Свет Евангелия | 23.02.2004 |
— Прежде всего, я хотел бы сказать, что ценю сам факт того, что я был принят на аудиенции Патриархом Алексием II. Это само по себе — хороший знак, ибо с самого начала не было ясно, состоится ли встреча вообще. Я очень благодарен ему за то, что он уделил мне столько времени — мы беседовали полтора часа. Второе, что хотелось бы отметить — я всегда ценю, когда человек говорит искренне. Он разъяснил свою позицию, однако то, что он сказал в начале встречи, когда присутствовали журналисты, не стало для меня новостью. Потому что мы слышим это уже многие годы. Все это было повторение, поэтому мне оставалось только сказать то, что я говорил всегда. Я сказал его Святейшеству: «Спасибо за разъяснение, но я могу Вас заверить, что Святейший Престол остается на своих позициях, то, что провозгласил II Ватиканский Собор, остается действительным до сих пор, мы считаем Православную Церковь Церковью-сестрой и хотим братских отношений. Об этом я говорил духовенству на встрече в кафедральном соборе, на встрече с епископами я напомнил о документе комиссии „Pro Russia“. Конечно, я знаю, что есть отдельные лица, которые не соблюдают этих постановлений, но так было всегда — невозможно контролировать всех. Прозелитизм в России — это не наша политика и не стратегия, более того, он противоречит полит! ике Святого Престола. Необходимо различать случаи, когда православный хочет стать католиком по своему выбору. Но подобное случается и у нас — есть католики, которые переходят в Православную Церковь. Конечно, нас такие случаи не радуют, но мы должны признавать религиозную свободу, свободу совести». Патриарх также коснулся вопроса о создании кармелитского монастыря под Нижним Новгородом. Я мог только ответить, что узнал об этом несколько дней назад, потому что священник подошел ко мне во время приема в кафедральном соборе. Я ответил ему: во-первых, нужно иметь разрешение католического епископа, во-вторых, нужно проконсультироваться с Московским Патриархатом. То же самое ему сказал нунций. Не знаю, был ли священник рад услышать это, но как бы то ни было, он согласился.
— Уточните, пожалуйста, священник должен получить консультацию или разрешение в Патриархате?
— Нет, безусловно, речь не идет о разрешении. Мы — самостоятельная Церковь, поэтому речь идет о консультации, чтобы принять во внимание аргументы православных. Это кажется мне обязательным. Того же самого мы ожидаем от православных: когда они собираются сделать что-нибудь на Западе, они не могут делать этого, не обсудив предварительно с нами. Тогда можно все сделать мирно и дружно. Что же касается российских греко-католиков, то я заверил его, что Святой Престол решительно против создания параллельных иерархических греко-католических структур в России. В России есть греко-католики, и они, разумеется, имеют право на пастырское окормление, но руководить им должны епископы латинского обряда. Это очень важно. Я также сказал местным епископам, что они должны заботиться о греко-католиках, не предоставлять их самим себе.
— А как с Греко-католическим Патриархом на Украине?
— Об этом перед своим визитом в Россию я беседовал со Святейшим Отцом и Государственным секретарем Святого Престола кардиналом Анджело Содано. Неделю назад до нашего сведения была доведена позиция РПЦ и других православных Церквей по этому вопросу. Я заверил Патриарха, что мы серьезно отнесемся к этим аргументам при принятии решения. Мы не хотим прерывать отношения с православными Церквами, напротив, мы хотим укреплять эти отношения. Мне показалось, что Патриарх был удовлетворен такими словами. Я также сказал, что в ответах православных Церквей утверждается, что Святейший Отец решил создать Греко-Католический Патриархат, однако, на самом деле, Папа пожелал поручить мне только провести консультации по этому вопросу. К настоящему моменту никакого решения не принято. Теперь у нас есть аргументы православной стороны, мы их будем изучать, но ни в коем случае не прекращать наших отношений.
— Вчера один православный священник, специалист по Католической Церкви, заявил журналистам, что для православного мира недостаточно, чтобы мнение Церквей было просто принято во внимание Ватиканом, пусть даже самым серьезным образом. По словам этого священника необходимым условием установления Патриархата является согласие Православных Церквей. Приемлема ли такая позиция для Святого Престола?
— Послания от православных Церквей пришли неделю назад, поэтому нужно подождать некоторое время для ответа на них. Это первое. Второе, мы принимаем решения автономно, и они принимают свои решения автономно. Такие ответы носят рекомендательный характер, мы принимаем их во внимание, чтобы не прекращались отношения. Окончательное решение всегда принимает Святейший Отец, я не могу этого сделать.
— Каков будет состав будущей смешанной комиссии, о создании которой говорилось во время вашей встречи с митрополитом Кириллом?
— Да, это был один из пунктов нашего обсуждения, потому что он упомянул о прозелитизме, и я ему сказал: «Давайте создадим комиссию, чтобы обсудить конкретные случаи. Мы не можем говорить о прозелитизме в общем смысле». Эта комиссия будет создана на местном уровне Конференцией католических епископов и Московским Патриархатом, в нее будут включены наблюдатель от католической общины Москвы, представитель Патриархата и наблюдатель от Рима. Подробности еще нужно обсудить, но уже можно сказать, что комиссия будет носить рабочий характер. Я планирую познакомить с этим замыслом архиепископа Тадеуша Кондрусевича.
— За несколько дней до Вашего визита в Москву в газете «National Catholic Reporter» появилось интервью священника-иезуита Тафта, где он жестко критикует Московский Патриархат. Как Вы относитесь к этому тексту?
— Что касается о. Тафта, то я еще до своего приезда в Москву написал письмо митрополиту Кириллу, в котором говорится, что интервью о. Тафта ни по форме ни по своему содержанию не соответствует позиции Святого Престола. Я как председатель Папского Совета по содействию христианскому единству выражаю сожаление в связи с публикацией такого текста и заявляю, что мы стремимся к мирным и братским взаимоотношениям с Православной Церковью. О. Тафт не занимает никаких официальных должностей, в настоящее время он — профессор на покое. Его интервью — дело его совести, я не могу нести ответственность за его частное мнение. То, что он говорил — это не наша позиция и не наш стиль.
— Вы упомянули об очень важном документе комиссии «Pro Russia», который год назад по просьбе Апостольского нунция мы перепечатывали в приложении «Roma locuta». Не пришло ли время Папскому Совету опубликовать пояснения к этому документу? Ведь за двенадцать лет накоплен определенный опыт консультаций с православными архиереями и священниками на местах
— В своем докладе, прочитанном в кафедральном соборе, я стремился объяснить этот документ. Поскольку нунций сказал мне, что этот документ забыт в России, я говорил о нем на встрече с духовенством и на отдельной встрече с епископами России. Я подарил каждому епископу экземпляр документа — на русском, итальянском и английском языках, чтобы каждый мог свободно прочесть его. Да, это основа, «Великая Хартия», которую обязательно нужно применять к жизни, однако Рим не может предусмотреть все детали, это — обязанность местных епископов. В своем докладе я объяснил его, а на встрече с епископами обсудил некоторые пункты.
— Однако окажется ли этого достаточно? Например, сегодня архиепископ Кондрусевич рукоположил двух диаконов. Не нарушил ли он ноту комиссии «Pro Russia», потому что он не проконсультировался по поводу рукоположений с Православной Церковью. Есть ли критерии для различения — какие вопросы нужно обсуждать с православными, а какие — нет?
— Я не могу сейчас составить исчерпывающий список. Епископ должен проявлять чуткость в таких вопросах. Безусловно, он не должен «получать разрешение» на рукоположение, однако это было бы уместно в случае, если православный священник захочет стать католиком, но его не надо рукополагать заново, потому что мы признаем таинства и принимаем священников в сущем сане. В этом случае православный священник должен быть обязательно проинформирован, священник не может оставаться в приходе, где он служил, и т. д.
— Многие журналисты в эти дни интересовались, почему архиепископ Кондрусевич не включен в переговорный процесс, почему он не сопровождал Вас во время экскурсии в Лавру, к другим достопримечательностям. Некоторые из них даже выдвигали предположение, что он очень скоро будет смещен…
— Нет-нет, это абсолютно ложное впечатление. Я был приглашен Конференцией епископов, и первый день своего визита полностью посвятил встрече с поместной католической общиной, священниками и епископатом. Во встречах с митрополитом Кириллом и Патриархом Алексием архиепископ Кондрусевич не участвовал, поскольку встречи проходили на уровне представителей Святого Престола — поэтому присутствовал нунций, а ординария не было. Могу Вас заверить, что митрополит был полностью проинформирован о переговорах. Как только появится еще какая-нибудь информация, она сразу будет передана ему.
— Мы беседуем с Вами уже после того, как состоялись запланированные рабочие встречи. Как Вы оцениваете предварительные итоги Вашего визита? Можно ли сказать, что в отношениях между Католической и Русской Православной Церквами начата новая страница?
— Я надеюсь на это, как надеялся в самом начале визита. То же самое я сегодня сказал Патриарху, а ранее — митрополиту Кириллу. Конечно, сейчас невозможно дать исчерпывающий ответ, но мы будем продолжать диалог на разных уровнях, теперь и в создаваемой совместно комиссии. Я надеюсь, как надеется и Святейший Отец, что Церкви будут следовать по стезе примирения и единства, поскольку в современном мире столько конфликтов. Я подчеркнул и на сегодняшней встрече, что Церкви должны сотрудничать в Европе. Ведь у Русской Православной и Католической Церквей общие гуманитарные и христианские ценности, а они в современной Европе поставлены под вопрос, поэтому недостаточно, если мы буем действовать в одиночку.
— У Вас намечены даты будущих встреч с митрополитом Кириллом?
— Пока нет. Надеюсь, что официальные встречи между Папским Советом по содействию христианскому единству и Московским Патриархатом будут регулярными, как это было до 1999 г.
— Как Вы оцениваете инициативы отдельных иерархов, представителей западных церковных общин, которые, стремясь проявить дружбу и уважение к РПЦ, как кажется, забывают о существовании Католической Церкви в России?
— Я всегда выражаю желание, чтобы программа посещения Москвы западными делегациями, обязательно предусматривала знакомство с поместной католической общиной. Сам я, когда приезжаю в Россию, всегда помню о российских католиках. Встречи таких делегаций не носят официального характера. Я не очень симпатизирую подобным частным встречам.
— Вы довольны освещением своего визита в СМИ? Некоторые журналисты считают, что Вы избегаете их
— Неправда, уже по прибытии, в аэропорту я обратился к журналистам с заявлением. Журналисты сопровождали меня в поездках, многие пришли на конференцию в кафедральный собор. Вчера я все утро давал интервью, некоторым я дал письменные ответы на вопросы. Я не избегал контактов с журналистами.
— Большое спасибо, Ваше Высокопреосвященство, за Ваш визит в Москву. Он очень важен для нас и является знаком надежды на лучшее будущее не только в отношениях на высшем уровне, но и в поместной общине. Сегодня во время мессы рукоположения диаконов некоторые спрашивали, где же кардинал…
— Видите ли, даже кардинал не обладает способностью билокации, я не могу быть одновременно в двух местах. Во время мессы рукоположения, на которую меня приглашал архиепископ и на которую очень хотел прийти, у нас были с православными другие дела.
Беседовали Виктор Хруль и Ольга Карпова
Москва, 22 февраля