Росбалт | Александр Юрьев | 19.02.2004 |
«Росбалт» публикует статью профессора СПбГУ Александра Юрьева, предложившего свой взгляд на эту проблему. Отказавшись от узкого экономического понимания конкуренции, он приходит к выводу, что сегодня у нас далеко не всё в порядке с тем главным ресурсом, без которого о конкурентоспособности страны говорить не приходится…
Александр Юрьев — доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой политической психологии Санкт-Петербургского государственного университета.
Конкуренция сегодня в России понимается ошибочно, или неполно. Ошибка заключается в буквальном толковании конкуренции, которое было занесено в Россию учебниками типа книг Филиппа Котлера «Основы маркетинга», Пола Хейни «Экономический образ мышления» и т. п. Они блестящим образом разъясняют «экономическую конкуренцию», но ничего, естественно, не говорят о «конкуренции политической». Читатели таких учебников ничего не узнают о том, что экономическая конкуренция является частным случаем политической конкуренции, а проблемы государства решаются только лишь на уровне «политического образа мышления». Но учебники по политической конкуренции у нас не переводят, и для нас их не пишут.
В бытовом, всем известном русском языке принято понимать под конкуренцией «соперничество, борьбу за достижение наивысших выгод, преимуществ. Конкурировать, значит соперничать, состязаться, добиваясь первенства» (Ожегов). При всей ясности таких определений, надо считаться с тем, что теория конкуренции ушла так же далеко вперед, как мобильная телефонная связь ушла от размахивания факелами на сторожевых вышках 15 века. Пол Хейни намекает, что «конкуренция — это процесс, в котором участвуют конкуренты». Кто же такие эти конкуренты?
Вся мудрость конкуренции заключается, как пишет Хейни, в том, что разрыв между ценой блага и предельными затратами на его производство является источником потенциального преимущества. А далее он признается, что поскольку конкуренция имеет тенденцию перераспределять доходы от поставки блага в пользу покупателей и других поставщиков, фирмы часто стараются заручиться государственной поддержкой в устранении конкурентов, нередко проявляя исключительную изобретательность и добиваясь великолепных успехов в софистике. Это означает, что по представлениям «экономического образа мышления», побеждает в конкуренции товар, фирма, страна за счет изобретательности, изощренности, дальновидности людей, осуществляющих конкуренцию, и добивающихся признания худшего лучшим, невозможного возможным, безобразного прекрасным, недопустимого допустимым.
Поскольку это неверно, то всё далее излагается с точки зрения политического образа мышления.
Экономическая конкуренция не признает главного
Государство называется великим в том случае, если на международных рынках оно конкурирует системно — т. е. по всем направлениям мировой цивилизации одновременно. Только государство может обеспечить поддержку конкурентоспособности всех своих ресурсов, потому что любая, даже гигантская монополия, может поддержать лишь два-три государственных ресурса за пределами экономической конкурентоспособности. Предназначение государства и заключается в поддержке системности и тех «длинных, холодных ресурсов», которые окажутся самыми «короткими и горячими ресурсами» через 20−50 лет. Так было с литературой, космонавтикой, авиацией, средствами связи и т. д. Целесообразность экономического образа мышления питается целенаправленностью политического образа мышления.
Система политических ресурсов страны состоит из ключевых составляющих современной европейской цивилизации. Проблема в том, что только часть этих ресурсов имеет признание и поддержку «экономического мышления», а другая часть, без которых они не существуют, подавляется.
К числу признаваемых ресурсов относятся следующие:
1. финансовые ресурсы: золотовалютные резервы и международное признание их ценности и организационных инструментов для управления ими;
2. сырьевые ресурсы: природные ископаемые, энергоносители, продукты сельского хозяйства, почва (гумус), питьевая вода, леса и т. п.;
3. административные ресурсы: эффективная система власти, научно, технологически и законодательно соответствующая глобальным изменениям в мире. Эффективность означает минимальные затраты материальных и временных ресурсов для сохранения численности и качества человеческих ресурсов страны. Эффективная система власти является таким же продуктом науки и технологии, как, например, авиастроение.
Под административным ресурсом экономический образ мышления ошибочно понимает поддержку государственных и политических органов, позволяющую устранять конкурентов, имеющих более конкурентоспособный ресурс.
К числу формально признаваемых ресурсов страны, которые являются неотъемлемой частью ее конкурентоспособности, но которые «экономический образ мышления» не рассматривает в качестве ресурсов относятся следующие:
4. культурные ресурсы: высший уровень всей государственной политики и экономики — такие смысл жизни в России, ценности жизни в России, цели жизни в России, которые признаны гражданами страны, и ради которых в России стоит жить, страдать, жертвовать своей жизнью; воспроизводятся культурные ресурсы инструментами литературы, искусства, архитектуры, системы образования, поддержкой семьи и т. д.;
5. моральные ресурсы: вера в свою страну, надежда на ее успех, любовь к своим согражданам, чувство долга перед государством, обязательные для сохранения, упрочения и продолжения жизни своего народа на своей территории вопреки противодействию конкурентов, вызовам времени; моральные стандарты государства должны быть выше моральных стандартов населения, сегодня же всё наоборот;
6. информационные ресурсы: архивные документы, данные археологии, этнографии, исторические исследования, подтверждающие право народа занимать свою территорию и именоваться государством; библиотеки закономерностей природы и общества, и технологий их применения для создания конкурентоспособных продуктов; результаты исследований, опережающих глобальные изменения в мире для внесения инновационных изменений в качество своих конкурентоспособных ресурсов.
Только при наличии конкурентоспособных 4,5,6 ресурсов появляются главные цивилизационные ресурсы страны — 7,8,9, обеспечивающие конкурентоспособность 1,2,3 ресурсов.
7. научные ресурсы: инновационные сведения, опережающие аналогичные сведения конкурентов по всему спектру глобальных изменений в мире: в научной картине мира, в фундаментальной и прикладной науке, определяющей уровень производства конкурентоспособных ресурсов и социальной жизни страны;
8. технологические ресурсы: знания, умения и навыки производства любых товаров и материалов для жизнеобеспечения страны на современном инновационном уровне; наличие необходимого оборудования, системы подготовки профессиональных кадров для преобразования инновационных знаний, умений и навыков в материализацию конкурентоспособных ресурсов;
9. человеческие ресурсы: количество и качество людей, пригодных по своим медицинским, психологическим, интеллектуальным, культурным, профессиональным параметрам для конкурентной борьбы — определяются восприимчивостью к инновационным знаниям, умениям и навыкам, обеспечиваются наличием у государства концепции конкурентоспособного инновационного человека, технологии его воспроизводства и специалистов по воспроизводству человеческих ресурсов.
Человек в числителе, все остальное — в знаменателе
Сама территория, как бы велика и богата ресурсами она ни была, не является участником процесса конкуренции. Территория вступает в конкуренцию с другими территориями только при наличии достаточного количества людей, постоянно живущих на ней, считающих ее своей Родиной, сформировавшихся на ее культуре и истории. Только эти люди способны первичные ресурсы территории освоить и трансформировать их в конкурентоспособные ресурсы более высоких порядков. Поэтому конкурентоспособность населения страны и есть конкурентоспособность государства. Это значит, что при минимальных природных и иных ресурсах побеждает в соперничестве та страна, которая имеет более конкурентоспособное население.
Конкурентоспособность государства исчисляется как частное от деления мощности человеческих ресурсов на произведение всех остальных ресурсов страны.
Человеческие ресурсы
--------------------------------------------------------------------------------= Коэф.к.с.
Сыр. x Фин. x Мор. x Инф. x Технол. x Науч. x Адм. x Культ.
Если человеческие ресурсы (числитель) меньше, чем произведение всех иных ресурсов страны (знаменатель), то коэффициент конкурентоспособности страны становится менее единицы. В этом случае страна проигрывает в конкурентной борьбе своим мировым соперникам, которые осваивают ее природные ресурсы на условиях, выгодных для себя и невыгодных для страны-собственника этих ресурсов.
Если человеческие ресурсы (числитель) больше, чем произведение всех иных ресурсов страны в знаменателе, то коэффициент конкурентоспособности становится более единицы, что предполагает победу в конкурентной борьбе с другими странами-владельцами аналогичных или иных ресурсов.
Надо иметь в виду, что отсутствие только одного из девяти ключевых цивилизационных ресурсов (т.е. равное нулю), делает конкурентоспособность владельца ресурсов ничтожной. Ноль человеческих ресурсов превращает страну в «ничейную территорию», вроде территории Антарктиды, которую можно захватить и освоить извне. Ноль любого из восьми природных и культурных ресурсов (умножить на ноль — получить ноль, а на ноль делить нельзя) делает отдельные, самые ценные природные и другие ресурсы, совершенно неконкурентоспособными.
Самыми существенными выводами из формулы конкурентоспособности страны является следующие:
— Любые ресурсы страны делает конкурентоспособным человек. В отсутствие человека никаких конкурентоспособных ресурсов не существует.
— Отдельно взятые, самые ценные ресурсы, утрачивают свою конкурентоспособность вплоть до ее полного исчезновения в отсутствии других цивилизационных ресурсов.
— Мера конкурентоспособности страны определяется полной системой конкурентоспособности всех ее ресурсов.
— Каждый конкурентоспособный ресурс существует как результат поддержки всей системы других конкурентоспособных ресурсов страны.
(Окончание следует)