускался и я, конечно, волновался. Но в феврале 2002 года сценарий получил благословение Святейшего Патриарха. И жена мне не раз говорила в утешение: «Все будет хорошо, вот увидишь». И действительно, мы долго готовились, но сняли на удивление быстро. И во время трудной этой работы все же чувствовалась большая молитвенная поддержка.

Кто стал продюсером фильма?

Л. Э. Студия «2В» взяла кредит в банке и оплатила съемки. Они верили, что это нужно людям и будет востребовано. В результате Второй канал купил фильм и не пожалел об этом.

Леонид Данилович, к сожалению, премьера состоялась не в очень удобное время — 18 часов, без анонса, немногие ее увидели с самого начала, давайте обозначим тему киноромана…

Л.Э. Да, фильм должен был выйти на экраны в мае, но его поставили вместо другой премьеры на неудобное время. Знаю, что он будет повторяться. Речь идет о жизни возрождающегося прихода обычного городского храма. 12 новелл с теми же героями, а в центре событий — настоятель о. Георгий, которого и сыграл Ю.В. Беляев. Если не ошибаюсь, это первый положительный образ священника в истории советско-российского кино и ТВ. Жизнь семьи священника, судьба писателя-прихожанина, конфликт, который разыгрался на клиросе… Пересказывать — дело неблагодарное, думаю, повтор соберет большее число зрителей.

Как Вы обратились к этой теме?

Л.Э. Увидел литературный материал, заявку темы, поддержал ее автора, Никиту Ивановича Воронова. Он человек воцерковленный и я во всем ему доверялся, просто шел за ним. И актерский ансамбль, если вы заметили, у нас великолепный. Кто-то из моих знакомых сказал после просмотра, что и не знал о том, как много у нас хороших актеров. Они есть, но что им играть в той серости и чернухе, что заполонила телевидение? А у нас снялись замечательнейший Евгений Валерьянович Самойлов в свои 92 года, Г. Тараторкин, В. Золотухин, Н. Маркина и И. Муравьева, тоже люди верующие, И. Розанова, А. Белый — трудно всех перечислить, ну и, конечно, Юрий Беляев!

С выбором актера на роль отца Георгия Вы не ошиблись, но, если не секрет, что определило Ваш выбор?

Л.Э. Я его впервые увидел в картине В. Аристова «Порох» и был впечатлен. Позже он замечательно сыграл в моей картине «Эта женщина в окне». И у меня не было сомнений, кто будет играть священника. Точное «попадание» и актерское, и человеческое, что тут немаловажно. Когда я ему прислал заявку, первое, что он сказал: «Если нужно идти бороться за фильм, я готов».

Ю.Б. Этой истории уже три года, у меня был трудный период вынужденного отлучения от профессии по болезни. Было много времени для переосмысления жизни. И звонок Леонида Даниловича я воспринял как промысел Божий. На этой картине я хотел быть кем угодно: шофером, рабочим…Потому что понимал, что это материал с нравственной точки зрения экологически чистый. Охраняющий в человеке его внутренний мир, веру — все, что мы считаем опорой личности. Поэтому я предполагал, что любое мое участие в этом фильме будет мне на пользу. Но когда речь зашла о роли священника, я попытался отказаться, понимая, что не являясь канонически верующим. не имею на это права: уж слишком велика разница между мной, грешным, и священником.

Что вы имеете ввиду под словами «канонически верующий»?

Ю.Б. Ну я не так часто бываю у причастия, как надо бы, молюсь ежедневно, но дома, как умею. Есть любимые молитвы и святые, словом, как, наверно, большинство. Но содействовать этому фильму мне очень хотелось, я даже попытался самостоятельно искать продюсеров, правда, неудачно.

Юрий Викторович, знаю Вас как замечательного характерного актера, но образ необычный, как Вы и сами сказали, что же помогало в работе над ним? Ведь личного переживания не было, опирались на интуицию, с кем-то консультировались?

Ю.Б. В любом случае у меня есть извиняющее обстоятельство: этот персонаж пришел ко мне тогда, когда он мне был нужен. Я до сих пор с удивлением отношусь к сделанному и все же благодарен режиссеру, что он настоял на своем выборе. Правда, не мог без волнения смотреть на себя в сцене, где я в алтаре. Не могу избавиться от ощущения, что взял на себя грех, что не имею право туда входить.

Почему же, благочестивые миряне-мужчины могут входить, младенца воцерковляют в алтаре…

Ю.Б. Но я видел, что, действуя от лица персонажа, все же не справлялся с этим. Хотя мне позвонила одна знакомая и сказала, что ей трудно преодолеть себя и пойти в церковь, не боясь встретить непонимание или хуже того. А вот к такому священнику она бы пошла с полным доверием. Я не любитель комплиментов, но это мне было дорого и приятно. Ну, а поводыря в роли у меня не было, разве что всем нам очень помогал о. Сергий, настоятель церкви св. Симеона Столпника на Поварской.

Л.Э. К сказанному Юрием Викторовичем добавлю, что вот это ощущение недостаточности себя для роли было знакомо очень многим исполнителям, хотя они, повторюсь, замечательные актеры. Но предъявляли себе такой счет.

Оттого и все ваши герои получились не ходульными, они живые, со своими горстями, слабостями и их преодолением, это разрушает дурной стереотип о том, что православные — люди унылые, ограниченные. Вам удалось преодолеть это представление.

Л.Э. Слава Богу, но добавлю еще, что все удачи картины — не наши. Наши только недостатки. А духовным вдохновителем я считаю моего большого друга, ныне покойного архиепископа Саратовского Пимена. Долгие часы бесед с этим удивительнейшим, образованнейшим архипастырем, видно, не прошли бесследно для меня и для фильма. И если он поможет хоть кому-то впервые переступить порог храма, мы будем считать свою задачу выполненной.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru