Русская линия
Победа.Ru Марина Васильева,
Юрий Сухарев
04.02.2005 

II учебно-методические сборы военного духовенства

В рамках XIII Международных Рождественских образовательных чтений, проходивших по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в Москве с 24 по 30 января, состоялись II Учебно-методические сборы военного духовенства. В них приняли участие руководители епархиальных отделов по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями. В сборах принял участие 391 человек, из них 195 священнослужителей Русской Православной Церкви, представляющих 56 епархий на территории Российской Федерации.

В июне 2003 г. в Рязани, на базе Рязанского Воздушно-десантного училища были проведены Первые сборы духовенства, окормляющего Вооруженные силы. Сборы имели большую практическую пользу и вызвали положительный отклик как в армейской среде, так и в обществе. Было принято решение сделать их постоянными, с целью вооружения священнослужителей навыками духовно-пастырской работы с военнослужащими различных категорий.

Сборы открылись 26 января заседанием секции «Армия и Церковь: соработничество во имя жизни», проходившем в Военной академии Генерального штаба ВС РФ. Заседанию предшествовал молебен в Академическом храме Архангела Михаила, который совершили участники секции в священном сане.

Открыл заседание секции заместитель начальника Академии генерал-полковник В.М.Барыкин. Он отметил, что в центре внимания форума должны быть вопросы духовной безопасности России. В нынешнем году отмечаются две знаменательные даты: 60-летие победы в Великой Отечественной войне и 625-летие Куликовской битвы. Эти исторические вехи напоминают нам о той роли, которую сыграла Русская Православная Церковь в защите Отечества. Война воскресила в памяти народа образ Святой Руси. Вымоленная благодать Божия спасла Отчизну. Между тем, в наши дни, хотя повсюду звучит патриотическая риторика, за ней скрывается духовная «мерзость запустения». Реальные плоды Победы расхищены. То. что пытаются строить на месте былой России люди без веры — не есть Россия. Они «подверстывают деяния предков под наше нынешнее духовное убожество». Без Православной Веры страна или рухнет под напором внешних сил, или выродится в диктатуру нелепой национальной спеси.

Настал час Российской Армии возвысить свой дух. Воцерковленная Россия должна преградить дорогу тем, кто пытается перестроить человечество по образу звериной стаи. Он отметил далее, что первоочередной задачей является введение института военного духовенства, и если существует объективная потребность — необходимо изменить правовые нормы, мешающие более тесному союзу Армии и Церкви. Недопустимо, чтобы жизнь в стране определяли законы, не отражающие ее реалии.

По словам генерал-полковника В.М. Барынкина, ни один институт современного российского общества не проявляет большей заботы об армии, чем Русская Православная Церковь. Он назвал Церковь верным союзником, никогда на протяжении всей истории страны, не предавшей ее защитников. Россия будет расти и развиваться лишь в том случае, если в ней воцарится дух чести и служения.

Затем Преосвященный епископ Дмитровский Александр, викарий Московской епархии, зачитал приветствие Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия участникам секции Рождественских чтений.

Председатель Синодального Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов вручил награды представителям профессорско-преподавательского состава Академии за вклад в духовно-нравственное воспитание будущих офицеров высшего звена Российской Армии.

Протоиерей Димитрий Смирнов выступил с докладом, посвященным раскрытию темы секции. Он отметил, что Армия воспринимается и как семья, и как школа. Сейчас все чаще приходится слышать разговоры о том, что Армия будто бы слишком дорогой институт для современной России. Но если отвлечься от геополитических реальностей, которые очевидны сами по себе, и рассмотреть ее как институт воспитания и образования, то можно увидеть, какую огромную пользу она может принести для общества и государства. Треть русских детей рождаются вне семьи еще больше — выходцы из однодетных семей. Армия должна и может стать для них и семьей, и школой, учащей добру.

Настоящий русский человек обладает имперским сознанием, инстинктом строительства государства. Мы можем, вопреки существующим условиям, делать то, что нужно, чтобы Армия стала семьей, тем местом, куда будет стремиться любой здоровый юноша. Она может взять на себя те функции, которые недовыполняет общество. Если сохранятся существующие тенденции, то России через 30 лет вообще не будет, подчеркнул докладчик. Наиболее ответственные люди в стране — это военные и церковные. Если мы будем едины, то сможем эти тенденции повернуть вспять. Каждый обязан использовать нынешнее благоприятное для Церкви время, чтобы сделать все возможное для спасения страны и народа.

В перспективе церковно-государственных отношений тема секции была рассмотрена представителем Администрации Президента Б.М.Лукичевым. Согласно его оценке, только Русская Православная Церковь в своих программных документах сформулировала такие положения, которые полностью отражают интересы Государства и совпадают с ними. Процесс введения духовенства в Армии, отметил Борис Михайлович, похож на введение духовного образования — он встречает те же препоны, однако то, чего не удавалось до сих пор сделать на федеральном уровне вполне возможно на региональном. Но нынешний год может стать годом прорыва в отношениях Армии и Церкви. Готовится эксперимент по введении в частях постоянной готовности института военных священников. Опыт взаимодействия с Церковью отдельных родов войск показывает, что скоро уже количественный рост контактов вызовет переход его в иное качественное состояние.

Следующий докладчик, архиепископ Львовский и Галицкий Августин, продолжил анализ церковно-государственных реалий сегодняшнего дня на примере зарубежных стран. Определенную почву для размышлений давали недавние события на Украине, где избирательная кампания вызвала разобщение в рядах комсостава Украинской Армии.

Сейчас, отметил Владыка, в СМИ и армейской пропаганде стран НАТО основная тема — ведение «справедливой войны» — оправдание вмешательства в дела других государств. Благородные цели миротворчества на практике извращаются в интересах политических блоков и коалиций. Европа, по его мнению, пошла ошибочным путем, руководствуясь новыми стандартами «справедливой войны» вместо евангельских норм. В заключение Владыка поделился впечатлениями от поездки в Ирак, где с украинскими миротворцами находился военный священник. По его словам, даже на самой несправедливой войне священнику есть, что сказать солдатам, поскольку на первом месте для него должна быть душа военнослужащего, стремящегося не запятнать свою совесть, но при этом необходимо быть аполитичным.

Генерал-лейтенант А.Я. Чернышев. Заместитель начальника ВАГШ по научной работе в своем выступлении отметил, что, поскольку законодательство, ведомственные нормативные акты не успевают за течением жизни, задачей секции должна быть выработка рекомендаций для нормотворчества, регламентирующего деятельность духовенства в Вооруженных Силах. Если до сих пор в выступлениях на военных секциях Рождественских чтений преобладала историческая тематика, то сейчас осознанна необходимость осмысления уже современного опыта работы военных священников.

Говоря о плодотворном сотрудничестве Церкви и Армии, Анатолий Яковлевич констатировал, что «свобода вероисповедания, декларируемая государством, оказалась свободой для спекуляций сектантов, требующих уравнять себя с Русской Православной Церковью. Равенство перед законом не может означать равенства социальных ролей! Глубина и качество отношений с конфессией должно определяться ее ролью в обществе и культуре народа.»

«В настоящее время модель взаимоотношений Церкви и Армии складывается во многом стихийно. Наша задача — выявить тенденции, определить продуктивные направления и задачи. Этап ознакомления миновал. Наступил этап устойчивого, заинтересованного взаимодействия с элементами сотрудничества.

Генерал-майор в отставке А.В. Черкасов, напомнив о исторических традициях взаимодействия Армии и Церкви, роли наших национальных героев в укреплении духовной мощи русских войск, отметил, что в настоящее время война меняет свое лицо. Её исход во все большей степени зависит от духовного потенциала сторон. В ближайшем будущем победы будут достигаться главным образом духовно-информационным обеспечением. Именно в этом он видит решающий фактор нашей грядущей победы.

Заместитель Председателя Синодального Отдела иеромонах Савва (Молчанов) сравнил переживаемый нами период в деятельности военного духовенства с началом 90-х годов XIX столетия, когда начался период объединения усилий и качественного совершенствования работы. Он призвал всех присутствующих сотрудничать с журналом, отдавая на общее благо, кто, что может.

Генерал-майор А.Д. Жихарев, командир гвардейской авиационной дивизии дальней авиации рассказал об истории и опыте сотрудничества дальней авиации и Православной Церкви в прошлом и в настоящее время.

Контр-адмирал Ф.С. Смуглин, заместитель Главнокомандующего Военно-морским флотом России по воспитательной работе, рассказал собравшимся об участии духовенства в морских походах минувшего года. Он также высказал пожелание как можно скорее внести изменения в законодательство, регламентирующие деятельность духовенства на флоте. По его словам, флот подошел к пониманию необходимости заключения договора о взаимодействии с РПЦ.

Полковник А.В. Васильев в весьма содержательном выступлении рассказал о методике взаимодействия Вооруженных Сил с Русской Православной Церковью. Он обратил внимание присутствующих на слова преамбулы Основного Закона, в которых декларируется преемственность новой России к той России, в которой Русская Православная Церковь пользовалась особым статусом. Эта же мысль отражена и в Федеральном Законе «О свободе совести и религиозных объединениях», где говорится об особой роли православия в истории России. Комментируя ст. 14-ю Закона он сказал, что принципу светскости государства противоречит и, какая бы то ни было поддержка государством атеизма.

Анализируя религиозную ситуацию в России в контексте международных отношений, Алексей Валентинович, в частности указал, что США оценивает политику России в религиозной сфере как дискриминационную. Объясняется это попытками дальнейшего ослабления нашей страны и активизации вмешательства в ее внутренние дела, целенаправленное стимулирование деструктивных явлений религиозной жизни с конечной целью расчленения России на несколько частей, что невозможно без дискредитации традиционных ценностей, подрыва нравственных основ национального бытия, девальвации культурного наследия, неразрывно связанного с историей традиционных конфессий. Он подтвердил возможность проведения государственного эксперимента по работе священнослужителей в соединениях и частях постоянной готовности.

Полковник А.И. Суровцев зачитал текст резолюции Секции.

После переезда участников в военный городок Одинцово-10, заседание секции продолжилось в Доме офицеров РВСН.

Высокую оценку деятельности военных священников дал Командующий РВСН России, генерал-полковник Н.Е. Соловцов, рассказавший собравшимся, о сегодняшнем дне стратегических ракетчиков и перспективах развития своего рода войск. По его мнению, необходимо дальнейшее расширение сотрудничества с Православной Церковью, выход на новые формы взаимодействия. «Мы уважаем все религии, но в своей деятельности начинаем с Православия, так как это отвечает интересам большинства личного состава». Все большее значение уделяется религии в военных институтах РВСН. В то же время, по словам командующего, взаимодействие с представителями других конфессий остается проблемой.

Далее генерал — полковник Соловцов ответил на вопросы собравшихся и, в частности, рассказал о том, что «в настоящее время в войсках принимаются дополнительные меры по охране ракетных комплексов от атак террористов, особенно во время учений. В этих случаях для обеспечения безопасности задействуется авиация, взаимодействуем с МВД и ФСБ».

Далее выступили руководитель военного Отдела Екатеринбургской епархии И.К.Новожилов, изложивший систему организации работы военного духовенства на уровне епархии. За десять лет работы епархиального военного отдела (2 священника, благочинный и 2 сотрудника) подготовлено шестнадцать договоров с силовыми структурами Урала. В настоящее время в работе участвует 205 священников, окормляющих 425 частей и подразделений разных силовых структур.

Протоиерей Александр Болтрукевич, руководитель военно-патриотического клуба «Пересвет» при Троице-Сергиевой Лавре поделился опытом работы с подростками. По его мнению, основой программы любого приходского военно-патриотического клуба являются четыре предмета: Основы Православия; Военная история Отечества, но преподаваемая не в хронологической последовательности, как в школе, а «от календаря»; рукопашный бой (при отсутствии инструктора — допустима замена на другие виды спорта) и строевая подготовка. «Для того, чтобы работать с детьми не требуется денег. Нужно только понимание того, что это — на долго, может быть, на всю жизнь».

О том, как проходил II съезд военного духовенства в далеком 1917 году, в преддверии небывалого для России переворота, рассказал полковник запаса, доктор педагогических наук В.М. Котков, автор новой двухтомной Истории военного духовенства.

На заседании обсуждался один из самых острых и наболевших вопросов в Армии — профилактика неуставных отношений, так называемой «дедовщины» и самоубийств. О методике душепастырской работы, направленной на предотвращение подобных явлений, рассказал заместитель Председателя Синодального Отдела иеромонах Савва (Молчанов).

Передовой отряд Армии, ВДВ — «войска для войны», как их называют, имеют наиболее богатый и драматичный боевой опыт. Деятельность священника в «горячей точке», где он сам подвергается опасности вместе с пасомыми, была рассмотрена в докладе заведующего сектором ВДВ Синодального Отдела иерея Михаила Васильева, рассказавшего о своей работе в войсках ОГВ© в Чеченской республике.

С воспоминаниями о своем пастырском служении в Косово, где имелась возможность сравнить его с деятельностью капелланов зарубежных армий, выступил сотрудник сектора ВДВ иерей Александр Солдатенков. По его мнению, священник не должен быть офицером: «Над капелланом доминирует его начальник».

Отец Александр рассказал, как на глазах у натовских «миротворцев» минировались и взрывались албанцами православные храмы, а те лишь отъезжали в сторонку и вызывали полицию… «Про американских солдат можно сказать, что это люди без веры, — считает он. — Хотя у них в войсках больше всех капелланов разных вероисповеданий». «Православные храмы для них — пустое место». Они понимают, что и война в целом и их миссия несправедливы, но готовы выполнить любой приказ.

Немалое место на секции заняло обсуждение деятельности вредоносных «агентов влияния», снижающих эффективность нравственно-воспитательного воздействия Церкви на военнослужащих. Главные из них — светские СМИ, в особенности телевидение, и тоталитарные секты.

В выступлении А.В.Свиристелко отмечалось, что лучшее экранное время отдается тем, кто дезориентирует людей, расшатывает их сознание, глумится над всем и вся, а именно — пародистам, убеждающим нас, что русский народ это сборище недоумков, блудодеев и алкоголиков. По существу с экрана ведется война с собственным народом, так как насаждаются пороки, ведущее к вырождению нации. Телевидение должно стать орудием православной проповеди, служить пропаганде здорового образа жизни. На государственном канале в хорошее время идет программа «Мусульмане», в то время, как православным уделяется внимания во много раз меньше.

На заседании отмечалась необходимость борьбы с сектами, которые, сворачивать свою деятельность не собираются. Ныне они активно маскируются, скрывая свою оккультную сущность, как, например, быстро растущая секта неопятидесятников.

Большой интерес вызвало выступление известного богослова диакона Андрея Кураева, посвященное взаимодействию Православия и ислама. По мнению отца Андрея, Магомет не был знаком с подлинным христианством, поскольку в Коране он воспроизвел легенды о Христе, бытовавшие в то время среди остатков гностических сект.

Поскольку Секция проходила в годовщину освобождения Красной Армией Освенцима, отец Андрей рассказал, что очередность на отправку в лагерь смерти устанавливали, по соглашению с фашистскими властями, органы самоуправления еврейских гетто. Естественно, что первыми в списках оказались евреи христиане, атеисты, члены смешанных семей и т. п., а ортодоксальные иудеи всячески оберегались.

С особым вниманием выслушали собравшиеся популярного телеведущего Михаила Леонтьева, выступившего, по его словам, с «политинформацией о международном положении» России, а также давшем нелицеприятные оценки многим действующим политикам СНГ и России.

Нынешние Чтения, как отмечали выступающие, отличаются от прежних. Если раньше перед участниками стояла задача раскрытия и усвоения исторического опыта, то сейчас накоплен опыт современный, в объеме, достаточном для осмысления и анализа. Этап ознакомительных встреч закончен. Наступил этап устойчивого, заинтересованного взаимодействия — соработничества, сослужения, соратничества.

Завершение работы форума военного духовенства было ознаменовано молебном в гарнизонном храме преподобного Илии Муромца Печерского и встречей с командованием РВСН.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика