Русская линия
Евразия25.02.2004 

«Старообрядцы поддерживают евразийство совершенно естественно..»
(Интервью епископа РПСЦ Аполлинария (Дубинина)

Интервью епископа Курского, члена Высшего Совета Международного Евразийского Движения владыки Аполлинария интернет-порталу Evrazia.org

Владыка Аполлинарий, насколько идеи евразийства совпадают с чаяниями ревнителей Старой Веры?

Прежде всего, хотел бы сказать, что идеи евразийства естественны для русских людей, живущих на необъятных просторах нашей страны. Даже не зная самого термина, они ощущают себя членами евразийского пространства, поскольку никогда не чувствовали себя полностью ни европейцами, ни азиатами.

К «евразийству» специально приходить не надо, поскольку не все могут выразить это научно — на мой взгляд, идея Евразии есть в душах людей, просто среди простых людей она находится на уровне бессознательного. Конечно, наиболее прочно русские традиции сохраняются среди древлеправославных.

Какую роль могла бы сыграть старообрядческая диаспора за рубежом в Международном евразийском движении?

Мне думается, что зарубежных древлеправославных старообрядцев нужно обязательно включать в международный евразийский процесс, поскольку, даже живя в какой либо стране, они чувствуют себя русскими, с тоской и любовью вспоминают свою историческую родину, и все, что происходит здесь, воспринимают очень близко. Если что-то не так — они переживают с болью в сердце, если все хорошо — они радуются. Как раз на них необходимо опираться в распространении евразийства за пределами России, потому что остальные заинтересованы в евразийстве научно или практически — старообрядцы же поддерживаю евразийство совершенно естественно. При этом следует учитывать тот факт, что, как и все наши соотечественники за рубежом, старообрядцы воспринимаю нашу внутреннюю ситуацию несколько наивно.

Планируете ли Вы знакомить свою паству за рубежом с Международным евразийским движением и его идеями?

Да, безусловно. Но планирую на понятном для паствы языке, поскольку, повторю, она воспримет суть совершенно естественно, с трудом воспринимая научные определения евразийства. На самом деле древлеправославные своими делами, неосознанно способствуют распространению евразийства за пределами нашей страны.

Считаете ли вы необходимым разработку неких упрощенных вариантов изданий о евразийстве именно для исповедующих Старую Веру за рубежом?

Это возможно, однако, сразу оговорюсь, что необходим дифференцированный подход для старообрядцев, живущих в разных регионах мира. Для древлеправославных, живущих в Европе и знакомых с общественно-политической ситуацией в России это одни тексты, — для живущих замкнутой жизнью в Латинской Америке — иные.

Расскажите о географии старообрядцев за рубежом.

К сожалению старообрядцев не так много, как хотелось бы, но и не так мало как кажется на первый взгляд. Ощутимо присутствие старообрядцев в Европе и прежде всего в Румынии, Болгарии и Польше. Кроме того, небольшие общины есть в Германии, во Франции и других странах.

Относительно тесно поддерживают контакты с Россией в Северной Америке и Канаде, потому что там есть все необходимые средства связи.

Большое внимание необходимо уделять старообрядцам, живущим в Латинской Америке, Австралии и Новой Зеландии, поскольку очень редко кто-либо приезжает оттуда, либо встречает гостей (чаще гостя) из России. В основном это пересылка литературы, печатных изданий. Изолированное их жительство наложило определенный отпечаток: необходимо сначала начать информационную деятельность, а потом уже проводить личные встречи

Как вы относитесь к идее съезда старообрядческих согласов с обсуждением общих актуальных проблем старообрядчества? Какие задачи ставить перед подобным съездом?

Я отношусь с большим вниманием к этой проблеме и у меня есть целый ряд идей и вопросов для обсуждения: ·

Главный вопрос съезда — как сохранить в современных условиях старообрядчество как религиозный и социокультурный этнос? ·

По возможности не поднимать догматических, канонических и обрядовых вопросов, при обсуждении мнения каждого из участников. ·

Пригласить максимально большое количество представителей старообрядческих течений в стране и за рубежом (Румыния, Польша, Болгария, Белоруссия, Украина, Прибалтика, США, Канада, Латинская Америка, Австралия, Новая Зеландия и др.), ученых исследователей старообрядчества из Германии (Институт славистики — Эрланген и др.), Румынии (Общество липован), США; отдельных ученых из Франции, Финляндии, Японии, ученых из России (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Пермь, Ярославль). ·

Рассмотреть феномены сохранения старообрядческих общин в таких странах, как Румыния, Турция, Парагвай, Аргентина, Бразилия и растворения старообрядческих сообществ в Германии, Франции и др. ·

Проанализировать геополитические условия выживания старообрядческих общин (на примере устойчивого проживания в Китае и кратковременного — в сходных условиях в Японии). ·

Демократия и старообрядчество в России: неустойчивость, размывание крепких устоев при явном отсутствии образа гонителя. В связи с этим — анализ опыт выживания старообрядчества в демократических США. ·

Исторический опыт единоверия: неудавшийся эксперимент или долгосрочная программа,

«Евразия», 24 февраля 2004 г.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика