Русская линия
Труд Н. Лескова25.02.2004 

В гости к апостолу
Корреспондент «Труда» побывала в пещере, где две тысячи лет назад скрывался от римских гонителей один из апостолов Христа — Симон Кананит

В Новом Афоне (это, напомним, в Абхазии) есть храм, построенный во времена раннего христианства — почти 15 веков назад. Он назван именем Симона Кананита, к иконе с его изображением идут паломники со всего света. Это небольшое крестово-купольное сооружение из серого камня, в алтарной части которого покоится прах самого святого. Во всяком случае в этом здесь никто не сомневается. «Симон Кананит считается покровителем Абхазии, потому что проповедовал в этих краях, — рассказал настоятель Ново-Афонского монастыря о. Дорофей. — Не вызывает сомнений: это реальное историческое лицо».

Священнослужитель имеет основания так утверждать. Когда-то, еще до грузино-абхазского конфликта, он окончил Сухумский университет, собирался стать агрономом. Война, гибель друзей перевернули его мировоззрение. Он поехал учиться в Россию, окончил сначала Московскую Духовную семинарию, затем академию, стал историком-богословом. И темой диссертации выбрал историю раннего христианства.

— Симон был родом из Каны Галилейской, отсюда и прозвище, — продолжает о.Дорофей. — Он был человеком среднего достатка, работал каменщиком и плотником, имел жену и детей. Все изменилось, когда познакомился с Христосом. Симон поверил этому удивительному, светоносному человеку, бросил все и пошел с ним. Позже стал одним из учеников Спасителя, подружился с апостолом Андреем Первозванным. Скрываясь от римских легионеров, Симон и Андрей попали на Кавказ. Симон остался на территории теперешней Абхазии, Андрей пошел дальше, в сторону современной Аджарии. Существует даже предание о том, что Андрей Первозванный якобы стал жертвой скифов-людоедов, обитавших в этих краях. Но это из области легенд. А вот о судьбе Симона достоверно известно многое.

Собеседник говорит, что предки абхазов любили этого человека и доверяли ему, хотя их языческие взгляды были далеки от его христианских идей. Приносили в горную пещеру, где он жил, хлеб, сыр и вино. Вероятно, он прожил в этих краях не менее 20 лет. Дело было в I веке нашей эры. В древних абхазских притчах сохранились упоминания о Симоне, который лечил прикосновением руки различные недуги, брызгал святой водой на больное место, читал молитву на незнакомом языке — и все проходило. Именно Симон Кананит стал первым миссионером, который начал крещение местных жителей.

Точно не известно, кто выдал местонахождение удивительного лекаря римлянам, только однажды они нашли пещеру, где он скрывался, и обезглавили его. Все это было проделано с особой жестокостью на глазах у местных жителей. Если верить преданиям, келья, где молился Симон, наутро была залита кровью, но самого чужеземца там не нашли. Абхазы вспомнили о том, что он предрекал бессмертие и вознесение на небо, и решили, что так оно и случилось. Они завалили вход в пещеру валуном и несколько столетий оберегали от посягательств.

Путь к знаменитой пещере неблизкий: от монастыря приходится долго подниматься в гору. Узкая крутая тропинка то упирается в скалы, то зависает над пропастью. Дух захватывает. А ведь Симону приходилось проделывать этот путь не один раз на дню… Когда кажется, что конца этому не будет, под ногами вдруг появляются аккуратные каменные ступени, ведущие к арке в скале. Над входом — каменный крест. Потолок такой низкий, что поневоле приходится кланяться этому кресту.

Обитель Симона Кананита не отличается роскошью. В углу — медвежья шкура, на такой мог спать проповедник, рядом — место, где он молился. Сейчас здесь небольшой иконостас с множеством горящих свечек. Центральная икона — с изображением святых Симона и Андрея. Здесь же — несколько бутылок с ключевой водой, которую монахи приносят из Афона специально для уставших в дороге путников. Те, кто находит силы проделать этот путь, кладут у подножия иконостаса деньги и записки, прося о сокровенном. Без всякого присмотра здесь лежат десяти-, сторублевые купюры, есть бумажки достоинством 500 и даже тысяча рублей.

— Монахи поднимаются в пещерный храм раз в неделю, — поясняет о. Дорофей. — Забирают пожертвования и записки, молятся за тех, кто их написал. Нередки случаи, когда люди спустя годы возвращаются в монастырь и рассказывают, что после молитвы в келье Симона Кананита исполнились их сокровенные желания, совершилось чудо, о котором могли только мечтать. У одной женщины выздоровела безнадежно больная дочь, у другой, незадолго до этого потерявшей сына, в 45 лет родилась двойня… Для нас же это не чудо, а радостное сознание благодати Господней.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru