Русская линия
Версии.com Василий Ансимов29.01.2004 

Борьба добра и зла
Интервью Митрополита Киевского Владимира (Cабодана)

Ваше Блаженство! Минул 2003 год по Рождеству Христову. Каким он был для мира, Церкви, человека?

— Так устроено Господом, что и в мире, и в человеческом сердце постоянно идет борьба добра и зла, света и тьмы, правды и лжи. И человек, и человечество свободны, поэтому ищут путь к спасению, проходят через надежды, разочарования, обретения и потери. Уходящий год, как и предыдущие, был тревожным, сложным, противоречивым. К сожалению, в мире все еще существуют очаги насилия. Это и Ирак, и Святая Земля, это и Косово, где экстремисты по-прежнему взрывают православные храмы.

Накаленная обстановка в Грузии. Грузинская Православная Церковь и власти этой страны обратились к нам с просьбой, чтобы знаменитая киевская чудотворная икона Божией Матери «Призри на смирение» из Свято-Введенского монастыря посетила храмы и монастыри страны святого Георгия. Мы благословили эту акцию и молимся, чтобы заступничество Пресвятой Богородицы способствовало обретению гражданского мира и согласия на этой древней православной земле.

В прошедшем году Украину также посетили великие православные святыни, прежде всего я имею в виду стопу святого апостола Андрея Первозванного, тысячи православных смогли посетить святые места Греции и Святой Земли, вся наша Церковь отпраздновала столетие прославления в лике святых преподобного Серафима Саровского, получившего благословение Киево-Печерской Лавры на монашеский подвиг. Приходская жизнь по-прежнему была очень напряженной, продолжается строительство, реставрация, обустройство храмов, открыты несколько сотен новых православных общин, десять монастырей.

Когда планируется полностью завершить обустройство Православной Церкви храмами и монастырями? Есть ли такие расчеты?

— Расчетов таких нет. Вера православная — это душа нашего народа, и Церковь не является «плановым хозяйством». Народ Божий по своим силам и возможностям сам определяет, что и когда он может строить. Конечно, по количеству храмов мы еще не скоро достигнем дорепрессивного уровня, ведь уничтожалось методично и планомерно все, что созидалось столетиями. За 15 лет религиозной свободы мы не восстановили и половины утраченного. В уходящем году восстановлены, отреставрированы, построены сотни храмов. Среди них и величественные, на несколько тысяч прихожан, кафедральные соборы в Кривом Роге и Луганске, и небольшой, но драгоценный храм в Чернобыле, прихожане которого — несколько десятков «самоселов», которые живут в зоне, в родных селах, у родных могил.

Есть ли смысл строить, восстанавливать храмы в вымирающих, заведомо неперспективных селениях?

— Мы не должны руководствоваться категориями целесообразности. Для Церкви нет «неперспективных» сел или людей. За последние десять лет в результате экономического кризиса опустело много сел. Старики вымирают, трудоспособное население и молодежь тянутся в города, туда, где можно найти хорошую работу. Бывает, что уже закрылась школа, больница, библиотека, клуб, а храм был и остается действующим. Пока есть хоть несколько человек в селе, не умолкнет молитва в храме. Конечно, многим сельским приходам нелегко содержать церковь, нелегко и священнику содержать свою семью. Однако часто крупные городские приходы и монастыри помогают сельским общинам. Замечательно и то, что многие бизнесмены, депутаты, государственные и общественные деятели не забывают о своей «малой родине» и оказывают помощь в строительстве и ремонте сельских церквей. Пока горит свеча в храме, есть надежда на возрождение нашего села, где «буде син, ¦ буде мати, ¦ будуть люди на зем릻.

Ваше Блаженство, Вы упомянули об экономическом кризисе, но многие сегодня продолжают говорить и о кризисе духовности. По этой проблеме прошли даже парламентские слушания.

— У нас наблюдается путаница в понятиях. Сегодня часто пишут о пошлых книгах, песнях, телепрограммах, живописных полотнах и за все этим видят «кризис духовности». Хотя очевидно, что это кризис культуры, оторванной от своих высоких христианских начал, от веры православной, от той же духовности. Старшее поколение национальной культурной элиты воспитано в безверии, молодые — на западной субкультуре, хлынувшей к нам после падения железного занавеса. Отсюда и кризис, утрата высоких представлений о человеке, его предназначении, о семье, о любви, о долге. Герои Гоголя и Достоевского искали смысл человеческого существования, Шевченко — правду Божию и человеческую, украинская литература советского периода наполнена пафосом труда, справедливости, любви к родной земле. Герои же нынешних книг и сериалов думают лишь о том, где и с кем провести вечеринку и как раскрутить головоломку очередного убийства. Сленг криминала стал языком литературы и кино! Мир высоких чувств, помыслов и поступков становится недоступным нашей культуре, и это результат ее отпадения от христианской традиции.

Что же касается духовности, то мне представляется, что в настоящее время мы видим не упадок ее, а возрождение. Духовный человек — это человек, живущий по заповедям Господним, ставящий духовные ценности выше материальных, который совершает поступки, не приносящие ему никакой выгоды. То, что наш народ сегодня в тяжелых экономических условиях строит храмы не по указке госорганов, а по зову души, свидетельствует, что он не мыслит себя без духовного, без Бога, без Православия. У нас 160 монастырей, почти 11 тысяч общин, и каждый приход берет под свою опеку детские дома, тюрьмы, дома престарелых, больницы, школы, воинские части.

В уходящем году мы провели в Киеве первый миссионерский съезд, крупную международную конференцию, посвященную проблемам семьи и личности, учредительный съезд Православного педагогического общества, семинары по вопросам духовной и социальной реабилитации осужденных и по проблемам борьбы со СПИДом. Крупные церковно-светские конференции, посвященные проблемам человека, культуры, педагогики, медицины, прошли в Донецке, Днепропетровске, Херсоне и в Крыму.

Каким образом эти форумы связаны с проблемой духовности и социального служения Церкви?

— Самым непосредственным. В советское время Церкви было запрещено не только проповедовать вне стен храма, но и заниматься благотворительностью. Традиции социального служения были утрачены, поэтому прихожане встречаются с большими трудностями в его организации. Священное Писание говорит: «Научитесь делать добро, ищите правды». Богословские, научно-практические конференции, которые проводит Церковь, и являются той наукой, которая не только дает богословский взгляд на современные проблемы социального служения, но и показывает пути организации реальной работы. Естественно, нужны специфические знания и навыки для работы среди разных социальных групп. Беспризорники, престарелые, инвалиды, ВИЧ-инфицированные, осужденные, наркоманы — со всеми этими категориями людей уже накоплен опыт работы и в наших епархиях, и в других поместных Церквах, и он должен быть доступен всем, кто несет церковное послушание на этой ниве. Есть еще комплекс юридических и прочих проблем по организации приютов, благотворительных столовых, по работе с сиротами. И их тоже надо уметь разрешать. В наше время воцерковленный человек должен быть еще более настойчивым и терпеливым делателем добра.

Но ведь социальными проблемами должны заниматься не столько церковные, сколько государственные структуры. Как Вы взаимодействуете с ними?

— У нас заключены договоры о сотрудничестве с министерствами и ведомствами. На приходском уровне сотрудничество еще более тесное, потому что там местные власти и приход заняты реализацией конкретных проектов. Сегодня возможности государственных социальных служб и Церкви не так велики, как хотелось бы, поэтому соединение усилий всегда идет на пользу делу. Там, где власть действительно думает и заботится о человеке, ценят труды православной общины и не только сотрудничают, но и помогают ей.

Но этого, видимо, нельзя сказать о политиках, которые все-таки провалили в парламенте новую редакцию Закона «О свободе совести и религиозных организациях»?

— К сожалению, это одно из самых больших разочарований уходящего года. Проект Кабинета министров предусматривал возвращение Церкви статуса юридического лица, чего она была насильственно лишена в период атеистических гонений. Украина едва ли не единственное государство в Европе, где Церковь находится в столь бесправном положении. Законопроект содержал также ряд положений, существенно расширявших возможности осуществления ею своей социальной миссии. Но, увы, не суждено.

Говорят, за этим стоят интриги униатов и раскольников, которые в числе других выступили против предоставления Церкви статуса юридического лица.

— Я не думаю, что какая-то конфессия в Украине вправе определять, что необходимо Украинской Православной Церкви. Она уже тысячу лет несет свою спасительную миссию. Она законная, благодатная, признанная во всем православном и христианском мире. Сегодня УПЦ по-прежнему является крупнейшей Церковью страны, объединяющей большинство православных граждан Украины. Наши требования справедливы и законны, они соответствуют европейскому законодательству и рекомендациям Совета Европы. Если мы действительно строим правовое государство, а не играем в него, УПЦ должны быть возвращены статус юридического лица, храмы, церковные сооружения и имущество, которых она была лишена атеистическим режимом путем кровавых репрессий и насилия. Мы не претендуем на чужое, но не собираемся отказываться от своего. Будем надеяться, что грядущий год сдвинет с мертвой точки и эти проблемы.

Ваше Блаженство, с какими чувствами Вы встретили 2004 год?

— С самыми светлыми. Ведь Рождество Христово — великий и радостный праздник, напоминающий о рождении Света и вечном пребывании с нами Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. С Ним мы вступаем в новый 2004 год, в этом залог того, что наши надежды сбудутся. Мы сегодня говорили о том, что наша Церковь, основанная Христом Спасителем, постоянно побуждает человека к деланию добра, к заботе о ближних и дальних. Пусть стремление делать добро и радоваться этому не оставляет вас не только на протяжении святок, но и всего года!

Пользуясь случаем, поздравляю всех журналистов, сотрудников церковных и светских СМИ Украины с Новым годом и Рождеством Христовым! Призываю Божие благословение на ваши труды и добрые начинания! Это социальная работа Церкви, но верующие, в ней участвующие, не ищут и не получают никакой выгоды, они, говоря словами Священного Писания, «наслаждают свою душу добром», а не стяжательством и богатством. Так что мы видим пробуждение, а не упадок истинной духовности.

Беседу вел руководитель пресс-службы УПЦ МП Василий Анисимов


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru