Совершенно секретно | А. Макаркин | 19.02.2004 |
Россияне в этом не одиноки — в США лет двести назад существовала даже Антимасонская партия, пользовавшаяся значительной популярностью во многих штатах. А во Франции в 1904 году разразилось знаменитое скандальное «дело фишек» — выяснилось, что в масонских ложах составлялась картотека, каждая карточка («фишка») которой была посвящена конкретному офицеру французской армии и содержала информацию о его политических и религиозных взглядах. Эта информация использовалась политиками для продвижения или замедления карьеры того или иного военного. Однако не стоит забывать, что «дело фишек» возникло в обстановке жестокой борьбы за контроль над армией между республиканцами и клерикалами после «дела Дрейфуса», в котором первые прибегли к услугам масонов. Позднее подобные вещи не повторялись.
Такими же наивными выглядят теории заговора масонов, свергнувших царя в 1917 году. Некоторые российские политики действительно входили в ложи, и их тесные контакты между собой повлияли на состав Временного правительства, куда вошли масоны Керенский, Терещенко, Коновалов, Некрасов. Но в своей деятельности они руководствовались прежде всего принципами политической целесообразности и клановой выгоды — например, когда оттесняли от власти своих конкурентов Милюкова и Гучкова.
Если же посмотреть на современное масонство в России, то бросается в глаза его периферийность. Среди известных масонов нет ни видных государственных деятелей, ни ведущих бизнесменов. «А как же Горбачев и Ельцин?» — может спросить читатель. Ведь в левой и черносотенной прессе «разоблачения» их принадлежности к масонству стали общим местом. Что касается Горбачева, то никаких доказательств его принадлежности к какой-либо из масонских организаций нет вовсе. А все аргументы о масонстве Ельцина сводятся к фотографии, где первый президент России изображен с атрибутами Мальтийского ордена. При этом возникает целая комедия ошибок. Во-первых, как было сказано выше, эта рыцарская организация, поддерживающая с Россией официальные отношения, не имеет к масонству никакого отношения. Во-вторых, эти знаки Борису Николаевичу вручила личность весьма экстравагантная — Джуна Давиташвили, именующая себя также генерал-полковником астральных войск. Разумеется, в состав Суверенного военного ордена св. Иоанна Иерусалимского Родоса и Мальты (официальное название Мальтийского ордена) она не входит хотя бы потому, что женщин в него не принимают. Джуна — член некоей общественной организации, к которой настоящий орден относится весьма отрицательно.
То же самое можно сказать о российских политиках и предпринимателях, ставших членами «самого древнего в мире» ордена Константина Великого. И об их украинских коллегах, принятых в орден св. Станислава, — сие событие привело в свое время к грандиозному скандалу в Киеве. Элиты государств, возникших на обломках СССР, стремятся к тому, чтобы в мире их воспринимали как солидных и уважаемых людей, а не парвеню, и поэтому очень падки на всякого рода ордена и регалии.
Что же касается настоящего масонства, то его новейшая история в России просто скучна. Собираются люди, которые участвуют в совместных церемониях, трапезах и конференциях. Преимущественно это интеллигенты-гуманитарии (первый «главный масон» России Георгий Дергачев — кандидат философии), деятели искусств. Есть бизнесмены, но их имена широкой аудитории мало что скажут — не олигархи и не «вершители судеб». На конференциях обсуждают доклады о моральном совершенствовании и истории масонства. Особо современные российские масоны чтят одного из самых знаменитых русских просветителей, масона Николая Новикова, брошенного в тюрьму Екатериной II.
Многие россияне, имевшие в прошлом отношение к масонству, испытывают вполне объяснимое чувство разочарования. «Мировое масонство» не считает деятельность в России своим приоритетом (то же самое, кстати, относится и к руководству «настоящего» Мальтийского ордена). Российское направление мирового масонства в значительной степени держится на энтузиастах, часто имеющих русские корни. Так, у истоков масонства в современной России стоял ныне покойный Михаил Васильевич Гардер — выходец из эмигрантской семьи, бывший полковник французской разведки, а затем профессиональный советолог. Сейчас именем Гардера названа одна из московских лож. Многие его коллеги по французскому масонству особого интереса к нашей стране не проявляли, занимаясь собственными делами. От активного «миссионерства» их удерживало и слабое понимание российских реалий, когда неясно, кто из возможных партнеров действительно респектабельный человек, а кто бандит. Сообщения о колоссальной российской коррупции тоже не способствовали интересу высокопоставленных масонов к России — им своих скандалов и инсинуаций хватает. Потому и крупных инвестиций в нашу страну со стороны масонов или, к примеру, мальтийских рыцарей пока что не замечено.
Кроме того, для многих российских искателей «тайной власти» и «тайного знания» масоны оказались действительно обыденны и скучны. Обыкновенные люди со своими слабостями и мелкими пороками. Кто-то борется за власть, кто-то злословит о ближних своих, кто-то ищет свою корысть. Случаются и свои громкие семейные конфликты и скандалы, когда даже высокопоставленные масоны с громким шумом покидают ложу. Не так давно бывшая супруга одного из масонских лидеров разразилась обширной публикацией, в которой достаточно занудно повествовала о несовместимости масонства и православия и куда более эмоционально — о разлучнице, к которой ушел ее муж. При этом — никаких обсуждений крупных политических проблем, принятия кадровых решений, перспектив карьерного роста. Никаких гималайских высот духа, о которых читано в эзотерических книжках. Трудно и рассчитывать на материальную выгоду — напротив, масоны подчеркивают, что принимают в свои ряды людей самостоятельных и обеспеченных, которые могут заниматься благотворительностью, а не клянчить деньги у своей организации.
Значительная часть аудитории, стремящейся попасть в масоны, похожа на участников многочисленных партий-однодневок, расплодившихся в 90-е годы. Или на поклонников православия, мечущихся в поисках идеального старца от одного батюшки к другому, а потом вдруг, неожиданно для окружающих, ударяющихся в кришнаизм. Разумеется, в настоящем масонстве им делать нечего — скучно и неинтересно рассуждать о вопросах морали или выискивать подробности злоключений масонов при матушке Екатерине.
К тому же современное мировое масонство далеко от единства — и это тоже разочаровывает российских поклонников «вертикали власти» с жесткой и общепризнанной иерархией. В мире нет «главного масона» — различные ложи «вольных каменщиков» конкурируют между собой. В их среде есть свои либералы (нерегулярное масонство) и традиционалисты (регулярное масонство). В конце 80-х годов «российским» направлением занялся «Великий Восток Франции» — структура либеральная, весьма политизированная, проникнутая республиканским духом и принимающая в свои ряды не только верующих, но и атеистов. Однако затем большинство российских масонов сблизились с традиционалистами — Великой национальной ложей Франции, к которой принадлежал и упомянутый выше полковник Гардер.
Генерал-полковник астральных войск Джуна Давиташвили, «посвятившая» Бориса Ельцина… в члены Мальтийского ордена
В настоящее время наиболее влиятельное российское масонское объединение — Великая ложа России, которая получила легитимность как раз от французских традиционалистов и признана более чем восьмьюдесятью Великими ложами мира. Она включает в себя 23 филиала («мастерские»), в том числе англоязычную мастерскую «Аврора», в которой состоят преимущественно иностранцы, работающие в Москве. Атеистов и женщин в Великую ложу не принимают, хотя последним можно посещать отдельные мероприятия. Что же до верующих, то от них требуется вера в единого Бога, все равно какого. Больший успех традиционалистов в российских условиях неудивителен — многие тяготеют к освященным веками правилам: так солиднее и респектабельнее. К тому же некоторые всерьез надеются, что можно совместить православие и консервативное масонство. Впрочем, иерархи РПЦ это мнение не разделяют.
Что же до «Великого Востока», то после создания первых структур на территории России в его деятельности наступил определенный кризис. Один из ее представителей, активно работавший с россиянами, Жак Орефис, был обвинен в финансовых нарушениях и исключен из масонства. В 1996 году все филиалы «Великого Востока Франции» на территории России были закрыты. Впрочем, вскоре ситуация улучшилась. Спустя полгода была открыта ложа «Москва», а затем ложа «Северная звезда».
Так что, рассуждая о масонстве в современной России, стоит говорить о своеобразных «клубах по интересам», модных междусобойчиках, не играющих, впрочем, сколько-нибудь существенной роли в политике, экономике или культуре. Любители экзотики, правда, могут рассчитывать на то, что им удастся прикоснуться к своеобразной многовековой традиции, связанной в России с именами Кутузова (что привлекательно для любителей военной истории), Чайковского (для эстетов и меломанов) или Пестеля (для поклонников революций). А также удовлетворить свое самолюбие с помощью масонских регалий.