Русская линия
День (Киев) Клара Гудзик12.02.2004 

За пределами храмов

С сегодняшнего дня газета предлагает своим уважаемым читателям новую рубрику, в которой будут освещаться наиболее значимые события, связанные с религией, церковью и происходящие за пределами Украины. Собираемся делать акцент на тех новостях, которые так или иначе влияют на ситуацию в Украине. Приглашаем читателей высказать свои пожелания по этому поводу и сообщить нам, какого-рода информация их наиболее интересует.

МОСКВА -КОНСТАНТИНОПОЛЬ

В конце января один из виднейших деятелей Московской патриархии митрополит Калининградский и Смоленский Кирилл (как поговаривают в Москве, будущий патриарх РПЦ) высказался по ряду важных проблем церковной жизни, среди них — отношения с Константинополем и Ватиканом. («Портал-Credo.ru»). В частности, он сказал: «Мы ставим под сомнение и оспариваем право Константинополя на вселенскую юрисдикцию в диаспоре, то есть в тех странах, где традиционно существует православная церковь». Потому что, напомнил митрополит Кирилл, именно РПЦ осуществляла миссию в Китае, Корее, Японии, на Алеутских островах, иными словами, проповедовала там православие и крестила неофитов. Митрополит Кирилл даже сравнил амбиции Константинопольского патриарха с Папой Римским, несущим ответственность за всю католическую церковь.

Выступление митрополита Кирилла фактически поставило под сомнение канонический статус Вселенского (Константинопольского) патриарха, как «первого по чести» в православном мире и еще раз четко подтвердило претензии на эту роль РПЦ. Одновременно митрополит Кирилл как бы аннулировал каноническое определение «помесной церкви» — церкви в пределах одного государства, каковой и должна являться РПЦ.

Впрочем, в одном вопросе Второй и Третий Рим нашли понимание — речь идет о проблеме независимости украинского православия. Митрополит Кирилл сообщил, что после целой серии переговоров по поводу Киевского Патриархата (УПЦ КП) представители Вселенской Церкви, наконец, поняли и «масштаб проблемы», и «природу вот этих раскольнических явлений». Более того, делегации Вселенского патриархата «была предоставлена возможность познакомиться с личными делами (читай: „компроматом“) архиереев-раскольников, с их жизненным путем», что окончательно «убедило» иерархов Вселенской церкви в правоте Московской патриархии. Таким образом, переговорный процесс по урегулированию православного конфликта в Украине, на который многие так надеялись, прерван. Бесповоротно и окончательно?

РИМСКОМУ ПРЕСТОЛУ ДОСТАЛОСЬ ОТДЕЛЬНО

Как сообщает «Время Новостей», митрополит Кирилл, забыв, что он только что прославлял миссионерскую деятельность русской церкви за рубежом, в который раз обвинил — не без изящества — Ватикан в миссионерской деятельности в России: «..Не нужно лезть в Россию, где Русская православная церковь тысячу лет несет свою ответственность перед Богом, перед историей, перед своим народом». По поводу возможной встречи Московского патриарха и римского папы митрополит сказал: «Патриарху нельзя встречаться с папой в этой связи, потому что если такие иерархи встречаются, они должны поцеловаться, они должны руки друг другу протянуть, а это будет ложная картина». По мысли докладчика, таким образом можно «ввести в заблуждение наш народ, — как будто все тут нормально».

ЧЕРНЫЙ СПИСОК

Только что в Ираке обнародованы документы, согласно которым Саддам Хусейн давал взятки 270-ти организациям и высокопоставленным деятелям 46-ти стран мира в обмен на деятельную поддержку своего режима (сообщение «Daily Telegraph»); взятки давались в форме определенных нефтяных квот. В этом списке два субъекта России — Либерально-демократическая партия Владимира Жириновского и Русская Православная Церковь Московского патриархата. Заместитель министра нефти Ирака Абдул Сахиб Котоб заявил, что министерство примет все меры «для возвращения принадлежащих иракскому народу финансовых средств, полученных иностранными компаниями и лицами от продажи нефти». С этой целью министерство собирается обратиться за помощью к Интерполу.

В Московской патриархии немедленно опровергли это утверждение: «Солидарность нашей Церкви с народом Ирака, которая проявлялась в форме заявлений церковного священноначалия и визитов наших делегаций в эту страну, конечно, никак не связана с какими-либо меркантильными интересами». («Русская линия»)

СКОЛЬКО КАТОЛИКОВ В МИРЕ?

Только что обнародован «Папский ежегодник-2004» («Annuario Pontificio»), в котором приведены статистические данные о состоянии Католической церкви в 2002 году. Год назад в мире насчитывалось 1,07 миллиарда католиков — из 6,2 миллиарда жителей земли католики составляют 17,2%. Из них 50% проживают на американском континенте, 26,1% - в Европе, 12,8% - в Африке, 10,3% - в Азии. В обоих Америках католики составляют 62,4 населения, в Европе — 40,5%, в Африке — 16,5%, в Азии — 3% всего населения континентов. («Zenit»).

Отметим, что число мусульман в мире слегка опережает число католиков, а среди 2 миллиардов христиан католики составляют половину. Для сравнения напомним, что общее число протестантов различных исповеданий и церквей — около 600 миллионов, православных — около 250 миллионов; оставшиеся христиане представлены так называемыми монофизитами, несторианцами и другими малочисленными направлениями.

В 2004 ГОДУ ВСЕ ХРИСТИАНЕ БУДУТ ПРАЗДНОВАТЬ ПАСХУ ОДНОВРЕМЕННО — 11 АПРЕЛЯ

В последний раз католическая протестантская и православная Пасхи совпали в 2001 году. Тогда же Папа Римский предложил, начиная с первого года третьего тысячелетия, праздновать Пасху одновременно, однако эта идея не получила своего развития. В 1965 году с такой же инициативой выступил Второй Ватиканский собор, предложивший христианам праздновать свой главный праздник во второе воскресенье апреля. В ближайшем будущем дни Пасхи будут совпадать в 2007-м, 2010-м, 2011 м, 2014-м, 2017-м и т. д. Заметим, что, согласно с Евангелиями, дата Воскресения Христа — 9 апреля.

Глава католиков России архиепископ Кондрасевич назвал нынешнее совпадение пасхалий добрым знаком, «знамением свыше — здесь в игру включилась астрономия. У нас часто говорят о католической Пасхе и Пасхе православной, но это неверно, ведь у нас только одно Христово Воскресение, так же как и одно Рождество, а когда его праздновать — это вопрос календаря». (Интерфакс).
№ 24 12.02.2004 «День»


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика