InoPressa.ru | 17.02.2004 |
В Российской Федерации католики являются меньшинством. По данным Ватикана, их 784 тысяч, главным образом это люди польского, литовского и немецкого происхождения. В Москве с населением около 10 млн католиков, по оценкам, 60 тысяч. Они разделены на семь приходов, но имеют только два костела: храм Святого Людовика Французского и собор Непорочного зачатия.
После распада СССР в 1991 году христианство переживает возрождение. Русская православная церковь, самая большая конфессия, сегодня имеет 24 тысячи храмов и 638 монастырей. В 1988 было 7 тысяч храмов и 21 монастырь. Кроме того, открылось множество семинарий.
Однако отношения между Католической и Русской православной церквами сегодня наихудшие за много лет. Раскол 1054 года, когда христианство разделилось за восточную и западную ветви, греческое и латинское, остается причиной трений и по сей день.
Взаимные отлучения от церкви времен великого раскола были отменены лишь в 1972 году, когда папа Павел VI встретился с экуменическим патриархом Атенагорасом. Официально православие, иудаизм, ислам и буддизм признаны «традиционными конфессиями», а католицизм нет.
Принятое Ватиканом в 2002 году решение повысить статус своих администраций в Москве, Саратове, Новосибирске и Иркутске до статуса епархий и сделать Тадеуша Кондрусевича архиепископом московским вызвало бурю протестов со стороны православной патриархии. Патриарх Алексий II и Священный синод выступили с заявлением, в котором называли этот шаг «недружественным» и утверждали, что католическая церковь рассматривает Россию как поле для миссионерской деятельности.
Православная церковь постоянно обвиняет католиков в обращении новых верующих на ее «канонической территории», часто упоминая в качестве примера Украину, где Папа побывал в 2001 году. Возрождение в последние годы советского правления греко-католической, или униатской, церкви на Западной Украине привело православную церковь в ярость.
В своем первом с 2002 года интервью западным журналистам патриарх Алексий вновь повторил жалобы православных на католиков. «К сожалению, сегодня отношения складываются не лучшим образом из-за деятельности по обращению новых верующих, которую католическая церковь осуществляет в России и странах СНГ. Сегодня в России работает множество миссионеров, особенно в приютах и детских домах, где детей, крещенных в православии, обращают в католицизм».
Он добавил, что униаты на Западной Украине наносят глубокие раны. «Сотни тысяч православных являются унижаемым меньшинством. Греко-католическая церковь на Украине была запрещена Сталиным, и в послевоенный период те, кто перешел в православие, и те, кто остался униатами, на Западной Украине пользовались пастырской заботой православной церкви. Сегодня на Украине служат священники греко-католической церкви, обучавшиеся в наших семинариях, в частности в Петербургской духовной семинарии и академии».
Отец Георгий Ягодзинский, польский миссионер, получивший заем на выкуп бывшего ночного клуба в Люблино, на южной окраине Москвы, отвергает обвинения в том, что католики занимаются обращением. «Два года назад православная патриархия выпустила письмо, в котором обвиняла католиков в обращении новых верующих. У меня никогда не было намерения обращать православных в католичество. Но следует спросить, что значит быть православным? На прошлую Пасху на церковные службы в Москве пришли только 1,2% ее жителей».
Помимо наведения мостов с Римом, патриарх Алексий энергично занимается воссоединением московского патриархата с Русской православной церковью за границей, которую называют «Белой Церковью» в отличие от «Красной Церкви». Состоящая из верующих, бежавших из России после революции, она разорвала все связи с Москвой в 1927 году, когда патриарх Сергий признал советскую власть и начал сотрудничать с ней. Белая Церковь, административный центр которой находится в Нью-Йорке, обвиняет Москву не только в том, что она продалась атеистам и коммунистам, но и в «грехе экуменизма».
Традиционно монархическая Белая церковь в 1981 году канонизировала царя Николая II и его семью, убитых большевиками в 1918 году. В 2000 московская патриархия последовала этому примеру, назвав Романовых страстотерпцами, или мучениками, что было воспринято как шаг к сближению.
Патриарх подчеркивает, что он не против католиков, а когда он был председателем Совета европейских церквей, у него были очень хорошие отношения с Европейской конференцией католических епископов.
Публично критикуя католическую церковь в России, в глубине души он, возможно, питает к ней не столь враждебные чувства. В конце концов, самую большую угрозу для обеих церквей представляет планомерное продвижение западных светских идей. Но то, что воспринимается как обращение в католичество на православной земле, является камнем преткновения для любого улучшения отношений между Ватиканом и Москвой.
По мнению некоторых, отступление патриарха в этом вопросе вызовет смятение среди его российской паствы и отбросит назад процесс воссоединения с Русской православной церковью за границей.
Грег Уоттс