МАИ «Вся Россия» | 17.02.2004 |
В буддистских храмах довольно много набожных женщин, но они в основном зажигают по вечерам лампы, готовят пищу для монахов, ведь в буддизме главная роль отводится мужчинам. Монахи считают, что монахини сбились с верного пути, отказавшись от своей традиционной роли. Однако сейчас положение постепенно меняется. Монахини стараются возродить бикуни — женский орден, созданный во времена Будды, но со временем прекративший свое существование. Бикуни Кусана была первой возведенной в сан монахиней. Кроме того, много просто глубоко верующих женщин. Лишь недавно они начали получать помощь от общин, в которых они живут, и тем не менее им приходится очень трудно.
Совсем иное у монахов, живущих в своих монастырях на всем готовом. Эти монастыри являются частью влиятельного религиозного истеблишмента, который финансируется государством, а также получает пожертвования. Десятилетний послушник пользуется большим уважением, чем монахиня, всю свою жизнь посвятившая изучению религии. Женщины жалуются, что во многих храмах они должны сидеть на полу вместе со всеми, а не на положенных им по статусу высоких стульях, как монахи. Настоятель монастыря Ванмират Натера поясняет, почему это так: «Женщины, согласно буддистской традиции, просто организационно не могут быть возведены в сан, потому что послушницу в сан должны посвятить десять старших монахинь, которых нет, поскольку эта традиция давно отмерла». То, что женщины снова пытаются обрести важную роль в религиозной жизни. Ванмират Натера считает влиянием западных идей.
«Голос России», 17 февраля 2004 г.