Русская линия
Аргументы и факты Дарья Чистякова09.02.2004 

Иван Охлобыстин: интеллектуальный аристократ-одиночка

«Благословляю… Не благословляю… Благословляю… Не благословляю… «- отец Иоанн, в миру Иван Охлобыстин, ведет беседы за чашкой латте, попутно приглядываясь к дисплею мобильного телефона, который постоянно мигает поступающими SMS. Поскольку беседа весела и интригующа, отец Иоанн отвлекаться не хочет. Потому и отвечает на SMS-запросы страждущих вышеописанным кратким и мудрым способом.

«- Товарищи призывники, — сказал прапор. — Надо понимать всю глубину наших глубин.

Короче, поехали».

(Из сценария «ДМБ»)

…Когда-то давно, еще в прошлом тысячелетии, режиссера-сценариста-актера Охлобыстина называли не иначе как «злоэстетствующим интеллектуалом российского кино», хотя каким-каким, а злым он никогда не был. С тех пор из жизни Иоанна Охлобыстина ушло только кино, а безудержное эстетствование и бесспорная интеллектуальность припрятались под объемную черную рясу и длинные волосы. Правда, Охлобыстин в спортивном черном свитере, джинсах и с беспроводным hands-free в правом ухе — очарователен и интеллектуален вполне по-светски.

Отец Иоанн Охлобыстин:

имеет пятерых чудных детей и нежно любимую жену Оксану Арбузову, в прошлом тоже актрису («Авария — дочь мента», «Мужской зигзаг»),

ездит на зеленом «Ford Explorer», у которого на лобовом стекле — иерусалимское пятикрестие и подпись «Помилуй Бог!»,

слушает Тома Уэйтса «Bloody money»,

любит свежие булочки из муки грубого помола и хорошие книги, которых читает множество и потом комментирует,

регулярно ведет душеспасительные телефонные переговоры с населением, заканчиваемые словами: «Брат мой возлюбленный! Молитвы мои слабы, но искренни…»,

при этом изысканно и натурально грассирует.

«Жизнь без армии все равно, что любовь в резинке — движение есть, а прогресса нет».

(Из сценария «ДМБ»)

…Иногда навещают отца Иоанна Охлобыстина тени прошлого, но в основном в качестве воспоминаний. Как служил он в армии, в ракетных войсках, как немного журналиствовал ближе к самому концу двадцатого века… Журналистика у отца Иоанна получалась донельзя охлобыстинской. Вот, например, дали в одной редакции ему задание: провести эксперимент на себе. Суть сводилась к тому, чтобы ездить по весенней Москве, подбирать «голосующих» девушек и пытаться завязать с ними знакомство.

Вышло следующее:

«…Закатное ярило в последний раз лизнуло пурпуром крыши домов на Садовой-Кудринской, как мой правый зрительный орган отметил характерное движение рукой миловидной блондинки в фиолетовом пальто у обочины.

Я подкатил авто к голосующей и бытово спросил: куда и сколько? Это должно было ее успокоить.

— Шаболовка. Тридцать, — заявила девушка.

Я почесал репу, характерно крякнул и согласился. Девушка тускло глазела в окно, пахла пивом и польской «Шанелью». На третьей минуте мне молчать опостылело и я коротко предложил ей выпить…»

…Когда в прокат вышел «Даун Хаус» и понаделал шуму и скандалов, Иван Охлобыстин уже стал отцом Иоанном и посчитал нужным объясниться с народными массами: как, зачем и почему сотворил он дело такое (фильм то бишь). Объяснение прошло опять же фирменно-изысканно-охлобыстински, но по православным канонам. Открытое письмо Отца Иоанна Охлобыстина
Апрель, 20, 2001 года

Возлюбленные братья и сестры!

Спешу уведомить вас, что нахожусь я по-прежнему в теплых краях (Иван Охлобыстин после рукоположения прожил 7 месяцев в Ташкенте. — Прим. авт.), где служу священником в церкви. Чувствую себя отменно, питаюсь изысканно, много читаю, пристрастился к ежевечернему оздоровительному массажу по системе «Чуань». Так что надежды на ухудшение моего психического здоровья преждевременны.

Что же касается премьеры «Даун Хаус» и его последующей прокатной биографии, то вы меня простите, но я уже не нахожу себе места в судьбе вышеупомянутого произведения. Этому есть несколько причин, но главная заключается в том, что я не соответствую собственному эталону художника. За пятнадцать лет работы в кино я не нашел в себе сил и таланта, чтобы все-таки начать декларировать с экрана идеалы любви, чистоты и благородства.

…Зато есть смысл попытаться помочь тем, кто еще надеется на возрождение настоящей культуры, ниспровергающей идолов греха и пошлости, воспевающей все лучшее, что есть в человечестве. Этой маленькой, но героической армии нужен свой капеллан. Обучением на оного я в данный момент и занимаюсь.

В скором времени я надеюсь вернуться назад и сердечно обнять вас, а также передать, что, умирая, Иван Охлобыстин просил у вас прощения.
Священник Иоанн Охлобыстин

Он почитает жанр интервью, но считает, что истина все равно остается за полями журнальных страниц. Ему нравятся футурологические идеи Элвина Тофлера, когда дома много гостей и последняя модель Nokia с камерой и связью BlueTooth. У него великолепный отточенный слог, и его сценарии всегда смешнее снятых по ним фильмов, потому что там больше слов.

«- А у нас убеждения, — сказал один из кришнаитов.

— Какие такие убеждения? — брезгливо спрашивает военком.

— Веруем, — говорят, — в Господа Говинду Харе Кришну. А он нам в людей стрелять не велит.

— Все, — говорит военком, — вы нам подходите. И стричь вас опять же не надо. И люди вы, видно, выносливые: четыре часа «харе кришна» орать не каждый сдюжит. Пойдете в химвойска».

(Из сценария «ДМБ»)

«- Мне всегда задают три вопроса, — ни с того ни с сего начал коптер, — сколько мне лет, почему я в армии и отчего у меня волосы на груди крашеные. Начну с последнего вопроса. Волосы у меня на груди окрасились, потому что я случайно на них ракетный окислитель вылил. В армии я потому, что меня жена с тещей хотели в сумасшедший дом отдать. За убеждения. Лет мне двадцать девять… Видишь суслика? — коптер показал в поле.

— Нет, — честно признался я.

— И я не вижу. А он там есть».

(Из сценария «ДМБ») Биографическая справка

Иван Охлобыстин родился 22 июля 1966 года в доме отдыха «Поленово» Тульской области у папы — главврача этого самого дома отдыха и мамы — студентки МФТИ. Окончил режиссерский факультет ВГИКа. Срежиссировал 3 фильма: «Чушь. Рассказ ни о чем», 1988; «Разрушитель волн», 1989; «Арбитр», 1992 год (премия «Кинотавр»). Написал сценарии к фильмам «Арбитр», «Урод», «Кризис среднего возраста», «Мытарь», «ДМБ», «Даун Хаус», «Мусорщик» и другим. Поактерствовал в таких фильмах, как «Нога», «Над темной водой», «Мужчина для молодой женщины», «Кризис среднего возраста», «Мама, не горюй», «Три истории», «$ 8 ½», «ДМБ», «Даун Хаус». Также в творческом активе имеется пьеса «Злодейка, или Крик дельфина», спектакль по которой поставил Михаил Ефремов, а операторствовал Гарик Сукачев.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru