Коммерсант | Елена Мурашкинцева | 09.02.2004 |
Платок и триколор
Несмотря на то что намерение властей ввести новые правила вызвали в мусульманской общине Парижа бурю страстей, последняя акция протеста «Национальный марш против исламофобии», в которой приняли участие около тысячи человек, протекала спокойно, без актов вандализма и экстремистских лозунгов. Ее участники — большей частью молодые женщины в платках — прошли от площади Данфер-Рошро к зданию парламента, неся трехцветные флаги и большой плакат с надписью: «Свобода, равенство, братство. Нет исламофобии». Мирный характер манифестации объясняется тем, что на нее вышли те, кто искренне желает интегрироваться во французское общество, не теряя при этом своей идентичности — отсюда республиканские триколоры и отсылка к знаменитому революционному лозунгу.
Предыдущая манифестация, состоявшаяся во французской столице три недели назад, была более многочисленной (по разным оценкам, в ней приняли участие от 3 до 10 тыс. человек). Поэтому и на сей раз городские власти ждали гораздо более массового протеста. Однако в преддверии голосования в национальном собрании Франции, исход которого фактически предрешен (никто не сомневается, что законопроект будет принят подавляющим большинством голосов), митинговая активность выходцев с мусульманского Востока пошла на убыль.
Впрочем, это вовсе не означает, что 5 млн французских мусульман смирились с новым законом, который их категорически не устраивает. Наблюдатели отмечают, что в будущем можно ожидать других, не столь мирных акций протеста, в которых могут принять участие более радикально настроенные силы.
Школа на страже республики
Дебаты в парламенте начались на прошлой неделе. Мотивируя необходимость принятия закона, его сторонники напоминали, что светский характер обучения является одним из фундаментальных принципов французского общества.
Еще в XVIII веке, в годы Великой французской революции священников заставляли присягать на верность республике. Позднее, в эпоху конкордата, государство взяло церковь под свою опеку, в то же время не вмешиваясь в ее деятельность, связанную с чисто духовными вопросами. Наконец, в 1905 году церковь была окончательно отделена от государства, и спустя еще 30 лет министр образования отдал распоряжение о недопустимости присутствия религиозной атрибутики в школах.
Необходимо отметить, что школа всегда играла особую роль в процессе включения чужеродных элементов во французское общество. При этом не обходилось без перехлестов: порой доходило до того, что детям прибывших в страну выходцев из Северной Африки внушали, будто их предками были галлы.
Борясь с перегибами, в 1989 году Верховный суд Франции признал незаконным запрет на ношение религиозных атрибутов в школах. Это решение остается в силе до сих пор. Однако уже в 1994 году маятник пошел в другую сторону: министр образования призвал запретить «демонстративные» атрибуты, трактовку которых он оставил на усмотрение директоров школ.
Когда участились случаи изгнания из школ девочек в платках, была создана специальная комиссия. Ее члены знакомились с результатами многочисленных опросов общественного мнения и проводили консультации с религиозными деятелями, социологами, политиками, учителями. В декабре прошлого года комиссия представила свой доклад президенту Франции Жаку Шираку. Ознакомившись с докладом комиссии, президент призвал принять закон, запрещающий носить в государственных школах атрибуты ряда религий: тюрбан — сикхам, кипу — евреям, хиджаб (платок) — мусульманкам, слишком большой крест — христианам.
Модернисты против традиционалистов
В вопросе о религиозных атрибутах и шире — интеграции 5 млн мусульман во французское общество истеблишмент страны разделился на модернистов и традиционалистов. Модернисты полагают, что запреты лишь играют на руку радикальным исламистам. Традиционалисты утверждают, что принцип светского образования должен оставаться непоколебимым, платки же являются не только инструментом пропаганды нетерпимой версии ислама, но и символом подавления женщин.
Сам Жак Ширак принадлежит к числу ярых традиционалистов. Он мечтает о создании во Франции «просвещенного ислама», для чего, по его мнению, следует начать «обучение имамов французской национальности».
Между тем многие наблюдатели считают закон о запрете религиозной атрибутики фиговым листком, призванным скрыть тот факт, что значительной части мусульман не удалось интегрироваться во французское общество. Косвенно это признают и депутаты, готовые проголосовать за принятие законопроекта. Зарубежные же комментаторы высказываются более откровенно. Как пишет швейцарская Tribune de Geneve, «Франция разместила представителей рабочего класса из Северной Африки в гетто и тем самым создала мину с часовым механизмом».