Страна.Ru | Мария Свешникова | 19.02.2004 |
— Насколько трудно было для Вас приехать в это время непростых взаимоотношений между Русской Православной и Римско-католической Церквами?
— Я приехал по приглашению конференции католических епископов России, но визит был согласован с Русской Православной Церковью Московского Патриархата. И я очень рад возможности быть здесь, поскольку в этом мире, в котором так много конфликтов, надо обязательно делать шаги навстречу друг другу, надо прилагать усилия, чтобы стабилизировать ситуацию между религиями, между Церквами. Я надеюсь, что, по крайней мере, могу сделать мой шаг в этом направлении, просто свидетельствуя о мирных намерениях на возрождение единства в мире.
— Чего вы ждете от встречи с представителями, с иерархами Московского Патриархата?
— Мы должны попытаться преодолеть препятствия и разочарования, которые обе Церкви доставляли друг другу в прошлом. Мы можем и должны договориться о том, что нужно делать в промежуточное время для будущего сотрудничества. Но я надеюсь, что переговоры пройдут удачно, поскольку меня привел в Москву Святой Дух, единый для наших Церквей.
***
Что касается непосредственно доклада кардинала Каспера, было понятно, что он не ставил задачу подготовить речь, изобилующую сложными теологическими терминами, которую была бы способна воспринять узкая группа интеллектуалов. Его слова были понятны и доступны всем, кто пришел в кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Как и следовало ожидать, свой доклад кардинал Каспер предварил словами приветствия от Папы Римского.
«Прежде всего мне хотелось бы передать вам сердечный привет Папы Иоанна Павла II. Могу заверить вас, что католики Москвы и всей России, равно как весь российский народ, занимают особое место в сердце и в молитвах Святейшего Отца. Он не может прийти к вам телесно, но духовно он близок к вам. Он специально попросил меня передать вам свои добрые пожелания и благословение».
Безусловно, председатель Папского совета по содействию христианскому единству не мог не сказать о том, к чему привело разобщение в христианском мире.
«Как изменилось все со времени Папы Иоанна XXIII и II Ватиканского Собора! Русская Православная Церковь с самого начала участвовала в экуменическом движении и представители ее принадлежали к числу первых, прибывших на Собор и ставших нашими друзьями. К сожалению, с 1990 года эти отношения омрачились. С обеих сторон произошли печальные недоразумения и ошибки, а в этой стране экуменизм движется с трудом.
Разделение Церквей противоречит воле Иисуса; оно есть грех, а перед миром — соблазн. Люди ожидают от нас, христиан, не противостояния; таковых в мире имеется достаточно. От нас ожидают свидетельство единства и примирения. Мы должны быть свидетелями и миротворцами. Люди ожидают от христиан не противостояния, а согласия. Мы несем особую ответственность за мир во всем мире и в Церкви».
Следующая часть выступления кардинала затронула историческую ситуацию, при которой Единая Апостольская Церковь оказалась вовлечена в раскол.
«Разделение Церквей имеет глубокие причины; оно глубоко уходит корнями в историю. Часто оно рассматривается в связи с 1054 годом. Тогда в Константинополе папский легат Гумберт да Сильва Кандида и греческий патриарх Михаил Керуларий взаимно отлучили друг друга от Церкви.
Вопреки различиям, Восток и Запад в течение многих столетий жили в братском общении. Апостолы славянских народов, Кирилл и Мефодий, проводили свою миссионерскую деятельность с благословения Рима и Константинополя. Даже Крещение Киевской Руси при Князе Владимире в 988 году состоялось при неразделенной Церкви. Итак, Восток и Запад, Латинская Церковь и Славянские Православные Церкви, несмотря на все различия, имеют один общий корень и одно общее богатое наследие, о коем настойчиво напоминает Папа Иоанн Павел II в энциклике „Апостолы славян“ (1985 г.).
Недостаток понимания и любви привел к разделению. Для нас христиан разделение Церквей возымело постыдные последствия. Обе утратили что-то из конкретно пережитого опыта кафоличности и вселенскости, и в результате обе оказались ранеными.
Наши разделения не проникают до самых глубин, и также не доходят до небес. Бог — превыше наших различий, а Святой Дух Божий действует — как утверждает II Ватиканский Собор — и в наших отделенных братьях и сестрах; (Unitatis redintegratio, 3). Поэтому Церкви Востока и Запада признают друг друга Церквами-сестрами (там же, 14). Они понимают друг друга — более того: они должны воспринимать друг друга не как соперницы, и менее всего как недруги, а как братья и сестры. Следовательно, срочно необходимо открыть новую страницу в отношениях между Русской Православной и Католической Церквами и заложить новую основу в их отношениях.
С общей ответственностью мы призваны заботиться о том, дабы Восток и Запад не утратили своей христианской души. Это станет возможным тогда, когда нам удастся, по преодолении политических и военных разделений Европы, преодолеть и церковные разделения между Востоком и Западом. Запад нуждается в России, которая в течение истории часто служила защитной стеной для Европы; Россия нуждается в Западе, нуждается в Риме, если не желает быть изолированной».Такими же понятными, как и весь доклад, хотя и не очень четко сформулированными выглядят предложения, сделанные им в ходе выступления, для урегулирования взаимоотношений между Ватиканом и Московским Патриархатом. «Я не собираюсь предлагать какую-то точную программу, а довольствуюсь пятью предложениями.
Во-первых, мы должны преодолеть предрассудки и отказаться от полемики. Устойчивые предрассудки и глубоко укорененные идеи-клише имеются у обеих сторон; они существуют у католиков и православных, у русских и поляков. Они продолжают передаваться посредством неосторожной речи, в журналах и книгах. Однако, при более тщательном рассмотрении в большинстве случаев они не отвечают действительности.
Во-вторых, недостаточно только устранять недоразумения и предрассудки, необходимо также содействовать обоюдостороннему положительному пониманию. Следовало бы принять то, что уже достигнуто, и претворить его в жизнь. Прежде всего, это касается учения II Ватиканского Собора, многих выступлений Святейшего Отца об экуменизме и результатов работы Смешанной Международной Богословской Комиссии.
В-третьих: единство Церкви — это единство в истине; полное общение невозможно без согласия в догматических вопросах, все еще стоящих перед нами, и прежде всего — в вопросе Петрова Служения. Поэтому следует как можно скорее возобновить международный богословский диалог.
В-четвертых: из признания Православных Церквей Церквами-Сестрами вытекают некоторые важные правила обоюдостороннего поведения. Они были сформулированы в 1992 году тогдашней Папской комиссией „Pro Russia“, а несколько месяцев спустя, в проповеди по случаю завершения Недели молитв о единстве христиан, Папа Иоанн Павел II их публично подтвердил. Заглавие этих инструкций явно гласит: „Общие принципы и практические нормы для координирования Евангелизации и экуменического делания Католической Церкви в России и Содружестве Независимых Государств“. Следовательно, речь идет о координировании для равновесия между миссионерским и экуменическим обязательствами Церкви. Между ними не может существовать противоречий, ибо они основаны на воле Божией и включаются в единую миссию Церкви.
Католическая Церковь имеет право на существование в странах Восточной Европы с преобладающим православным большинством и на исполнение своей миссии. Она присутствует там не только с сегодняшнего дня, а уже столетиями. Но ее пастырская и благотворительная работа должна быть проникнута экуменическим духом. Первое обязательство Католической Церкви — пастырское попечение о своих верующих. Это не исключает отдельных обращений — в случае, если православный христианин по причинам совести сам желает это (Unitatis redintegratio, 4). В таких случаях обе стороны должны уважать религиозную свободу и свободу совести. Однако, уважение к решению отдельной совести отличается от активной миссионерской работы среди православных. Поскольку мы признаем Православную Церковь истинной Церковью и ее Таинства действительными, целеустремленной „политике“ или „стратегии“ евангелизации православных христиан не может быть места. Почему не учредить совместную комиссию, с целью разработки „общих правил поведения“?
В-пятых: самое главное — духовный экуменизм; он является душой экуменического движения, ибо единство Церкви невозможно „строить“: оно есть дар Святого Духа. К духовному экуменизму принадлежит также такое видение, согласно которому единство Церкви невозможно, как без личного обращения и покаяния, так и без личного стяжания святости и без обновления самой Церкви».
18 февраля 2004