Русская линия
Евразия Наталья Макеева09.02.2004 

Кто возглавит староверов?
(Освященный собор Русской Православной Старообрядческой Церкви выберет нового главу)

С 9 февраля на Рогожском кладбище в Москве должен начать работу Освященный собор Русской Православной Старообрядческой Церкви. Главным ожидаемым его итогом будет избрание нового старообрядческого Первосвятителя. Митрополит Алимпий (Гусев), ушедший из жизни, не переступив порога 2004 г., оставил РПСЦ без явного преемника. Без человека, чей духовный и нравственный авторитет в равной степени признавался бы всеми. Ни один из ныне здравствующих архиереев не является бесспорным кандидатом на московский престол. Это и есть та потенциально опасная ситуация, которая может привести к значительным потрясениям в старообрядчестве, не говоря уже о крутых переменах в «кадровой политике» Митрополии. О том, насколько такая угроза реальна, говорит, например, тот факт, что и недавний переход части клириков РПСЦ во главе с епископом Зосимой (Еремеевым) во временное административное подчинение митрополита белокриницкого Леонтия, был напрямую связан с «борьбой за власть» в РПСЦ, начавшуюся с прицелом на период «после митрополита Алимпия». Кто же сегодня ведёт эту борьбу?

Принято считать, что имеется два серьёзных кандидата на московский святительский престол. Это епископ Иоанн (Витушкин), чьи шансы считаются предпочтительными, и епископ Силуан (Килин), шансы которого остаются тоже весьма значительными, несмотря на явный конфуз, который он испытал при выборах Местоблюстителя. Впрочем, называется ещё одна кандидатура — епископа Андриана (Четвергова), о шансах которого сегодня трудно сказать что-либо определённое, так как неясно насколько широк круг его поддержки. Так внешне обстоят дела, хотя при более детальном рассмотрении, внешняя расстановка сил перед собором весьма обманчива.

Попробуем, насколько это возможно, проанализировать шансы на избрание не только перечисленных выше епископов, но и вообще всех кандидатов, с учётом мнения десятков людей, многие из которых, безусловно, вскоре окажутся участниками собора, а другие будут на нем присутствовать.

Начнем с «конца»: ничтожна вероятность того, что будущим митрополитом на этом соборе будет избран о. Леонид Гусев, родной брат покойного владыки Алимпия. Скорее всего его сторонники даже не станут выдвигать его кандидатуру, не смотря на то, что год назад именно он первым заявил о своих претензиях. В феврале 2003 года после первого же прозвучавшего «звонка», что со здоровьем митрополита Алимпия не всё в порядке, о. Леонид поспешил обнародовать свои намерения. Когда владыку Алимпия увезли в госпиталь с инфарктом, о. Леонид предпринял молниеносную попытку самому пробиться в епископы, чтобы наследовать московский престол. Сомнительное с церковно-правовой точки зрения, «чрезвычайное» избрание о. Леонида в кандидаты в епископы состоялось, но протест против этого беззакония в РПСЦ был настолько силён, что продолжения не последовало. В итоге прямолинейные действия не принесли ему немедленного успеха, и, надо думать, теперь его реальные шансы значительно снизились.

Практически равна нулю и вероятность того, что на московский святительский престол взойдет епископ аугсбургский и всея Германии Амвросий (Герцог), недавно присоединившийся к РПСЦ и пока почти не говорящий по-русски. Так же почти нет шансов быть избранным и у епископа киевского и всея Украины Савватия (Козко), которого по общему душевному настрою скорее можно отнести к числу созерцателей, нежели к числу делателей. Его художественной натуре явно недостаёт административных навыков и талантов. Пожалуй, некоторое количество соборян отдали бы за него свой голос, но он сам для этого не приложит ни малейшего старания.

Гораздо большая вероятность быть избранным могла бы быть у владыки кишинёвского Зосимы, если бы он на соборе публично отмежевался от раздорнических действий «группы о. Елисея Елисеева», произошедших накануне смерти владыки Алимпия, и попытался бы выступить главным примирителем «раздорников» с Московской Митрополией. Впрочем, для этого владыке Зосиме прежде всего, и во-первых, нужно было бы преодолеть самого себя, многое изменить в самом себе, а, во-вторых, получить право хотя бы присутствовать на Освященном соборе, чего его непременно постараются лишить из-за явного покровительства «раздорникам».

Большие шансы быть избранным имеет казанский епископ Андриан. Он наиболее образован из всех кандидатов, умеет вести диалог с властями, с представителями других конфессий, может согласиться и на компромисс, но при этом способен и на принципиальные поступки. В нём подкупает его открытость к людям, серьёзность, отсутствие даже намека на какую-либо корыстную заинтересованность. Владыка Андриан имеет многочисленных сторонников не только в своей епархии, но ему не хватает так называемого «внешнего веса», то есть внутрицерковной номенклатурности. Ему также вредит и то, что в старообрядчестве его считают молодым епископом. Голосовать за владыку Андриана, если его кандидатура будет предложена собору, безусловно, будут многие, но насколько велико их число сегодня сказать затруднительно. Всё будет зависеть от того, как соборяне смогут внутренне противостоять тому административному давлению, которое на них, безусловно, будет оказано.

Епископ новосибирский и всея Сибири Силуан, по вероятности его избрания является кандидатом номер два. В его пользу, главным образом, до сей поры была поддержка, которую ему постоянно оказывал о. Леонид вместе со своим «кланом». Впрочем, против его кандидатуры говорит и незабытая доселе история с присоединением к РПСЦ «священников» богородичного центра, и многие другие неудачи и скандалы во вверенной его управлению епархии, а после того, как епископ Силуан в связи со смертью владыки Алимпия не был избран Местоблюстителем, его шансы быть избранным на пост митрополита значительно снизились.

Главным кандидатом на избрание является епископ ярославский и костромской Иоанн. Многие уже сейчас готовы голосовать за него, так как он никогда не был связан ни с каким старообрядческим кланом, и является фигурой вполне компромиссной. Тем более, что как старейший среди архиереев РПСЦ, он, с канонической стороны дела, считается первым среди равных кандидатов. О его многочисленных достоинствах уже достаточно много писали, однако, к сказанному можно добавить лишь несколько слов о его незлобивости и бесконфликтности. Он повышает голос только для того, чтобы сказать: «Мир всем!».

Единственным противопоказанием его избранию митрополитом до сих пор считался его довольно преклонный возраст. В последнее время он слабо видит и слышит, так что даже при помощи своего помощника о. Валентина, ему будет трудно нести великую ответственность Первосвятительского служения. Поэтому представляется вполне естественным, что свита будет править вместо короля. Решения за владыку Иоанна будут принимать те же лица, что последние годы при ещё живом митрополите Алимпии пытались руководить Митрополией — отец Леонид и его семья. К тому же в этой старческой слабости и дряхлости вл. Иоанна неожиданно открываются шансы для протоиерея Леонида Гусева, который, как уже было отмечено, вероятнее всего не станет выставлять на этом соборе свою кандидатуру. Однако, ошибается тот, кто думает, будто о. Леонид отступил. Всю свою энергию, усилия своей большой «семьи», весь свой немалый административный ресурс он обратит в пользу владыка Иоанна. Ибо это избрание сулит ему новую возможность достичь епископства, а через небольшой промежуток времени открывает и более высокие горизонты.

До Освященного собора осталось несколько дней. И всё же, учитывая общую ситуацию в РПСЦ, не стоит удивляться тому, что в итоге соборянам придётся выбирать не из двух формально представленных кандидатур — епископа Силуана или епископа Иоанна, а между двумя реальными субъектами, представляющими два разных центра силы в выборах митрополита — о. Леонидом Гусевым и епископом Андрианом (Четверговым).
«Евразия», 5 февраля 2004 г.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru