Газета.GZT.Ru | 03.02.2004 |
— Ваше Блаженство, как вы оцениваете отношения между Русской Православной Церковью и Александрийской?
— Взаимоотношения братские и развиваются очень динамично. Единство Церквей отражает духовное единство православных народов, исторически усиливает его. Поэтому вручение мне премии «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов» и пребывание в великой России очень важны для Александрийского патриархата, православной Африки в целом. Нам была дана возможность пообщаться с Его Святейшеством, нашим возлюбленным братом Патриархом Алексием. Это важно также и потому, что наша встреча с президентом России является свидетельством теплых чувств и любви, которые наша патриархия испытывает к возлюбленному единоверному русскому народу.
— Поддерживаете ли вы идею проведения Всемирного православного собора, ставшую одной из центральных тем в ходе встреч с президентом Владимиром Путиным и Патриархом Алексием II?
— Мы, предстоятели двух Церквей, считаем, что проведение подобного собора необходимо. Не секрет, что накопилось огромное количество вопросов, которые необходимо решать, а это возможно только на уровне всецерковного собора.
— Каково влияние России на жизнь современной православной Африки?
— У каждой церкви есть свое подчинение. На Африканском континенте довольно много славян, которые тоже являются членами нашей паствы. Среди наших прихожан не только греки, но и болгары, сербы, румыны. Русская Православная Церковь оказывает свою помощь, посылая священнослужителей, чтобы они окормляли российскую паству. РПЦ также помогает финансово этим священнослужителям и в строительстве храмов. Я очень признателен братской Русской Церкви за то, что она осуществляет такого рода действия, помогая нашему патриархату.
— В каком состоянии сейчас находится межхристианский диалог — ведь многие православные Церкви вышли из Всемирного совета Церквей?
— Некоторые христианские деноминации одобряют однополые браки, другие согласились на то, чтобы членами клира стали женщины. Эти характерные примеры объясняют, почему некоторые православные Церкви вышли из состава ВСЦ и отступили от межхристианского диалога. Я считаю, что Александрийская церковь и Русская Православная Церковь должны дать своей пастве понять: то, что приемлемо в других Церквах, наши Церкви не приемлют. Но одновременно с этим надо продолжать развитие межхристианского диалога. Мы молимся о единстве всех Церквей, диалоги имеют именно эту цель. Христос основал одну Церковь. Давайте будем молиться, чтобы наконец настал тот день, когда Церковь станет единой, каковой она была основана в самом начале.
— Каковы успехи Александрийского патриархата в миссионерской деятельности на Африканском континенте, влияют ли на жизнь африканских приходов культурные традиции коренных народов Африки?
— Культурные традиции коренных народов не оказывают влияния на литургическую жизнь африканских приходов. Речь идет о традициях, которые складывались веками, и мы позволяем и даже приветствуем их существование. Скажем, среди местных жителей принято самовыражаться в танце — африканец совершает порой неимоверное количество телодвижений. Когда кто-то поет псалмы, они двигаются, они танцуют, принимая, таким образом, участие в богослужении и телом. Церковь это принимает, потому что Церковь заинтересована в душевном спасении человека.
— Вы живете в стране, где ислам объявлен государственной религией. Сталкиваются ли христиане Египта с проблемой исламского экстремизма?
— Напротив, мы не только сосуществуем, но и помогаем друг другу. У нас нет никаких проблем. Наши дети рождаются, живут, растут совместно, православные и мусульмане. Мы готовим свои паствы так, чтобы они в лице мусульманина видели образ Божий. Получается, что одна религия принимает другую религию. Это очень и очень помогает в строительстве улучшенного сообщества в той стране, где мы все совместно проживаем.